Контроль побуждений: тест с зефиром

Mar 08, 2012 23:26


image Click to view



*Эмоциональный интеллект. Даниел Гоулман*

Представьте себе, что вам четыре года и некто делает вам такое предложение: если вы подождете, пока он сбегает по делу и выполнит данное ему поручение, то он угостит вас двумя зефиринами, а если вы не сможете ждать, то получите только одну, но прямо сейчас. Это, конечно, серьезное испытание для чело­ века, которому едва исполнилось четыре года, микрокосм веч­ ной битвы между побуждением и сдерживанием, подсознани­ ем и эго, желанием и самоконтролем, удовольствием и отсроч­ кой. Выбор, сделанный ребенком, явится весьма показатель­ ным критерием, который быстро раскроет не только.его характер, но и многое скажет о том жизненном пути, который ему предстоит пройти.


Вероятно, нет более важного с психологической точки зре­ ния навыка, чем умение не поддаваться побуждению. В нем состоит суть полного эмоционального самоконтроля, поскольку все эмоции по самой своей природе имеют результатом то или иное побуждение к действию. Помните, что главное значение слова «эмоция» - это «побуждать».

Так или иначе, необычный эксперимент с зефиром, кото­ рым угощали четырехлетних малышей, показал, насколько важ­ на способность обуздывать эмоции и сдерживать порывы. В 1960-х годах психолог Уолтер Мишель проводил исследование в дошкольном учреждении на территории Стэнфордского уни­ верситета при участии детей профессорско-преподавательско­ го состава, аспирантов и других служащих университета, при­ чем, согласно программе исследования, предусматривалось наблюдение за поведением детей с момента, когда им испол­ нилось 4 года, вплоть до окончания средней школы.

Так вот, что касается опыта с зефиром. Некоторые дети были в состоянии подождать те, должно быть, казавшиеся им бесконечностью, пятнадцать - двадцать минут до возвраще­ ния экспериментатора. Чтобы стойко перенести внутреннюю борьбу, они закрывали глаза, дабы не смотреть на сладости и устоять перед соблазном, или опирались головой на руки, раз­ говаривали сами с собой, пели, играли со своими руками и но­ гами и даже пытались заснуть. Эти отважные дошкольники по­ лучили награду в виде двух зефирин. Другие, более импульсив­ ные, хватали одну зефирину, почти всегда через несколько се­ кунд после того как экспериментатор выходил из комнаты якобы выполнять данное ему «поручение».

Возможность понять, во что выльется этот моментальный порыв, представилась только через 12-14 лет, когда эти дети достигли подросткового возраста. Трудно поверить, насколько разительными оказались эмоциональные и социальные различия между бывшими дошкольниками, схватившими одну зе­ фирину, и их сверстниками, отсрочившими удовольствие. Дети, устоявшие перед соблазном в четыре года, повзрослев, стали в социальном отношении более компетентными, то есть более успешными в личном плане, уверенными в себе и способными лучше справляться с жизненными передрягами.

Этим детям, видимо, даже и не грозило опуститься, пере­ стать двигаться вперед или вернуться к менее зрелым формам поведения в условиях стресса, потерять самообладание и стать дезорганизованными в тяжелых обстоятельствах; они смело принимали вызов, сталкиваясь с проблемами, и всегда реша­ ли их, не сдаваясь даже перед лицом серьезных трудностей; они полагались на собственные силы и были уверены в себе, заслуживали доверия и были надежными; они брали инициа­ тиву в свои руки и с головой уходили в работу. А даже больше чем еще через десять лет они по-прежнему сохраняли способ­ ность отсрочивать удовольствие, стремясь к достижению сво­ их целей.

В отличие от них примерно у трети тех, кто хватал зефирину, обнаруживалось меньше таких качеств, и вдобавок они име­ ли более тревожный психологический портрет. В юности они, вероятнее всего, избегали социальных контактов, были упря­ мы и нерешительны, легко теряли душевное равновесие от ра­ зочарований, считали себя «плохими» или недостойными, воз­ вращались к менее зрелым формам поведения или становились скованными от стресса, бывали недоверчивыми и обиженны­ ми из-за того, что их «обошли», ревнивыми и завистливыми, слишком остро реагировали на раздражение резкими выходка­ ми, провоцируя таким образом споры и драки. И в довершение всего в этом возрасте они по-прежнему не могли отсрочить удо­ вольствие.

То, что обнаруживается скромными задатками в детстве, в последующей жизни расцветает всевозможными социальны­ ми и эмоциональными компетенциями. Способность сдержи­ вать побуждение лежит в основе множества устремлений, на­ чиная с соблюдения диеты и кончая получением ученой сте­ пени в области медицины. Некоторые дети даже в четыре года уже смогли овладеть основами: они сумели понять, что в дан­ ной социальной ситуации задержка обернется выгодой, им удалось отвести фокус своего внимания от искушения, нахо­ дящегося рядом, и отвлечься, сохраняя при этом необходи­ мое упорство в отношении достижения своей главной цели - двух зефирин.

Что еще более удивительно, так это то, что когда тестируе­ мых детей снова оценивали по окончании средней школы, ока­ залось, что те, кто терпеливо ждал в четыре года, как учащиеся намного превосходили тех, которые действовали, руководствуясь прихотью. По оценкам их родителей, они были более зна­ ющими: лучше умели формулировать свои мысли, рассуждать логически и отзываться на доводы разума, сосредоточивать­ ся, строить планы и неуклонно их придерживаться и выказы­ вали большее стремление учиться. Самое удивительное за­ ключалось в том, что во время тестов академических способ­ ностей они получали несравнимо более высокие оценки. Треть детей, в четыре года схвативших зефирину самым нетерпели­ вым образом, имели среднюю оценку за речевой тест 524 бал­ла и количественную (или «математическую») оценку 528 бал­ лов; та треть, которая выжидала дольше всех, имела средние оценки 610 и 652 балла соответственно с разницей в 210 баллов в общем счете.

Поведение четырехлетних детей во время теста на отсро­ чивание удовольствия является в два раза более мощным про­ гнозирующим параметром их будущих оценок во время теста академических способностей, чем коэффициент умственного развития в четыре года; коэффициент умственного развития становится более мощным прогнозирующим параметром в от­ ношении результатов теста академических способностей толь­ ко после того, как дети научатся читать. Это наводит на мысль о том, что способность отсрочивать удовольствие вносит боль­шой вклад в интеллектуальный потенциал совершенно неза­ висимо от собственно коэффициента умственного развития.

Previous post Next post
Up