Я уверена, в такой большой стране, как Аргентина, было и есть много писателей. Но, из этого множества лично я знакома с творчеством только двух - Хорхе Борхеса и Хулио Кортасара. При этом, второй мне нравится куда больше, но здесь я напишу о первом. Сами аргентинцы считают, что именно Борхес - литературный символ их страны, и я, разумеется, не буду этот факт оспаривать. Чтобы ни у кого другого такие мысли тоже не возникали, жители Буэнос-Айреса очень старательно обозначают былое присутствие Борхеса в том или ином месте его же восковой фигурой. Для неподготовленного человека это может быть неожиданно.
Заходишь, например, в ресторан, а прямо у входа тебя уже встречают. К сожалению, мастерство некоторых ваятелей настолько образно, что не всегда сразу разберешь, кто же именно тебе улыбается. Но, потом я в этом вопросе «поднаторела» и с удовольствием делюсь с вами опытом: тот, кто опирается на палочку, и имеет отрешенный взгляд - почти 100% будет Борхесом. Такая «иконография» связана с тем, что Борхес ослеп, когда ему уже было «за 50». Но, писать своих книг он не перестал. Кстати, на верхнем фото он сидит за столом со своим соавтором, Адольфо Биой Касаресом.
2.
Борхеса мы «встретили» еще и в кафе «Тортони», что уже было вполне ожидаемо - это кафе долгое время являлось «местом притяжения» для талантов и сочувствующих. Стоящего рядом Карлоса Гарделя мне удалось узнать сразу, а вот про женщину могу сказать только, что ее имя - Альфонсина Сторни и ничего более. Заинтересовавшиеся знают, куда бечь.
3.
Кстати, о кафе. Оно было открыто в 1858 году и считается самым старым кафе города. Сюда обязательно надо зайти «за атмосферой» и выпить чашечку кофе. На этом я бы рекомендовала и остановиться, несмотря на то, что в подвальчике еще каждый вечер дают танго. Но, на мой взгляд, в «Тортони» надо исключительно «за атмосферой». И еще полюбоваться лампами «Тиффани».
4.
5.
6.
От кафе «Тортони» минут 20 потребуется вам, чтобы дойти по улице Флорида до галереи «Пацифико». Идти туда имеет смысл по 2 причинам: во-первых, Борхес очень любил пешеходную Флориду. В тот день, когда на Флориду попали мы, в Буэнос-Айресе произошел энергетический катаклизм - был отключен свет во многих районах города. Люди, находившиеся в магазинах и ресторанах, стали массово выходить на улицу. На Флориде образовалась «пробка».
7.
8.
9.
А во-вторых, в здании галереи «Пацифико» расположен Культурный центр Борхеса. Скорее всего, ничего, кроме своего имени, этому центру Борхес не дал, но разве это не повод потратить всего 20 минут, чтобы потом любоваться великолепными сводами галереи.
10.
Здание галереи было построено в 1889 году как громадный торговый молл. Но потом там расположились офисы государственной железнодорожной компании и бывшая галерея приобрела свое нынешнее имя в честь железнодорожной линии Edificio Pacifico, которая проходила через всю Аргентину и Чили до Тихого океана.
11.
12.
Свои фрески здание получило только в 1945 году во время глобальной реконструкции. А в торговый комплекс оно превратилось в 90ых.
13.
14.
Вот уж чему действительно Борхес отдал свое время и здоровье, так это Национальной библиотеке. Долгие годы он работал директором библиотеки, которая считается одной из крупнейших на обоих американских континентах. Не берусь утверждать, что он работал именно в этом здании, потому что для читателей библиотека здесь открылась только в 1992 году (а Борхес умер в 1986 в Женеве), хотя строили его на протяжении 30 лет. Так что, эти стены вполне могли видеть еще живого Борхеса, хотя он их уже видеть не мог. Пост директора Национальной библиотеки писатель занимал с 1955 по 1973 годы, уже будучи слепым.
15.
16.
А если вам интересно почувствовать истинный дух произведений Борхеса, то идите в район Сан-Тельмо. Борхес любил это место. Ему здесь нравилось все: старые дома, танго на площадях, антикварные лавки. Люди, живущие здесь, часто становились героями его рассказов. Но, любимым «главным героем» Борхеса всегда оставался Буэнос-Айрес.
17.
18.
19.
20.
Говорим - Аргентина, подразумеваем - Буэнос-Айрес. Говорим - Аргентина, подразумеваем - Эвита. Говорим - Аргентина, подразумеваем - Карлос Гардель. Говорим - Аргентина, подразумеваем - танго.