Как-то случайно все получилось. Хотя, это уже становится доброй традицией - собираться в одну сторону, а ехать в другую. В этот раз мы планировали поехать в Прибалтику, но оказались в Армении. Правда, в Армению мы тоже планировали. Но в прошлом году. Но тогда поехали в Украину.
Прилетели в Ереван уже затемно, но все-таки решили прогуляться в поисках ужина. Ресторан «Кавказская пленница» пленил ностальгией, но мы выбрали таверну напротив. Оттуда на два окрестных квартала рыдал дудук и сопровождающий его сводный армянский хор человек в десять. Официант стеснительно осведомился, что мы желаем пить. Мы, как ни странно, выбрали вино, хотя вокруг все пили водку. Официант застеснялся еще больше и сказал, что самое лучшее вино выбранной нами марки - категории «резерва» и в прейскуранте не значится в силу своей неприличной дороговизны. Мы решили, гулять - так гулять. Выразительно покраснев, юноша удалился и через несколько минут принес нам два бокала, в которых плескалось. «Вот это «резерва», - сказал он, ставя их на стол для дегустации, - А вот это вино».
Как потом оказалось, именно под этим девизом и прошло все наше армянское путешествие.
2.
Еще в Москве мы долго решали, как нам будет удобнее передвигаться по стране. В конце концов, остановились на привычном варианте - взять машину в аренду. Две компании нам отказали сразу, обосновав это отсутствием свободных автомобилей в эти жаркие междупразничные дни, но в третьей все-таки повезло. Правда, взяли мы машину только классом выше, чем обычно берем в Европе, и выглядела она при этом вот так:
3.
Как оказалось в дальнейшем, заранее беспокоились мы зря. Армянская столица обрушила на нас все самое лучшее из частного автопарка. При желании, напрокат можно взять все - от «Гелендвагена» до спорткара. В Армении хорошо знают, где машина, а где «резерва».
4.
Богатая культурная жизнь столицы в силу надвинувшегося праздничного выходного дня для нас ограничилась дегустацией на заводе «Арарат» и кратковременным походом в картинную галерею. Мы попробовали коньяк, который любил Черчилль, полюбовались творчеством Ованнеса Айвазяна и Мартироса Сарьяна. Все это органично приправилось уличным джазом у Каскада и логически растворилось в «Танце с саблями», когда мы стояли под дождем у «Поющего фонтана» и любовались, как куболитры воды, взлетающей снизу, под Хачатуряна смешиваются с куболитрами воды, льющей сверху.
А утром мы уехали на Севан.
5.
Севан оказался похож на обнищавшего аристократа, когда еще видна порода, но за грязным лохмотьем уже почти не разглядеть. Принять такую картинку оказалось сложно. Хотелось зажмуриться и заплакать. И сделать красиво хотя бы на фотографии.
6.
7.
8.
После Севана мы отправились в Дилижан. Кто-то, отвечающий за застройку этого города, так размазал его по ущелью, что свой ночлег мы нашли, только спросив пять раз направление. Пять раз наворачивали круги вокруг памятника Фрунзику, Кикабидзе и Леонову. Каждый новый круг у нас сопровождался словами в адрес друг друга: «Я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся».
9.
Как потом оказалось, этот памятник - единственная рукотворная достопримечательность Дилижана. Вообще, в городах (про Ереван не говорю) с достопримечательностями все плохо. С чем хорошо в Армении, так это с природой. Природа там не просто, а «резерва».
10.
А из городов мы больше всего полюбили Горис. Он порадовал и своим расположением, и своим гостеприимством. В отеле нас встретила такая «Шахерезада Иванна», что дневной переезд по разбитому асфальту показался дорогой в Рай. Вообще, девушки в Армении очень красивые, но эта была… Ну да, «резерва». Я затребовала, чтобы муж ее обязательно сфотографировал, но красавица растворилась в лабиринте коридоров и подсобных помещений, и больше не показывалась.
11.
Из Гориса поехали в монастырь Татев. С недавнего времени туда можно попасть не только на машине через ущелье, но и по воздуху на «Крыльях Татева».
Уже после мы сидели на веранде кафе и смотрели, как плывут в густом мареве вагончики канатки и бесшумно исчезают за холмом. Мы сидели и пили ежевичный компот. С этого компота для меня началось лето.
12.
Объехав почти всю страну, возвращались в Ереван. Последней остановкой перед столицей стал Хор Вирап. В надежде сделать красивые фотографии монастыря на рассвете, мы остановились заночевать в мотеле, расположенном поблизости на ереванской трассе. «Вам так или до утра? - сурово спросила нас хозяйка, - Если так, то 5000 драм, если до утра, то 10000». «Нам бы так… до утра», - почему-то робко ответили мы.
Но десятку свою потратили зря - рассвет в то день не задался.
13.
Улетали домой 9 мая. Наш рейс был дневным, поэтому мы обстоятельно позавтракали, посмотрели по телевизору парад Победы на Красной площади, не торопясь собрали чемодан и немного поболтали с девушкой на ресепции.
«Приезжайте к нам еще, - сказала нам вслед эта красивая армянка, - Мы любим, когда приезжают наши».
14.