Все же иногда мне попадаются удивительно глупые люди -- и все чаще и чаще именно в ЖЖ. Вот и история с завтрашней "забастовкой" (кавычки поставил специально) -- лишнее тому доказательство.
С одной стороны, конечно, невозможно не согласиться с тем, что СУП управляет ресурсом ужасно неумело, неуверенно, по-детски; даже со стороны видно, что нарушены простейшие коммуникации внутри самой компании -- так что уж говорить о том, как ее деятельность выглядит снаружи. Персонал, сидящий в штате, на зарплате, занимается развитием внутрикорпоративного сообщества про игрушечную мэрию и модели паровозиков; одновременно простейшие и наболее функциональные вещи могут не работать по-человечески месяцами. А уж развитие сервиса (прирост новыми технологическими возможностями, совершенствование кастомерского разнообразия, быстродействие) -- непростительного качества и динамики даже для ресурса, поддерживамого энтузиастами по принципу what you see is what you get; что есть, то и получи. А ЖЖ теперь -- стопроцентно коммерческий, клиентоориентированный проект, "не соревнующийся с больницами за благотворительные средства". Это в первую очередь означает, что деньги (небольшие; те, которые приносят ресурсу платные и постоянные пользователи) -- это больше не donate, не полупожертвование, которое приносит чуть больше удобств и возможностей; это полноценная плата за сервис, и, таким образом, я теперь не просто один из юзеров, проявляющий лояльность понравившемуся сервису -- нет. Я теперь Клиент. Здесь самое важное противоречие в позиции СУПа: в заявлениях о "пользователях, которые хотят сделать сервису плохо" и "заработать такими заявлениями известность" больше не слышится оправданности и логичности. Плохих клиентов не бывает, бывают менеджеры-мудаки. В качестве очевидного сравнения напрашиваются десятки примеров -- от условно бесплатных/платных проектов Google до Flickr и MySpace, непрерывно развивающихся в полном соответствии с философией современного веба, и сохраняющих при этом неизменно высокие показатели hospitable openness, и прежде всего по отношению к новичкам. А в ЖЖ уже много лет никак не найдут приличного наемного дизайнера, способного наклепать схем оформления, от которых по крайней мере не тошнит.
С другой стороны, россказни о том, что ЖЖ -- это контент, а контент -- это пользователи, и, значит, пользователи главные, поскольку без контента карнавал иссякнет и рассосется -- тоже сказка про серого бычка. Социальная среда, как вы это называете, сложилась здесь не случайно, не из-за высокой концентрации творческой искры в воздухе; никто Livejournal не освящал, и виртуальные стены его ничем особо привлекательным для блоггеров во всем остальном мире не отличаются. В России же и вокруг нее ЖЖ стал исторически удобной оболочкой не сам по себе, а в силу недоступности на этой конкретной local area других аналогичных возможностей, предоставляемых конкурентами. И уж тем более понятно, что "обидимся и уйдем" -- это не позиция, а личный первый класс средней школы каждого, кто это произносит. В этом отношении очень
прав Егор Холмогоров: говорить, например,
о переезде ЖЖ в WordPress -- это все равно что заставить всю Москву с заводами, торговыми центрами и спальными районами собраться, и уехать в эвакуацию за двадцать четыре часа. Поэтому никто никуда не поедет.
Произошло что? Был сервис; не без греха, но и без претензий. Сервис работал и нравился; а потом пришел ухватистый купец, дал денег создателю и владельцу, повернулся к ярмарке и сказал: баста, друзья, теперь надо платить. Ну, как вариант, можно не платить, а смотреть/показывать рекламу.
Это случалось уже сотни раз: можно вспомнить и попытку коммерциализировать интернет-пейджер Мирабилиса (не вышло), и покупку бесплатного некогда портала Smsgate Билайном (вышло, причем весьма), и даже последний скандал со взломом "Русского проекта", платного продукта от
RipDEV, самых успешных взломщиков iPhone. И практически всегда попытка взимать абонентскую плату с конечных пользователей "за отказ от баннеров" проваливалась: кроме двух процентов самых лояльных платить русские блоггеры не будут; баннерная реклама далеко не так страшна, как ее малюют, запросто уничтожается простейшими средствами на уровне локальной сети, или даже в настройках браузера на уровне пользователя. Кроме того, аудитория русского ЖЖ неструктурирована, контррелевантна, не поддается строгому исчислению и сколь-либо достоверной классификации по интересам и пристрастиям. Уже только поэтому PnG, Colgate Palmolive и Nissan вовсе не спешат со своими бюджетами занимать очередь в СУП.
Поэтому завтрашний протест -- это протест объективным обстоятельствам, а значит -- обычный флэш-моб, производимый, скорее, от скуки, каковая скука провоцирует неискушенного и неопытного человека высказать раз в год некоторую собственную "позицию" хоть по какому-нибудь вопросу хоть каком-нибудь способом.
А скука, как известно, прямая и ближайшая родственница глупости.
Авторам и активным сторонникам этой "забастовки" видимо, ужасно интересно, как и как на нее отреагирует. Но на самом деле ничего не изменится.
Дорогие друзья! Вас даже не заметят.