Диагноз: отложенный летальный исход (часть 2)

Aug 18, 2010 12:10

 Уголовное дело как политический заказ или: если министра подводят под статью, значит, это кому-то нужно (продолжение).

Откуда ноги растут?
Ряд обстоятельств указывает на то, что правящая краем элита назначила козла отпущения. Намечен чиновник крупного ранга, которого намереваются выставить толпе как доказательство решительной борьбы с коррупцией. Им стал бывший министр дорожного хозяйства края Василий Чирков.
По- своему, это логично. Основное достоинство Чиркова состоит в том, что он по всем параметрам подходит на роль ритуальной жертвы, но при этом «не наш». Его не жалко.
Когда в мае в мае 2008 года Валерий Гаевский сменил Александра Черногорова на губернаторском посту. Первым положил голову на кадровую плаху Василий Чирков.
Однако идея убрать Чиркова прорабатывалась задолго до этого.
Первый наезд случился в июле 2007 года. Счетная палата края проверила финансово-хозяйственную деятельность управления дорожного хозяйства. Выявленные упущения, в основном, отражали беспорядки, накопленные еще до Чиркова. Собственно, для борьбы с ними его и направили в свое время.
Перенесемся мысленно в июль 2007 года. Команда бизнесменов, группировавшихся вокруг Андрея Уткина и Дмитрия Кузьмина, взяла под свой контроль краевую думу. Депутаты изменили Устав края, ограничив полномочия губернатора. В декабре маячили выборы в Госдуму РФ, на которых политизированные предприниматели рассчитывали сорвать легкий куш.
Для обострения политической ситуации и решения пиаровских задач нужна была кровь. Вот тогда-то и возникли отчет Счетной палаты и некий оперативник капитан Колесников, который, якобы вычитав в отчете Счетной палаты про нецелевые траты на строительстве КПМ, накатал рапорт об обнаружении преступления.
Замечу в скобках, что помимо эпизода с КПМ в тот период было предпринято еще восемь (!) попыток возбудить уголовные дела против Чиркова. Все они сдулись, потому что не лезли ни в какие ворота. А за КПМ зацепились. Началась разработка. Прожженные циники почуяли перспективу в жонглировании невинными статьями экономических классификаторов. Учитывая, что в те времена Уткину и Кузьмину страшно везло на судебных разбирательствах, которые при любом раскладе завершались в их пользу, затея имела шансы на успех.
Однако, пока «разгоняли» дело, подули иные ветры. И вот уже сам Дмитрий Кузьмин вынужден бежать из России, а Андрей Уткин из спикерского кресла переместился в менее комфортабельный гарнитур в следственном изоляторе. Волевой посыл, вдохновлявший энтузиазм «заказных» следователей, иссяк. И в декабре 2007 года следователь по особо важным делам, полковник юстиции В.В.Овчаров отказал в возбуждении уголовного дела против Чиркова, не без сарказма отметив что: «обвинения счетной палаты декларативные, не основываются ни на каких фактах».
Но через полгода после прихода нового губернатора ситуация вновь круто изменяется. И опять как черт из табакерки выскакивает оперативник капитан Колесников, который, надо полагать, на досуге перечитывает отчет Счетной палаты, ужасается безобразиям и катает по начальству рапорт «об обнаружении преступления». С архивной полки снимается протухшее «Дело Чиркова»…
Но вернемся в лето 2007 года. Накал политической схватки нарастал. Чиркова обвиняли в том, что своими реформами он разрушает дорожную отрасль. Под прикрытием краевой Думы оппоненты мешали ему работать. Противники науськали на министра даже ФСБ. Сотрудники ФСБ изъяли бухгалтерские документы в Новоалександровском ДЭСУ, парализовав работу предприятия. На запрос Чиркова начальник краевого управления ФСБ Олег Дуканов не без издевки ответил: Если кому-то очень нужны документы, пусть приезжают к нам и снимают копии…
Мы уже знаем, что после ухода Чиркова ушли все, кто вместе с ним тянули воз реформ и поднимали отрасль. А кто пришел на их место?
Те самые, которых либо за профнепригодность, либо за участие в финансовых махинациях в свое время уволил Чирков.
Вот один из них - начальник Шпаковской ДЭСУ Дикунов. Это под его началом из четырех грейдеров, брошенных на экстренные работы в аэропорт, ни один не смог добраться до пункта назначения. Сегодня он вновь на коне и возглавляет Труновское ДЭСУ.
Упоминавшегося Богданова то же «отблагодарили» и назначили директором Кочубеевского мехкарьера.
А кто назначает-то? Новый министр дорожного хозяйства Игорь Васильев. Тот самый, которому Чирков предложил уйти по собственному желанию с поста директора «Дирекции строящихся автодорог». За Васильевым тянулся целый шлейф мутных историй общей суммой почти на 50 миллион рублей. Чирков не хотел, чтобы такой человек порочил дорожную отрасль. В феврале этого года следственные органы вознамерились было возбудить уголовное дело против Васильева, но за него горой встал губернатор Гаевский.
В материалах дела я наткнулся на любопытный документ. Игорь Васильев, возглавляя «Дирекцию строящихся автомобильных дорог» подписал договор на юридическое обслуживание с шефом юридического агентства «СРВ» Романом Савичевым. Удовольствие это обошлось предприятию в 90 тысяч рублей в месяц - миллионов в год. Замечу, что Савичев заключал такие же договоры и с другими предприятиями отрасли. Мне доводилось писать о том, как Роман Савичев ухарски вырвал 20 миллионов рублей из бюджета администрации поселка Затеречный Нефтекумского района за «юридические услуги». Перед нами один из элементов четкой схемы откачки бюджетных денег на счета частных фирм.
 Таковы в наши дни "подходы", которые превалируют в менталитете краевой элиты при рассмотрении экономических, политических и прочих перспектив. Краем ведают бизнесмены, которые в принципе лишены государственного разумения и не понимают, что фундаментальные вопросы жизни не решаются с помощью только рыночных механизмов и денег.
Мог ли выжить в такой системе министр-реформатор, который замахнулся на самое святое правящей системы: низовую схему пищевой цепочки, от которой кормятся чиновничьи кланы?

Ждем второго Басаева?

Трудно избавиться от ощущения, что влиятельные силы, организовавшие атаку на Чиркова, не представляют, в каком мире и в какое время они живут. Они забыли о двух набитых оружием и басаевцами КАМАЗах, которые играючи пересекли половину края. Не помнят о женщинах и детях, выставленных живым щитом в обгорелые окна Буденовской больнице. Им нет никакого дела до жителей города, которые каждый год 17 июня тянутся к могилам на городское кладбище с цветами в руках, чтобы помянуть невинные жертвы террористов и проморгавших это преступление чиновников.
Кто отвечает за нашу безопасность? И так ли охраняем наш покой?
Недавно «Открытая газета» рассказала о позорной вялости местных властей. В Ставрополе в одном из особняков на улице Герцена постоянно околачиваются десятки странных людей, по виду - жители соседней республики. Многие в камуфляжках. В ворота заезжают машины, что-то разгружают. По двору разгуливают вооруженные люди, в доме хранится оружие. Что это за люди? Горожане отправили десятки писем президенту, министру внутренних дел, в прокуратуру, в которых просят разобраться - и никому нет дела. Не потому ли, что в этом гостеприимном доме проводят уикэнды многие влиятельные персоны, среди которых отмечены и уважаемые сотрудники упоминаемого агентства «СРВ»? Есть кому «замолвить словечко».
Расслабленная ставропольская элита самонадеянно полагает, что неприятностей, подобных буденовской трагедии, повториться не может. Дай то Бог, конечно. Но как учит народная мудрость - всегда держи порох сухим! КПМ в районе калмыцкой и дагестанской границ должен был стать передовым редутом на дальних подступах к Ставрополю. Этакой своеобразной Брестской мини- крепостицей.
Кто примет первый удар, если контрольный пункт милиции, загубленный исключительно из политических соображений, не только не достроен, но и скоро превратится в развалины на солнце и ветрах?
 Где государственная прозорливость ставропольских мужей?
Снова заглянул в Интернет, еще раз вгляделся в карту Кавказского Имарата. Кому-кому, а боевикам и экстремистам вне всяких сомнений на руку, чтобы таких КПМ-ов на Ставрополье было поменьше. Уж они-то точно выиграли от возбуждения уголовного дела против Чиркова и прекращения строительных работ.
А не сгущает ли краски автор? Какой-то КПМ и - Кавказский Имарат, боевики, террористы.
В том, что касается безопасности жизни людей, не может быть мелочей. Как гласит предание, спящий Рим от захвата и разорения спасли гуси.

Василий Красуля,
Председатель совета общественной организации
«Конгресс интеллигенции Ставрополья»,
член Союза российских писателей.

Василий Чирков, Василий Красуля, министерство дорожного строительства СК

Previous post Next post
Up