Памятник вертолету Ми-6 в Калининграде

Aug 28, 2020 22:45

В самом западном городе СССР - в Калининграде, возле Дворца пионеров, в начале 1980х годов был установлен памятник вертолету Ми-6. Изначально внутри Ми-6 был детский кинотеатр. Вертолет буквально сразу достался на растерзание местной детворе. Во время косметической реставрации Ми-6 был окрашен в довольно футуристическую ливрею с белой окантовкой. Из-за открытого доступа внутри вертолет начал превращаться в общественный туалет. Вертолет по прежнему пользовался спросом у детей, которые несмотря на опасность травмироваться продолжали лазить по нему. Например, самый шик был до конца лопасти добраться. Из-за ветхого состояния Ми-6 был демонтирован и утилизирован в начале 1990х годов.














Как вертолет приходил в негодность хорошо описал Сергей Довлатов в своей статье "Воспоминания о советском "Вашингтоне"":

Странный заголовок объясняется тем, что именно так неофициально назывался район Калининграда, который располагался в пределах улиц Соммера, Черняховского, Пролетарской, Минской и Сергеева. Вообще, в те времена почти все улицы нашего города принадлежали к какому-нибудь району, который носил неформальное название, и зачастую все эти "Вашингтоны", "Базы", "Камвалы" и "Треугольники" воевали между собой. Если большинство районов ещё имело какое-то объяснение своему названию, то происхождение "Вашингтона" остаётся загадкой, и лично мне не удалось выяснить, кто и почему обозначил район по имени столицы США.<...>

Следуя дальше, с левой стороны мы увидели бы МИ-6 - первый советский вертолёт с большой грузоподъёмностью. Вертолёт стоял неподалёку от Нижнего озера, между Домом профсоюзов и Домом пионеров, там до сих пор остались бетонные опоры, на которых он был установлен. Вертолёт пользовался большой популярностью у местной детворы: они взбирались на него и пытались отдирать внешние детали. Им удалось проникнуть внутрь, постепенно выламывая всё больше и больше деталей и запчастей. Какое-то время внутри машины работал видеосалон, в котором можно было посмотреть мультики и фильмы.

Постепенно трёхкрылая техника ветшала и ветшала, стала обшарпанной и превратилась в неофициальный общественный туалет. В конце концов вертолёт приобрёл ужасный вид - словно после прямого попадания "стингера"... и, видать, власти решили отправить его подобру-поздорову на металлолом. От вертолёта сейчас остались только бетонный постамент и яркие детские воспоминания.<...>

До момента установки в качестве памятника, вертолет был учебным пособием в Калининградском ВАТУ. Имел бортовой номер "44 красный". Нашлось даже несколько фотографий его с учебного аэродрома Калининградского ВАТУ.





Мой хороший приятель Михаил Кохтенко еще в 2018 году провел большие изыскания по особенностям конструкции данного вертолета. Ниже приведу их с незначительными литературными корректировками:

"Видно, что это машина ранних серий («линза» штурмана, нет сдвижного блистера у бортмеханика, нет следов АИ-8 на открытой левой створке грузовой кабины и т.д.).

Машина не просто ранних серий, а скорее всего вообще самой первой серии, ну 1960 года выпуска наверняка, с заводским номером начинающимся на 0030 или на 0680. Об этом говорит остекление штурманской кабины: три окошка по левому борту вместо четырех, одно окошко сверху вместо трех - это все было характерно для прототипов и самых первых серийных бортов.

Из живых ныне Ми-6 известно два борта с таким остеклением у штурмана. Вот Монинский с серийным номером 01-01 - почти близнец Калининградскому. Такое же «урезанное остекление», первый вариант ПВД с двух сторон кабины, который достаточно быстро заменили на «рогатку» только по левому борту, маленький воздухозаборничек под кабиной слева (не знаю для чего он, но встречался он первые 2-3 года постройки), два маленьких «клыка» под кабиной по центру (а не больших на площадке левее по борту, как делали позже). Отличаются только капоты двигателей, но Монинский с двигателями ТВ-2, а КВАТУшный с Д-25, которые впервые появились на третьем летном экземпляре.

Второй борт с тремя окошками по левому борту стоит в Торжке. Но у него уже есть три окошка по верху штурманской кабины. Хотя при том что ясно, что вертолет тоже ранней серии видно, что его капиталили - рогатка ПВД, чуть впереди «клыки» на площадке, плоское штурманское лобовое стекло с обогревом, кажется есть ВСУ в задней створке (такое решение пошло в серию вообще только в 1968 году).

Та же история с Ми-6 в Скулте - борт 1961 года, но имеет как явные признаки «древности», так и следы последующих капитальных ремонтов с заменой некоторых компонентов на более поздние версии, и нормальное остекление штурмана. Этот борт вообще со своей отдельной странностью - не хватает одного иллюминатора, и не видно чтобы он там когда-то вообще был.

Еще у этого Калининградского борта была интересная особенность - управляемое крыло, от чего быстро отказались закрепив его жестко.

Упоминается, что в КВАТУ этот Ми-6 по крайней мере последние годы централизованно никак не использовался в учебном процессе, если только курсанты по личной инициативе самостоятельно изучали его, что не возбранялось и не было при этом редкостью, среди курсантов-технарей всегда находятся сверхлюбопытные личности. Видимо поэтому и ушел он в памятники по инициативе и предложению самого КВАТУ."

К сожалению, ни мне, ни моим коллегам по поиску авиапамятников, до сих пор не удалось выяснить заводской номер данного вертолета. Зная заводской номер, мы немного узнаем судьбу самого вертолета. Остается лишь в очередной раз сказать, что вертолет был ранних серий, с весьма любопытной историей, которую выяснить пока не удалось...

(с) Юрий Дорошенко

Источники:
1. Спецпроект Клопс.Ru "Город детства" - Сергей Довлатов - Воспоминания о советском "Вашингтоне"
2. Архив Михаила Кохтенко

Калининград, СССР, Ми-6, Памятник, Авиапамятник, Вертолет

Previous post Next post
Up