Каирский Трамвай - Tatra K5AR

Mar 07, 2015 12:17

Для Египта чешской фирмой "Tatra" была разработана специальная модификация легендарного трамвая Tatra K5. Во второй половине 60х годов Объединенная Арабская Республика (так тогда назывался Египет) заказала у ЧССР крупную партию трамваев для Каира. В те годы ОАР брала курс на сближение с СССР, в результате чего многие закупки производились в странах соцблока.




Трамвай был спроектирован на основе Tatra K2. Новая модификация носила индекс Tatra K5AR, где AR - означало Арабская Республика, сокращенное наименование тех лет Египта. Египетские Татры оснастили двумя кабинами и двумя пантографами, по каждому борту имелось по три двери.

Такие существенные изменения были сделаны из-за особенностей трамвайной системы Каира не имеющей оборотных колец. Трамвай проектировали специально для эксплуатации на тупиковых линиях. Из других особенностей конструкции были тележки под метровую колею, оборудование приспособленное для жесткого тропического климата. Мощность каждого из четырёх тяговых двигателей составляла 44,5 кВт (у прародителя Tatra K2 - 40 кВТ).

Во всем остальном Tatra K5 была схожа с Tatra K2. Трамвай представлял собой шестиосный сочленённый из двух секций вагон с безмоторной средней тележкой, расположенной под сочленением с привычным для "поколения Т3" дизайном масок. Борта имели гофрированную обшивку.

Прототип был построен в 1967-1968 годах и после успешных испытаний начались поставки в Египет. С 1970 по 1973 год было построено 200 трамваев, которые все были поставлены в Египет. До Египта трамваи доставлялись по следующей схеме: железнодорожным транспортом в Югославию в порт Риека, откуда по морю на кораблях в Египет. Первые 150 трамваев были окрашены в зеленый цвет, последняя партия имела уже классические красные цвета.

В 1970 году поставлено 47 трамваев, заводские номера 159068-159114 (парковые номера 3001-3047). В 1971 году - 53 трамвая, заводские номера 159115-159167 (парковые номера 3048-3100). В 1972 году - 50 трамваев, заводские номера 160565-160614 (парковые номера 3101-3150). В 1973 году - 50 трамваев, заводские номера 162370-162419 (парковые номера 3151-3200).

Встречаются упоминания, что трамваи оборудовались двумя раздельным салонами для мужчин и женщин. Водители и тех состав на трамваи Tatra K5AR проходили в 1969 году обучение в ЧССР в г. Брно. Обучение проводилось на схожих трамваях Tatra K2. В Египте все 200 трамваев поступили в Каир, где им присвоили номера 3001-3200. Парковые номера были нанесены индо-арабскими цифрами.

К сожалению, эксплуатация Чехословацкого трамвая в Египте было непродолжительным. За десять с небольшим лет эксплуатации трамваи пришли в полную негодность. На столь короткую службу повлияло несколько факторов: отсутствие запчастей и хорошей технической поддержки подвижного состава; суровый тропический климат Египта; менталитет большинства жителей Египта (кто был в Египте за пределами курортных отелей поймет о чем идет речь...).

Египет стал единственной страной вне блока СЭВ, где эксплуатировались трамваи производства ЧССР. Все Татры в Каире были отправлены на свалку до середины 80х годов.

В каком виде были Татры через 10 лет эксплуатации можно увидеть на серии фотографий из архива Ааре Оландера, сделанных в феврале 1981 года в Каире.

















Как видно на этих фотографиях на трамваях сломаны двери, отсутствуют фары, выбиты некоторые окна, корпуса трамваев имеют многочисленные повреждения.

В качестве заключения несколько архивных фотографий с просторов Интернета, с небольшими комментариями:

Tatra K5AR в варианте со штангой и пантографом во время испытаний в Чехословакии в 1970 году





Tatra K5AR во время испытаний в Чехословакии. Первые трамваи проходили обкатку в Праге, в депо Моло









Доставка в Египет морским путем трамваев Tatra K5AR



Tatra K5AR на улицах Каира























Умирающие Tatra K5AR в Каирском депо







(с) Юрий Дорошенко

Источники:
1. СТТС - фотогалерея городского электротранспорта

Трамвай, tatra, Египет

Previous post Next post
Up