Ту-114 в кинофильме "Экипаж"

Sep 30, 2014 14:26

В легендарном кинофильме "Экипаж", кроме самолета Ту-154Б СССР-85131 снялся также самолет Ту-114. По сценарию фильма Ту-114 должен был быть взорван, но из-за технических проблем данные кадры не попали в фильм. Тем не менее, в фильме присутствует несколько кадров с пожаром авиалайнера. Сегодня попытаемся разобраться, почему в фильме отсутствует главная сцена взрыва самолета Ту-114 и декораций аэропорта.




Почему отечественный кинематограф лишился таких уникальных кадров, ходило не мало слухов в основе которых был человеческий фактор. Факт съемки взрыва самолета упоминался в многочисленных статьях про данный кинофильм. Среди интересных версий были: не заправленные кинопленкой камеры; самоподжог самолета во время подготовки его к взрыву; поджог самолета накануне фильма. Сам Александр Митта в разных интервью давал разные версии, чем окончательно запутывал, в результате возникало больше вопросов, чем ответов. Ниже приведу два разных его интервью.

Александр Митта телеканалу "Россия" вспоминал следующее: "Я решил: хорошо, трюков будет мало, но один шикарный супертрюк будет. Я всех удивлю! На кладбище самолетов нашли огромный ТУ-114, он был неподвижен. И там, прямо на кладбище самолетов, построили вокруг него декорации, для того, чтобы снять огромный супертрюк. Самолет взрывается и здание огромное взрывается… 6 тонн горючего надо было разлить, с паклей смешать, в общем долгая подготовка. Пока готовили, все сгорело само собой".

В интервью корреспонденту газеты "Аргументы и Факты", он уже говорил следующее:

- Ваш фильм "Экипаж" - первый советский блокбастер. Читала, в прокате он собрал 90 миллионов зрителей и был продан в 92 страны мира! Невероятный успех... Во сколько же обошлась эта картина?
- Думаю, этого вам никто не скажет - не считали! "Аэрофлоту" и Министерству гражданской авиации понравилась идея фильма, поэтому они пустили меня на свои заводы, аэродромы, бесплатно предоставили самолеты, помогали строить макеты-декорации... Что тут было считать? Мне дают самолет - делай с ним, что хочешь. Сколько это стоит? Миллионы, наверное... А нам даже в копейку не обходилось! Я объезжал кладбища списанной техники, сжигал самолеты, устраивая пожары...
- И сколько самолетов сожгли, чтобы снять фильм?
- Мно-о-ого! Что-то больше двадцати... Никогда не забуду, как взрывали знаменитый Ту-114. На околовзлетной полосе, которую в это время ремонтировали, затеяли строить декорацию. Приготовили шесть тонн горючего. Планировали: съемка будет супер! Все взлетит в воздух, а на этом фоне три десятка каскадеров будут выделывать та-а-кие трюки... Но строительство декораций задержалось. А летчики - люди четкие. Приходят и говорят: "Вот, распишитесь, что с завтрашнего дня здесь не будет ни одной вашей декорации. Нарушите - тюрьма, от трех до четырех лет"... - "Что? Почему?" - "Потому что полосу снимаем с ремонта! Могут пострадать люди..." - "Но у меня же декорации!" - "Нет, все кончено. Были сроки - вы их не выдержали".
- И что вы?
- Что я? Я - к министру гражданской авиации, умоляю его, чтобы дал доснять хотя бы недели три... Он собирает генералов, те говорят: пять дней! Нам дали еще пять дней! Ну мы, конечно, рады стараться и, чтобы утром начать без промедления съемку взрыва, с вечера заливаем горючее. А на рассвете - задолго до нашего прибытия - самолет... вспыхнул! Все декорации, к чертовой матери, сгорели. И снова пришлось начинать все с нуля.
- Опасные съемки были...
- Да. Огонь вокруг тебя пылает, а ты снимаешь. Артисты снимаются. Никакой страховки, ни одной "скорой помощи" рядом. Тогда я не понимал, наверное, этой опасности совершенно. А ведь в самом деле могло всякое случиться. Знаете, что самое поразительное? Снимая первый в Союзе фильм катастроф, я понятия не имел об этом жанре. Зарубежные блокбастеры у нас тогда не показывали, и практически все я делал вслепую.

В интервью "Комсомольская Правда", Александр Митта уже говорит практически тоже самое, но четко ставит версию самоподжега самолета, исключая версию поджога, которую можно прочитать между строк в предыдущем интервью. Митта говорил следующее:

- Ваш фильм стал лидером проката в 1980 году («Экипаж» посмотрели более 70 миллионов зрителей в 92 странах мира. - Ред.). А сколько вы на него потратили?
- Бюджет картины очень скромный. «Аэрофлот» и Министерство гражданской авиации бесплатно предоставили самолеты для съемок, помогали строить макеты-декорации, пускали нас на свои заводы и аэродромы... Я объезжал кладбища списанной техники: сжигал самолеты, устраивал пожары, не заплатив за это и рубля!
- И много пожгли?
- Около двадцати. Помню, как взрывали знаменитый Ту-114, который стоял на околовзлетной полосе. Мы нагородили там декорации, подвезли шесть тонн горючего для шикарного взрыва... Я уже представил себе кадры из фильма: все взлетело на воздух, и на этом фоне тридцать каскадеров бегут. Но строительство декораций задержалось, а летчики - народ четкий. Пришли и предупредили: «Распишитесь, что с завтрашнего дня здесь не будет ни одной вашей декорации». Оказывается, они полосу с ремонта сняли, а мы в отведенные сроки не уложились. Пришлось бежать к министру гражданской авиации. После долгих уговоров нам дали еще пять дней. Мы на радостях решили взрывать самолет прямо на рассвете, поэтому с вечера залили топливо. А утром... самолет сам вспыхнул еще до нашего приезда. Все декорации сгорели.

В интервью газете "Российская газета" Александр Митта, уже говорит о подробностях самоподжега, находя виновных в пиротехниках:

На самом деле я хотел снять его в четырех жанрах сразу: мелодрама, лирическая комедия, бытовая драма и сказка. "Аэрофлот" картину поддержал. Его заводы делали нам макеты. Дали возможность снимать на кладбище самолетов. Я там нашел отличный Ту-114 и решил вокруг него поставить декорацию аэропорта. Это кладбище находилось возле взлетной полосы, а она была на ремонте, и за это время надо было все снять. Но прошел срок, а декорации не готовы. Если помните фильм, там происходит землетрясение, аэропорт пылает. И мы решаем спалить недостроенную декорацию. Нужно было две тонны керосина залить в самолет, столько же - на пропитку пакли, поджечь - и будет красиво гореть. Но привезли только две тонны, залили в самолет, остальное сократили: много! Пока добывал остальное, шло время. И вот добился, везу цистерны, и тут мне начальник охраны говорит: "Я обижен. Такая интересная съемка, а вы мне не сказали. Я бы жену позвал!". Какая съемка?! Гляжу - мой самолет уже пылает. Оказалось, пиротехники открыли двери, а там скопились пары керосина. Слава богу, никто не погиб. Мы наскоро решили, как снять хоть остатки пожарища. Говорю пожарнику: "Отсекайте огонь!"- "А у нас воды нет". Он уже совсем пьяный был. И все сгорело. И я был вынужден снимать макеты по технологии Александра Птушко 30-х годов.

В пользу своевременного самоподжега из-за ошибок пиротехников съемочной группы говорят и воспоминания директора картины Бориса Криштупа:

Сценаристы «Экипажа» придумали очень закрученный сюжет: землетрясение, взрыв нефтеперерабатывающего завода, горящая лава, селевой поток, отрывающийся при приземлении хвост самолёта, ремонт лайнера во время полёта… Естественно, в сценах взрывов участвовали не настоящие самолёты, города и заводы, а их игрушечные макеты. Впрочем, один пожар должен был быть реальным. Чтобы показать пылающий аэропорт в Африке, нашли списанный Ту-114 и решили его поджечь. Пиротехники залили в самолёт солярку, проложили провода - и лайнер запылал мощно и красиво! Но киношники вдруг заволновались: «А где Митта?! Кажется, команду «Мотор!» никто не давал». Оказывается, провода дали искру, и режиссёр приехал уже на пепелище. Говорят, он был так потрясён, что даже орать не мог… А второго списанного самолёта больше не нашли.

Были еще чьи-то воспоминания, как съемочная группа забыла пленки зарядить в кинокамеры во время съемок сцены взрыва Ту-114. К сожалению, мне не удалось их обнаружить на просторах сети. Чтобы не произошло на самом деле, можно сделать вывод, что самолет сгорел и не попал в кадры кинофильма из-за ошибок съемочной группы. Почему Митта всегда по-разному вспоминал этот случай? Да все очень просто, судя по всему, он и не видел, как это произошло.



В качестве заключения скажу, что согласно воспоминаниям Александром Анисимова, работавшим когда-то бортпроводником на Ту-114, бывший персонал авиалайнера глядел на это все безобразие со слезами на глазах. Он писал следующее: "Когда машины взрывали в Домодедове, это было видно из службы бортпроводников (тогда она располагалась на 1-м этаже 2-й галереи), все плакали."

В кадр случайно попал еще один Ту-114, легендарный памятник СССР-76464, который также был со временем варварски уничтожен.



(с) Юрий Дорошенко

Ту-114

Previous post Next post
Up