Височные кольца
Височные кольца являются излюбленным украшением славянских женщин, вероятно, носившим в древности название «усерязь», однако их внешний вид на отдельных территориях Восточной Европы был различен. Еще А. А. Спицын отметил, что в кривичском летописном ареале наиболее распространены браслетообразные кольца с завязанными концами. Вне летописного ареала такие височные кольца известны только в тех древнерусских областях, которые были освоены переселенцами из Смоленской и Полоцкой земель. На основе распространения браслетообразных височных колец, которые связывались с кривичами, А. А. Спицын еще в 1899 году пришел к заключению, что славянское заселение Верхнего Поволжья и Владимиро-Суздальской земли шло главным образом из Смоленского Поднепровья. Этот исследователь заново проанализировал материалы владимирских курганов, раскопанных А. С. Уваровым и П. С. Савельевым, и отметил, что оставлены они в основном смоленскими кривичами.
ФОТО 1 Височные кольца по А. А. Спицыну
ФОТО 2 Височные кольца из ВСМЗ
Диаметр таких украшений был различен - 5-12 см, количество колец в курганах так же различалось. Основным материалом для изготовления таких украшений служила бронза, однако встречались и серебряные изделия. Довольно часто головной убор включал около шести браслетообразных височных колец.
Существует несколько различных способов ношения браслетообразных височных колец: продетыми в уши, в волосы, в основу головного убора, на тканых лентах или кожаных ремешках головного убора. Эти данные позволяют судить о том, что и головные уборы могли различаться. В данном случае головной убор полотенчатый (так называемый «убрус»), височные кольца вплетены в прическу.
ФОТО 3, 4 Прическа с височными кольцами и головной убор
Литература.
1. Агапов А. С. и Сарачева Т. Г. О способах ношения височных колец // Российская археология. - 1997. - № 1. - С. 99-108.
2. Арциховский, А. В. Курганы вятичей. - М.: 1930. - С. 44-46, 59-60.
3. Сабурова М.А. Женский головной убор у славян (по материалам Вологодской экспедиции) // СА-1974-№2.-С.90-94.
4. Седов, В. В. Восточные славяне в VI -- XIII вв. - М., 1982. - С. 158, 186.
5. Спицын А. А. Владимирские курганы // Известия Археологической комиссии. Вып. 15. - СПб: 1905 - С. 138.
6. Степанова Ю. Мода в Древней Руси (Реконструкция костюма по данным археологии). //Родина. - 2006. - N2. - С. 63-67
Браслеты и перстни.
Браслеты и перстни кривичей принадлежат к общерусским образцам. Встречаются они повсеместно, но не во всех курганах. Во Владимирских курганах широко представлены браслеты пластинчатые различных типов, часто орнаментированные. Характерным примером может являться браслет, найденный экспедицией Ф. Д. Нефедова. Форма его перекликается с находками Новгородской земли.
ФОТО 1. Оригинал браслета из раскопок Ф. Д. Нефедьева
ФОТО 2. Реконструкция браслета (латунь)
Перстни так же довольно разнообразны: встречаются витые, ложновитые, пластинчатые, широкосрединные и т. д. Материал для их изготовления так же мог быть различен. В данном комплексе 4 перстня различных типов. По данным исследователей, витые, рубчатые и ложновитые перстни, датируемые 10-13 вв., не характерны для населения юга Руси в 10 в., о чем говорят данные таких крупных некрополей, как Киевский и Шестовицкий. Таким образом, для 2-ой пол. 10 - 11 в. такие перстни характерны только для северных территорий.
ФОТО 3. Перстень из раскопок М. В. Седовой в Ярополче-Залесском
ФОТО 4 Ложновитой перстень из ВСМЗ
ФОТО 5 Витой перстень из ВСМЗ
Достаточно распространенными среди славянского населения Северо-Восточной Руси можно считать широкосрединные перстни. Как подчеркивает А. В. Арциховский, они не были характерными для неславянского населения этих территорий. Достаточно часто встречались перстни с завязанными концами, нередко они были орнаментированы при помощи штампов. Большинство подобных украшений имеют орнамент в виде треугольников.
ФОТО 6 Перстень широкосрединный по В. В. Седову.
ФОТО 7 Перстень широкосрединный из Тимерево по Т. В. Равдиной.
ФОТО 8 Перстень широкосрединный по Т. В. Равдиной.
ФОТО 9 перстень широкосрединный по А. А. Спицыну.
ФОТО 10 Перстни (реконструкция) - латунь, серебро.
Литература
1. Арциховский, А. В. Курганы вятичей. - М., 1930. - С. 81-85.
2. Моця, А. П. Население Среднего Поднепровья IX-XIII вв.: по данным погребальных памятников. - киев: 1987. - С. 10-11.
3. Равдина, Т. В. Погребения X-XI вв. с монетами на территории Древней Руси: каталог. - М.: 1988. - С. 10, 11, 17.
4. Седов, В. В. Восточные славяне в VI -- XIII вв. - М., 1982. - Рис. 29, 48, 65.
5. Седова М.В. Суздаль в X-XV веках. - М., 1997. - С. 163, 190, 233.
6. Спицын А. А. Владимирские курганы // Известия Археологической комиссии. Вып. 15. - СПб: 1905 - С. 122, 151.
Ожерелье из бус.
Одним из излюбленных видов украшений у славян были ожерелья из бус. Как правило, в раннем средневековье практически все бусы были привозные. В северных регионах достаточно часто над металлическими и каменными преобладали бусины из цветного стекла. По словам В. В. Седова, в ожерельях кривичей, в основном, преобладают синие бусины, среди которых большую часть составляют бусины зонные (в ожерелье 4).
ФОТО 1 Зонная синяя бусина из ВСМЗ
Так же достаточно распространенными были шарообразные (в ожерелье 6), ребристые (в ожерелье 4) и многочастные бусины из синего стекла (в ожерелье 2).
ФОТО 2 Многочастные синие бусы из ВСМЗ
Такие бусы датируются 10-11 вв., нередки для Владимирских курганов и городов.
ФОТО 3 Ребристая бусина по Седовой М. В.
ФОТО 4 Ребристая бусина из ВСМЗ
Такие бусы относятся к числу наиболее ранних, в 11 веке встречаются, как правило, уже очень редко.
Так же иногда попадаются при раскопках бусины белоромбические (в ожерелье 4). Они так же относятся к наиболее ранним - 10-11 вв., и картографически равномерно распределяются по территории северо-восточной и северо-западной Руси, в том числе и на территории Владимирских курганов.
ФОТО 5 Белоромбические бусины
Нередко употреблялись бусины из черного стекла и пасты. Они бывали как однотонные зонные (в ожерелье 5), так и цветные, с добавлением, например, белого стекла. В частности, такие бусины в форме эллипса с белым елочным узором признаются А. В. Арциховским достаточно распространенными для волжских кривичей (в ожерелье 1).
ФОТО 6 Эллипсоидная бусина с белым елочным узором по черному фону
Для северных регионов достаточно характерны черные бусы с белым зигзагообразным рисунком, появившиеся в курганах с 11 века. Вполне возможно присутствие таких бус в курганах кривичей в результате совместной колонизации северо-восточной Руси совместно со словенами (в ожерелье 11).
К изделиям местного производства 10 - нач. 11 вв. относят бусы из глухого стекла лимоновидной формы. Такие бусы довольно часто встречаются на территории Владимирской и Ивановской областей. Шарообразные и зонные желтостеклянные бусы так же можно считать изделиями местного производства (в ожерелье 4 лимоновидные, 3 зонные).
ФОТО 7 Желтые зонные бусы
ФОТО 8 Так выглядят бусы из Владимирских курганов
Здесь же присутствуют многочисленные глазчатые бусы, широко распространенные на территории Северо-восточной Руси
ФОТО 9 Готовое ожерелье
По курганным древностям известно, что ожерелье могло состоять из нескольких низок бус, в данном случае их две. Бусины собраны на льняной шнур.
Литература
1. Арциховский, А. В. Курганы вятичей. - М., 1930. - С. 32.
2. Равдина, Т.В. Погребения Х-ХI вв. с монетами на территории Древней Руси: Каталог. - М., 1988.
3. Рыбаков, Б.А. Русское прикладное искусство X-XIII веков. - Л.: 1971. - С 15.
4. Седов, В. В. Восточные славяне в VI -- XIII вв. - М., 1982. - С. 162.
5. Седова М.В. Суздаль в X-XV веках. - М., 1997. - Рис. 26 (5).
Гребень.
Гребни, как известно, являются атрибутом городской культуры, и, гораздо реже, принадлежат сельской. Тем не менее, в сельской среде они встречаются, причем даже в погребениях. Основой реконструкции послужил гребень, найденный при раскопках 1998 года в г. Муроме на Кремлевской горе. Не смотря на широкую датировку подобных гребней - кон. Х - нач. ХIII в., по постройке двусторонний прямоугольный деревянный гребень датируется кон. Х - 1-й пол. ХI вв.
ФОТО 1 Гребень из Мурома, X - XI в.
Находки подобной формы гребней из другого материала - кости - встречаются в погребениях и на территории городов, в частности Суздаля.
ФОТО 2 Гребень из Нефедьево, XII в.
ФОТО 3 Гребень из Суздаля, XI в.
ФОТО 4. Реконструкция изготовлена из дерева, по форме абсолютно аналогичен находке из Мурома.
Литература
1. Бейлекчи, В. В. Древности летописной муромы: погребальный обряд и поселения: учебное пособие. - Муром, 2005.- С. 126, 199.
2. Макаров, Н. А. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI - XIII веках. - М., 1997. - С. 123, 356.
3. Седова, М. В. Суздаль в X-XV веках. - М., 1997. - Рис. 21 (11).
Носки.
Вязание иглой - практически не распространенный способ рукоделия у поволжских финно-угров. Таким образом, славяне, постепенно заселявшие территорию Владимирского края, принесли этот вид домашнего ремесла с собой. Этот факт подтверждается и многочисленными находками костяных вязальных игл различной формы на территории большинства поселений, основанных славянами или включавших славянский этнический элемент в эпоху раннего средневековья.
ФОТО 1 Вязальные иглы из экспозиции Суздальского музея.
ФОТО 2 Вязальная игла из книги М. В. Седовой Суздаль.
Как известно, на данной территории очень нечасто можно обнаружить в грунте остатки изделий из органических материалов. По этой причине можно воспользоваться данными этнического родства словен новгородских и кривичей смоленских с переселенцами Волго-Окского междуречья. Вязаные изделия с территории смоленских кривичей неизвестны, поэтому наиболее удобным в данном случае представляется использование археологических материалов Новгорода. Уже к 1963 г. было известно 9 образцов вязаных изделий, найденных в этом городе (несколько образцов найдены на 28 ярусе, что говорит об употреблении вязаных вещей в Новгороде в Х веке).
ФОТО 3 Образец вязания из раскопок в Новгороде.
На данный момент их найдено гораздо больше. Большинство из них сделано из грубой нерегулярной нити (так называемой сученины). Благодаря М. Хальд восстановлена техника вязания подобных изделий. Такой способ считается одним из самых простых, так же он известен по находке из Осло.
ФОТО 4 Способ изготовления вязаного изделия по М. Хальд.
Так же вязаные изделия найдены в Белоозере и Гданьске. Из наиболее близких территориально находок можно назвать носок с частью башмака, найденный в г. Пронске Рязанской областиконецформыначалоформы из собрания Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, датированный 11-12 вв.
ФОТО 5 Носок из Пронска.
Среди изделий, как правило, можно назвать носки и варежки. Так же есть вероятность, что таким же образом могли быть связаны и гольфы.
Косвенным фактом того, что вязание иглой было распространено на территории Владимирской области в эпоху средневековья, являются данные о существовании этого ремесла до начала ХХ века в отдельных деревнях.
При создании реконструкции использованы некрашеные нитки фабричного изготовления толщины, аналогичной археологическим находкам Новгорода.
ФОТО 6-7 Готовое изделие (современная реконструкция) и игла для вязания
Литература
1. Арциховский, А. В. Курганы вятичей. - М., 1930. - С. 102.
2. Нахлик, А. Ткани Новгорода: опыт технологического анализа // Труды Новгородской экспедиции. Т. 4. Жилища Древнего Новгорода. - М., 1963. - С. 264-265.
3. Седова, М. В. Суздаль в X-XV веках. - М., 1997. - Рис. 67 (10).
4. Традиционная культура Гороховецкого края: экспедиционные, архивные, аналитические материалы: научное издание: В 2-х т. Т.1. - М., 2004. - С. 297.
Обувь.
Для Суздальского Ополья считаются редкими находки обуви, обувь раннего средневековья практически не известна. Об изготовлении плетеной обуви - лаптей - говорят находки кочедыков, кожаная обувь, в больших количествах известная по материалам древнерусских городов, наверняка, была так же широко распространена. По этой причине возникает необходимость привлечения археологических материалов других городов. "Материалы из раскопок Старой Ладоги, Пскова, Новгорода, Белоозера, Минска (Шут К.П., 1965. С. 72-81), Старой Рязани (Монгайт АЛ., 1955. С. 169, 170), Древнего Гродно (Воронин Н.Н., 1954. С. 61, 62), Москвы (Рабинович М.Г., 1964. С. 287; Шеляпина Н.С., 1971. С. 152-153), Полоцка (Штыков Г.В., 1975. С. 72-80), Старой Руссы (Медведев А.Ф., 1967. С. 283) и других городов свидетельствуют о единой традиции в производстве древнерусских башмаков начиная с VIII в. Единство это выражается в бытовании башмаков одинакового кроя во всех древнерусских городах."
В качестве основы для реконструкции выбраны находки, входящие в 1-ю группу ("Обувь мягких форм") по Е. И. Отяевой. Считается, что это наиболее древняя форма обуви на Руси. Изготовлялась она из мягкой коровьей или козьей дубленой кожи (в данном случае кожа коровья) с отворотами выше щиколотки. По способу кроя состоит из двух частей - верха и подошвы с боковым швом. Детали сшивались тачным и выворотным швами. Для башмаков VIII-ХI вв. характерна одна существенная особенность: их подошвы не имеют достаточно четких очертаний для правой и левой ноги, хотя крой верха асимметричен и рассчитан на правую и левую ноги (Оятева Е.И., 1962. С. 89, 90). Подошвы древнерусских башмаков пришивали к верху выворотным швом, детали верха сшивали тачным швом."
Так же определенные аналогии прослеживаются при сравнении с ботинком из Пронска (см. раздел по вязанию иглой)
ФОТО 1, 2 Обувь по С. А. Изюмовой.
ФОТО 3 Обувь по статье М. А. Сабуровой.
ФОТО 4 Реконструкция обуви. Кожа, льняная нить.
Литература.
1. Изюмова, С.А. К истории кожевенного и сапожного ремесел Новгорода Великого.// Материалы и исследования по археологии СССР. № 65. - М., 1959. - Рис. 3, 8.
2. Очерки по истории русской деревни X - XIII вв. / Под ред. Б. А. Рыбакова. - М.: Советская Россия, 1959. - (Труды ГИМ. Вып. 33). - С. 56. - Рис. 5 (1).
3. Сабурова, М.А. Древнерусский костюм // Археология. Древняя Русь. Быт и культура. - М., 1997. - С. 103 - 104.