Оригинал взят у
eaquilla в
Пермакультура Отсюда -
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пермакультура «Пермакультура» (от
англ. permaculture - permanent agriculture - «Перманентное
сельское хозяйство») - подход к проектированию окружающего человека пространства, а также система ведения сельского хозяйства, основанные на взаимосвязях, наблюдаемых в естественных экосистемах.
Она начала формироваться во 2-й половине XX века из-за недоверия и оппозиции современным методам ведения сельского хозяйства (таким как использование химических удобрений, активное применение
пестицидов, обязательная вспашка земли и т. д.) многих агрономов и биологов, а также фермеров-практиков по всему миру
[источник не указан 150 дней]. Наиболее известными
[источник не указан 150 дней] на постсоветской территории и, вероятно, во всём мире являются австрийский фермер
Зепп Хольцер, японский фермер и философ
Масанобу Фукуока и австралийский учёный, пропагандист пермакультуры
Билл Моллисон.
Основой пермакультуры является грамотный функциональный дизайн компонентов, из которых строится конкретная система (огород, приусадебный участок, парк, экопоселение и прочее). Грамотность такого дизайна определяется достаточным знанием о свойствах и особенностях каждого составляющего (плодовые деревья, хозяйственные постройки, зелёные изгороди, пруды…) и умением установить связи между ними таким образом, чтобы повысить эффективность их обслуживания человеком и, соответственно, уменьшить трудозатраты на обслуживание.
История
Франклин Хирам Кинг[en] впервые использовал термин «перманентная агрокультура» (permanent agriculture) в своей книге 1911-го года
Фермеры сорока веков[en]. В контексте книги под этим термином понимается агрокультура с неистощимыми ресурсами.
В 1929 Джозеф Рассел Смит использовал термин в подзаголовке книги «Лесозаготовки: Перманентная агрокультура» (Tree Crops: A Permanent Agriculture)
[1], в которой он изложил свой длительный опыт с выращиванием фруктов и орехов. В 1950 вышло исправленное и дополненное издание
[2]. Смит замечал: «„Лес - поле - плуг - пустыня“ - таков цикл холмов под влиянием глубокой вспашки… Когда мы развиваем агрокультуру подходящим образом, мы получаем почти вечную плодоносящую землю»
[2]. Смит смотрел на мир как на всеобщее взаимодействие, предполагал связь деревьев с растущими под ними растениями.
Работа Говарда Т. Одума имела также влияние на пермакультуру на раннем этапе, особенно для
Хольмгрена[3]. Одум сосредоточился на системе экологии, в частности «принципе максимальной мощности», который утверждает, что природные системы стремятся к максимизации энергии во всей системе. Например, общее количество тепла в лесу очень высоко, вместе с массой растений и животных. Это эффективный конвертер солнечного света в биомассу. С другой стороны, пшеничное поле имеет намного меньше энергии и часто нуждается в большем её количестве, иначе говоря, удобрении.
Персиваль Альфред Йоменс в книге 1973 года «Вода для каждой фермы» (Water for Every Farm) подержал идею «постоянного земледелия» на самоподдерживающейся земле. Он ввёл метод земледелия, основанный на наблюдении, в Австралии в 1940-х, а затем предложил более рациональное использование водных ресурсов («контурный дизайн») в 1950-х.
Другие ранние влияния: работы Эстер Динс, одной из первооткрывательниц метода садоводства
без глубокой вспашки, и Масанобу Фукуоки, который пропагандировал этот же метод в Японии в конце 1930-х.
Недавние влияния: Система «Овощная аквакультура с использованием животных» во Вьетнаме, поддерживаемая правительством
[источник не указан 150 дней].
Моллисон и Хольмгрен
В середине 1970-х австралийцы
Билл Моллисон и
Дэвид Хольмгрен начали развивать идеи о стабильных системах агрокультуры. Причиной этому послужил стремительный рост истощения земель и водных ресурсов методами современной агрокультуры, уничтожающими
биоразнообразие и миллиарды тонн верхнего слоя почвы с ранее плодородных земель. Свои идеи они начали с издания книги «Пермакультура, ч. 1» в 1978 г. Далее они развивали идеи, проектируя сотни мест на основе принципов пермакультуры и собирая более детальную информацию для последующих книг. Моллисон вёл лекции в более чем 80 странах, обучая сотни студентов на двухнедельных курсах природного дизайна. К началу 1980-х идеи расширились от земледелия до экопоселений. К середине 1980-х многие студенты после практики стали сами обучать других, и в скором времени в сотне стран появились пермакультурные группы, сообщества, институты
[источник не указан 150 дней]. В 1991 году на телевидении[
каком?] был показан четырёхсерийный документальный фильм производства компании ABC «Великий земледелец» (The Global Gardener), где показывались методы применения пермакультуры во всём мире.
Дальнейшее развитие и современное состояние
Благодаря курсам Моллисона из Австралии пермакультура распространилась по всему миру. В настоящее время[
когда?] существует множество местных ассоциаций пермакультуры, консультативных центров и групп в Австралии, Великобритании, Мексике, Южной Америке, Канаде, Новой Зеландии, Европе и Африке, многие из них выпускают бюллетени, которые информируют о местных событиях.
В целом мировое пермакультурное сообщество состоит из совершенно независимых маленьких групп. Земельные участки, на которых эти группы работают, разные - от маленькой усадьбы до площадей в десятки гектаров.
Каждые два года в разных странах проводится Конференция по пермакультуре. На ней окончившие курсы пермакультурного дизайна делятся опытом и умениями, обсуждают свою работу и демонстрируют иллюстративные материалы, определяя новые направления деятельности.
Элементы дизайна
Каждый элемент тщательно исследуется: зачем он нужен, что производит, его свойства. Например, цыплята - им нужна вода, умеренный микроклимат и еда, их разводят на мясо, яйца, перья и помёт, служащий удобрением для твёрдой почвы.
Элементы дизайна затем соединяют друг с другом так, чтобы выработки одного элемента были полезны для другого. Совместная деятельность приводит к минимизации расходов и человеческого труда. Различные дизайны появляются время от времени, становясь иногда очень сложными системами в сочетании с традиционными и новыми системами.
Пермакультура в России
Широко распространены в русскоязычном Интернете книги: Билл Моллисон «Введение в пермакультуру»,
Зепп Хольцер «Аграрий-революционер», «Пермакультура Зеппа Хольцера, часть 1», «Пермакультура Зеппа Хольцера, часть 2», «Пустыня или рай», 2012, Масанобу Фукуока «Революция одной соломинки»,
Патрик Уайтфилд - статья «Пермакультура - что это?»
Вероятно, австриец
Зепп Хольцер является первым широкоизвестным учителем пермакультуры на территории бывшего СССР.
В марте 2010 стартовал проект Центр пермакультуры Зеппа Хольцера в России, который является организатором семинаров Хольцера на территории России. Зепп Хольцер выступил в
СПбГАУ. Его практические семинары проходят во многих местах России.
Самая большая пермакультурная площадка создана на базе экопоселения Родовых Поместий «Миродолье»
[источник не указан 150 дней]. Тут создано более 20 рукотворных озёр и несколько сложных каскадов, и прошёл первый семинар Зеппа Хольцера в России.
Многие участники общественного движения
«Звенящие кедры России» с интересом воспринимают идеи Зеппа Хольцера, стремятся использовать его разработки в своих родовых поместьях. К Хольцеру проявляют интерес также участники многих
экопоселений, не основанных на идее
родовых поместий и каких-либо иных неорелигиозных идеях.
Поскольку пермакультура не является строго установленным набором действий и методов - она просто утверждает определенные принципы, а способы и методы их достижения в каждом конкретном случае предлагается выбирать тому, кто создает пермакультурную систему (сад, огород, парк, поселение и так далее). В связи с этим можно назвать представителями российской формы пермакультуры таких авторов как
Николай Курдюмов,
Борис Бублик,
Гусман Минлебаев.