Я иногда думаю - а могли ли мы, сторонники СССР, предотвратить его распад? Сегодня есть немало сторонников версии, что "мы все - предатели", не выполнившие присягу. Правда, в основном эти сторонники этой версии - дамочки, сами-то оружия никогда в руках не державшие. Но бог с ними. Вот я - присягу принял, проходя срочную службу в "непобедимой и легендарной", после чего, учась в институте, получил офицера запаса. Ни разу не боевик - нас на военной кафедре готовили на зампотехов (ремонт и обслуживание БМП), да и в армии стрелял всего дважды в год. Вот на хрена нужна такая армия, до сих пор не понимаю... Тем не менее - от советской присяги меня никто не освобождал, новых присяг я не принимал, и я, какой-никакой, но всё ещё офицер Советской Армии. То есть, я был должен бороться против уничтожения моей страны. Но как? Если кто тех времён не застал, сообщаю - это было массовое помешательство. Подсчётов я не проводил и не знаю, есть ли такие исследования, но, по моим наблюдениям, как минимум половина народонаселения сошла с ума. Народ массово ударился в антисоветский психоз, стал ностальгировать о "хрусте французской булки"(причём, даже те, чьи предки в те времена были сплошь "подлого сословия"). Ну, и крайне странные размышлизмы на тему "вот уберём коммуняк - и заграница нам поможет, и будем жить не хуже, чем они там"... С какой стати заграница будет помогать своим конкурентам - эти мечтатели даже не задумывались. И что я мог сделать с этими придурками? Ведь они проявились даже среди близких мне людей. Не все, конечно, далеко не все, но "поехали крышей" даже часть моих родственников и друзей. По-хорошему они не понимали, контр-агитация до их зомбированных головушек просто не доходила (хотя других людей мне неоднократно удавалось разагитировать и увести со скользкой дорожки либерастии, но мало, мало... штучная работа, счёт идёт на десятки людей, а противостояли нам миллионы), а стрелять в них, извините, рука не поднялась. То есть, я не сидел сложа руки и пытался противостоять разрушительным тенденциям, но моих усилий оказалось слишком мало. Можно ли было сделать больше? Да, наверное... Но, если бы все противники развала СССР сделали хотя бы вполовину от меня - антисоветских зомбаков осталось бы такое ничтожное количество, что ни о каком развале страны и речи бы не шло. Тем не менее, гордиться мне нечем - и страну не спас, и есть-таки люди, сделавшие многократно больше. Да, у них и возможностей было больше, но такие возможности были и у многих других, но рискнули их использовать буквально единицы. Вечная им память.
Настоящим мужикам, оставшимся верными однажды данной присяге, посвящается.
[Spoiler (click to open)]Рижский ОМОН - в любом милицейском спецназе знают его многострадальную историю. Историю про то, как небольшая кучка милиционеров из отряда особого назначения не подчинилась требованиям «новой латвийской независимости», и с оружие в руках решила бороться до конца «за СССР». В январе 1991 года вся милиция Латвии приняла присягу новой власти и превратилась в национальную полицию. Все, кроме Рижского ОМОНа. Омоновцы Риги решили бороться за Советскую власть.
По указанию министра МВД СССР Пуго бойцы Рижского ОМОНа захватили захватил рижский Дом печати, телеграф, здание латвийского МВД, разоружили арсенал филиала школы милиции. На многочисленные сигналы в МВД СССР с просьбой о помощи, ответа не поступало. СССР уже разваливался, расползался по швам, политики делили власть, а в Риге кучка людей в черных беретах пытались вернуть страну, которую уже поделили и растащили правительственные пройдохи. Они держались до последнего. Их объявили вне закона, их посты и колонны обстреливали, их жен насиловали местные «патриоты». Они держались до последнего.
В августе 1991, когда ГКЧП взяло власть в Москве, Рижский ОМОН получил надежду, что не все потеряно. После провала путча руководство отряда сожгло все секретные документы и отряд решил пробиваться на территорию России.
Начались переговоры, омоновцы окопались на своей базе. Им предлагали сдать оружие и бронетехнику под гарантии пропуска в Россиию по одному. Они отказались. Только полным составом, вместе с семьями, с бронетехникой, оружием и аммуницией. Латвийское правительство предложило отряду добираться колонной до Пскова, по пути стягивая войска и полицию для удара по мятжникам. Они отказались. Только на военно-транспортных самолетах, полным составом, с бронетехникой, оружием и семьями. Бойцам предлагали сдать руководство отряда, а остальным расходиться по домам. Они отказались.
И Латвия пошла на уступки. Вскоре 14 военно-транспортных самолетов, груженых техникой и людьми вмыли в небо. У Латвии не было своих сил ПВО. Россия также не горела особым желанием принять у себя вооруженный милицейский отряд. После долгих раздумий МВД РФ решило отправить Рижский ОМОН на дислокацию в Тюмень, подальше от больших городов.
«Мы вернемся!» - было написано на броне БТРов Рижского ОМОНа. Они не смогли вернуться обратно в свою страну. В зеркало прошлого не шагнешь. Страна развалилась.
Но и в России их предавали снова и снова. Многие остались в Тюменском ОМОНе, прошли все войны в Чечне, но многие бойцы стали покидать отряд, рассеиваться по миру. К 2010 году в Тюменском ОМОНе осталось только 3 Рижских омоновца.
8 октября 1991 года в Сургуте латвийскими полицейскими, с разрешения генпрокурора России Степанкова, в кабинете начальника УВД был арестован и этапирован в Латвию заместитель командира отряда старший лейтенант Сергей Парфёнов, в 1994 году был приговорен к тюремному заключению.
В начале 1994 года по обвинению в незаконном ношении оружия был арестован командир отряда майор милиции Чеслав Млынник.
В 1999 году десять бывших омоновцев обвинялись в уничтожении таможенных пунктов на границе с Россией, захвате здания МВД и телецентра в Риге, а также в избиении людей и условно осуждены на сроки от полутора до четырех лет лишения свободы, а в 2004 к условным срокам были приговорены ещё двое.
В декабре 1999 года, в начале второй Чеченской кампании, бывший рижский омоновец, Гвардии капитан Д. Машков был награжден медалью Суворова за участие в успешной операции. В 2000 году по ложному доносу был арестован Полицией Безопасности Латвии по подозрению в организации взрыва в Рижской хоральной синагоге в 1998 году и убийстве Председателя коллегии по уголовным делам Яниса Лаукрозе.
В 2011 году Литовский суд приговорил бывшего бойца рижского ОМОНа Константина Михайлова (Никулина) к пожизненному заключению по обвинению в убийстве литовских пограничников в июле 1991. Михайлов свою вину не признал. Европейские ордера на арест выданы также на Александра Рыжова, Андрея Локтионова и Чеслава Млынника.
Но дух отряда остался жив. Он проявил себя во многих горячих точках пост-советского пространства. Так, в 1992 году отряд добровольцев под командованием Чеслава Млынника, преодолев сопротивление превосходящего противника, захватили стратегически важный мост в Верхних Эшерах, а затем с ходу овладели господствующей высотой. За этот подвиг добровольцы были представлены абхазским руководством к наградам, а Ч.Млынник к высшей награде республики - ордену «Леона». Впоследствии Чеслав Млынник участвовал в локальных конфликтах в Азербайджане и Югославии, а в 2000 году приказом МО РФ ему было присвоего воинское звание полковника. Многие бойцы составили основу специального батальона «Днестр» в Приднестровье. География мест, где воевали бывшие омоновцы Риги обширна: Карабах, Приднестровье, Абхазия, Югославия, Чечня, Ингушетия, Дагестан и т.д. и .тп.
Потери боевые: - милиционер-боец Сергей Кононенко - убит (Рига, январь 1991г) - милиционер-боец Владимир Гомонович - убит (Рига, январь 1991г) - бывший боец Рижского ОМОН старшина Сергей Мерешко - убит (Югославия, сентябрь 1992г) - бывший старшина Рижского ОМОН Александр Беляк - убит (Абхазия, 1993г.) - бывший боец Рижского ОМОН Альфред Залялов - ранен, остался без ног (Абхазия, 1993г.)
Про других бывших рижских омоновцев, погибших и раненых, на фронтах разных стран и миров мне, к сожалению, ничего не известно. Кто-то погиб на криминальных фронтах, это тоже не редкость для бывших омоновцев. Известно, что в октябре 1993 года некоторые бывшие бойцы защищали Белый дом в Москве.