Вертолет Ми-8Т RA-22759 на горном перевале Пеленер

Sep 15, 2020 12:02

На горном перевале Пеленер на Северном Урале на высоте 950 метров, одиноко стоит остов вертолета Ми-8Т, напоминая свим видом о трагических событиях, которые произошли 13 января 1997 года. Игорь Сергеевич Шестериков любезно предоставил фотографии данного вертолета, которые он сделал в июне и сентябре 2019 года. Искореженные остатки вертолета в совокупности с прекрасной природой Северного Урала стали интересным местом для паломничества туристов. Сам вертолет напоминает нам об незначительных на первый взгляд ряда факторов, которые в совокупности могут забрать человеческую жизнь...














Материалы расследования катастрофы:

13 января 1997 года произошла катастрофа вертолета Ми-8Т RA-22759 Ухтинского филиала а/к "Комиавиа" в районе Вуктыла в районе горы Пеленер. Экипаж выполнял полеты по патрулированию газопровода и доставке служебных пассажиров и груза на объекты "Севергазпрома" по маршруту Ухта - Вуктыл - площадка "Компрессорная станция-3" - Самоцветный - гора Пеленер и обратно.

Выполнение данного полета было совмещено с тренировкой и проверкой КВС в качестве командира воздушного судна перед допуском к самостоятельным полетам после перерыва в его полетах на вертолете Ми-8 в течение 11 месяцев.

Погода по маршруту полета в момент вылета из Ухты соответствовала минимуму по правилам визуальных полетов и обеспечивала выполнение безопасного полета до площадки "Компрессорная станция-3".

При входе в зону ответственности командно - диспетчерского пункта местных воздушных линий аэропорта Вуктыл экипаж доложил об изменении плана полета и первоначальной посадке в аэропорту Вуктыл, далее - на площадку "Компрессорная станция-3" и гору Пеленер. К моменту посадки в аэропорту Вуктыл диспетчер командно - диспетчерского пункта местных воздушных линий Вуктыл получил новый прогноз погоды по Вуктыльской площади, которым высота нижней границы сплошной облачности предусматривалась 900 м (высота горы Пеленер 1062 м). После посадки в аэропорту Вуктыл экипаж, не выключая двигатели и не заходя в аэродромный диспетчерский пункт, принял решение на продолжение выполнения задания. Решение на полет в горный район экипаж принял без учета известного ему еще при вылете из Ухты неблагоприятного прогноза, что противоречит требованиям п. п. 5.5.12.1 и 10.3.10.3 НПП ГА-85. Активное пилотирование на всем маршруте полета выполнял проверяемый командир воздушного судна с левого пилотского сидения. Диспетчеры командно - диспетчерского пункта местных воздушных линий аэропорта Вуктыл. при получении информации от экипажа о намерении лететь на Пеленер не информировали экипаж о прогнозе погоды по намеченному маршруту, не обратили внимание экипажа на его несоответствие требованиям безопасности полетов (с тенденцией ухудшения) и не потребовали изменить принятое решение, чем не выполнили требования п. 5.3.16 НПП ГА-85 и п. 1 Технологии работы диспетчера командно - диспетчерского пункта местных воздушных линий аэропорта Вуктыл.

При выходе из зоны аэропорта Вуктыл экипаж, в нарушение требований п. п. 5.6.1, 5.6.5 НПП ГА-85 и п. 4.3.7 РЛЭ вертолета Ми-8, не установил на высотомере ВД-10 минимальное приведенное давление по маршруту - 763 мм рт.ст. (полет выполнялся по давлению 754 мм рт. ст.), не выставил задатчик опасной высоты полета на радиовысотомере РВ-3, в результате этого он был лишен сигнализации об опасной высоте полета. По мере приближения к горному перевалу, по показаниям членов экипажа, метеоусловия стали ухудшаться до значений ниже минимально допустимых для выполнения полетов по правилам визуальных полетов в горах, что привело к необходимости уменьшить высоту полета до 50 м для обеспечения условий осмотра газопровода. Правила аэровизуальных полетов предусматривают выполнение полетов на высоте не менее 50 м (п. 10.3.10.2 НПП ГА-85) и допускают, при необходимости, снижение до высоты 10 м п. 10.3.10.4 НПП ГА-85). Но при этом необходимо соблюдать требования по установленным минимальным значениям нижней границы облаков и горизонтальной видимости (таблица 2 НПП ГА-85).

При выполнении полета на предельно малой высоте в условиях, не соответствующих требованиям по выполнению визуальных полетов, экипаж, с целью избежать столкновения со склоном горы и выйти на визуальный полет в сторону хорошей видимости и понижения рельефа местности, не стал набирать высоту, а энергично ввел вертолет в левый разворот. В процессе выполнения этого маневра, в условиях ограниченной видимости, вертолет столкнулся с заснеженной поверхностью горы на высоте 930 м и разрушился. Один пассажир погиб, члены экипажа и остальные пассажиры получили травмы различной степени тяжести.

По заключению комиссии по расследованию катастрофа произошла в результате столкновения вертолета с заснеженной поверхностью горного перевала в процессе выполнения экипажем маневра по возврату при ухудшении видимости и явилась следствием сочетания следующих факторов:
- принятие экипажем решения на полет при прогнозе, который не обеспечивал его безопасное выполнение, чему могла способствовать непередача диспетчерами командно - диспетчерского пункта местных воздушных линий аэропорта Вуктыл экипажу информации о последнем поступившем от авиационной метеорологической станции (гражданской) аэропорта Ухта неблагоприятном прогнозе погоды по горному району;
- недооценка экипажем негативной тенденции изменения метеоусловий в процессе приближения к горному перевалу, что не позволило реализовать правильное решение на возврат в условиях резкого ухудшения видимости и ограниченных возможностей для маневра в непосредственной близости от горных вершин при недостаточном запасе высоты полета.

При расследовании данной катастрофы комиссией был вскрыт ряд серьезных недостатков, отрицательно влияющих на безопасность полетов в ГАП "Комиавиа".

Историческая справка по вертолету Ми-8Т RA-22759:

Вертолет Ми-8Т с заводским номером 98311444, был произведен в 1983 году на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ). Это был 22 вертолет в 61 серии. Летом 1983 года вертолет поступил в Коми УГА в Ухтинский ОАО в 233 ЛО. 1 августа 1983 года, вертолет был зарегистрирован в Государственном реестре воздушных средств СССР, где ему был присвоен опознавательный знак СССР-22759. В 1992/93 годах зарегистрирован, как RA-22759, с 1993 года эксплуатировался в Ухтинском авиапредприятие. 3 июня 1995 года Ухтинское АП вошло в состав авиакомпании "Комиавиа", где вертолет продолжал эксплуатироваться. 3 января 1997 года потерпел катастрофу в районе Вуктыла в районе горы Пеленер. Списан 3 июля 1997 года по причине авиационного происшествия, согласно акта №109.

Напоследок привожу видео с посещения места катастрофы вертолета одной из туристических групп:

image Click to view



Источники:
1. Фотоархив Игоря Сергеевича Шестерикова
2. Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России - Катастрофа Ми-8Т Ухтинского филиала а/к Комиавиа в районе Вуктыла
3. AndryAir - Перевал Пеленёр

Коми, Ми-8, Катастрофа, Авиация, Ми-8Т, Урал, Вертолет

Previous post Next post
Up