Сегодня представляю Вашему вниманию вертолет соосной схемы Ка-10, который был развитием вертолета Ка-8. Вертолет имел поршневой двигатель АИ-4Г, мощностью 55 л.с., взлетная масса составляла всего 370 кг. Запас топлива 33 литра. Ка-10 мог достичь максимальной скорости 115 км/ч, потолок - 2500 м, практическая дальность полета - 170 км. Экипаж состоял из одного человека. Габариты вертолета были: длина 3,9м; ширина 1,97м и высота 2,5 м. Диаметр несущих винтов 5,8 м.
Вертолет был спроектирован за несколько месяцев. Ка-10 по схеме и габаритам полностью повторял вертолет Ка-8. Силами ОКБ-2 было собрано четыре опытных экземпляра. №1 предназначен был для ресурсных испытаний, а №2, №3 и №4 для летных. Ка-10 №1 проходил до конца 1949 года 200 часовые ресурсные испытания. Во время этих испытаний осуществлялись подлеты на привязи.
Первый полет Ка-10 №2 совершил 30 августа 1949 года. Вертолет пилотировал летчик-испытатель М. Д. Гуров. После этого вертолет проходил летные испытания до октября 1949 года. 8 октября 1949 года случилась трагедия. На Ка-10 №2 выполняли полет на продолжительность на высоте 200 метров над аэродромом Измайлово. Вертолет пилотировал М. Д. Гуров. Во время полета Ка-10 дважды скабрировал, в результате чего лопасти сложились и Ка-10 упал. От полученных травм М. Д. Гуров скончался по дороге в больницу.
Ка-10 №4 приступил к летным испытаниям с 11 мая 1950 года. Это вертолет пилотировал летчик Игнат Кедровский. На вертолете Ка-10 №3 летал летчик Д. К. Ефремов. К 27 октябрю 1950 года программа заводских испытаний была закончена. Вертолеты передали для прохождения Государственных испытаний, которые проходили под Ригой на Киш-озере на крейсере "Максим Горький". В 1951 году эти же вертолеты участвовали в параде в честь Дня ВМФ на Химкинском водохранилище.
24 августа 1951 году Бюро по военно-промышленным вопросам при Совете Министров СССР поручило ОКБ-2 постройку войсковой серии из пяти машин. Серия была собрана в 1952 году. Головной вертолет Ка-10 №6 с 27 мая 1952 года проходил контрольные испытания. Контрольные испытания этот экземпляр вертолета не прошел. Несмотря на это, НИИ ВМФ не отказалось от проведения испытаний войсковой серии, настояв на устранение замечаний указанных в акте по результатам испытаний.
С 8 сентября по 2 декабря 1952 года пять вертолетов Ка-10 проходили войсковые испытания в Севастополе. Вертолеты базировались на линкоре "Новороссийск", применялись для связи между кораблями, корректировки артиллерийских стрельб, поиска подводных лодок и минных полей. За время испытаний Ка-10 совершили 482 вылета. Результаты испытаний были следующими: "вертолет доступен летчикам средней квалификации, но... его дальнейший серийный выпуск и принятие на вооружение нецелесообразны, т.к. флоту нужны двухместные вертолеты, оснащенные специальным поисковым оборудованием и вооружением."
Судьба вертолета Ка-10 была обречена. Он оказался ненужным ВВС ВМФ. В результате требований ВВС ВМФ был создан новый вертолет Ка-15. На этом история Ка-10 не заканчивается. По ходатайству командующего авиацией ВМФ Е. Н. Преображенского была построена серия из 15 модифицированных вертолетов Ка-10М. Вертолеты Ка-10М от Ка-10 отличались: увеличенными лопастями несущих винтов, усовершенствованным автоматом перекоса, усовершенствованной системой управления, двухкилевым хвостовым оперением, полуовальной формой килей. В результате этих изменений возросла надежность и путевая устойчивость вертолета. Ка-10М в ВМФ использовали для подготовки экипажей, на будущий вертолет Ка-15.
Для визуального восприятия отличий вертолета Ка-10 от Ка-10М, ниже прикладываю чертежи этих вертолетов, выполненные А. Михеевым.
Один из Ка-10М в 1953 году участвовал в воздушном параде в честь Дня Авиации в Тушино, где успешно садился в кузов грузовику ЗИС-150. Во время репетиции к параду вертолет подробно отфотографировал легендарный фотокорреспондент Борис Вдовенко. Ниже представляю эти фотографии:
П.С. Данная заметка является компиляцией статьи Александра Соловьева "Московский "Иркутянин"". Для ознакомления с историей Ка-10, я рекомендую прочитать в журнале "Авиация и Время" №5 за 2005, две статьи указанные мною в источниках. Данная моя статья изначально задумывалась, как небольшая заметка, описывающая фотографии вертолета Ка-10М во время репетиции к авиапараду в Тушино в августе 1953 года, сделанные Б. Е. Вдовенко. К сожалению, описание к фотографиям переросло в краткое описание истории вертолета.
(с) Юрий Дорошенко
Источники:
1. А. Соловьев - Московский "Иркутянин", журнал "Авиация и Время" №5, за 2005 год
2. О. Дмитриев, Д. Попов, И. Попов - Первый шаг на палубу, журнал "Авиация и Время" №5, за 2005 год
3. В. Баршевский - Ка-10 - корабельный вертолет связи и наблюдения, журнал "Самолеты мира"