Один из серийных вертолетов Як-24 з/н 27203310 был в опытном порядке переоборудован в топливозаправщик Як-24 «Луч», для чего в его грузовой кабине разместили три бака емкостью 1060 литра каждый, или десять бочек емкостью 200 литров, или 99 канистр емкостью 20 литров. Заправка до четырех объектов боевой техники могла проводиться как с посадкой через четыре горловины, так и на режиме висения с помощью одного рукава.
Государственные испытания вертолет-топливозаправщик, проходил с мая по июнь 1958 года. Ведущими специалистами были инженер А. М. Загордан и летчик-испытатель К. Д. Таюрский. По результатам испытаний выявили, что запас прочности вертолета оказался недостаточным для выполнения подобных операций и вопрос о принятии на вооружение топливозаправщика должен был решиться после завершения войсковых испытаний Як-24. Топливозаправщик в серию так и не пошел.
На предъявленных кадрах хорошо виден процесс заправки танка ПТ-76 во время Государственных испытаний. Вертолет завис, над остановившимся в воде плавающим танком, куда доступ для любого другого вида транспорта невозможен. Операторы топливозаправщика спустили танкистам, попавшим в беду, гибкий рукав, по которому в танк поступило топливо.
Как это неудивительно, но этот уникальный вертолет сохранился до наших дней. С 14 марта 1962 года бывший топливозаправщик Як-24 "Луч" находится в экспозиции Центрального музея ВВС в Монино, где он неоднократно реставрировался.
(с) Юрий Дорошенко