В давние времена, в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме, когда люди были жизнерадостными, счастливыми, красивыми, общительными и любвеобильными, они воспевали человеческое тело, красоту человеческого тела. Это может показаться удивительным, но все свободные люди занимались спортом, такие весёлые рослые оптимисты, только представить себе: средний рост древнего грека 180-190 см! Создаётся впечатление вечно солнечной жизни, расцвета архитектуры, театра, всех видов искусств… Да так оно и было! Золотой Век! Люди участвовали в Олимпийских играх, потом ваяли изображения победителей, ставили их статуи в общественных местах - площадях, термах, спортивных площадках - равнялись на своих кумиров, старались быть на них похожими. Древние греки придумали приёмы, как в скульптуре показать красоту человеческого тела - калокагатию, идеал человека. Это разрабатывалась веками и до сих пор люди пользуются этими приёмами, не придумав ничего нового.
В начале 5-го века до н.э. в Древней Греции родился Поликлет - скульптор, достигший в своём творчестве невероятных вершин, отточивший древние приёмы до совершенства. Его самой известной работой является юноша-копьеносец, победитель соревнований в метании копья - Doryphoros, или Дорифор, эту статуи даже прозвали «Каноном». К сожалению, оригинал не дошёл до наших дней, но с этой статуи было сделано умопомрачительное количество копий, и делается до сих пор.
Скульптура - статичный вид искусства, но, именно, приёмы, разработанные в древности, помогают «ожить» этим застывшим людям. Doryphoros, как будто «идёт», положив копьё себе на плечо, жаль только, что копьё далеко не во всех копиях сохранилось. Тело закручено, изображено в пол-оборота, «застывшее движение» - хиазм. Удивительно точно показано это движение: оторванность от земли одной ступни, жёстко стоящая - другая, расслабленная и опущенная правая рука, и приподнятая и напряжённая другая, а ноги наоборот: отставленная и расслабленная левая нога, и прямая и напряжённая - другая - контропост. Лицо спокойное, он уверен в своих силах, в победе. Всё это придаёт холодному металлу, или мрамору оживлённость, как будто творец вложил в него душу, слепил из комка глины образ и подобие своё.
Древние эллинистические цивилизации пришли в упадок, погибли, и Дорифор потерял своё копьё, остался беззащитным перед ходом истории, перед людьми, приведшими к исчезновению этих древних, казалось бы, непобедимых государств. Когда вестготы разорили и разрушили Древний Рим, люди превратились практически в варваров, были утеряны технологии, умерла культура античности на долгие века - Дорифор выронил своё копьё - символ власти. Но античность не могла пасть только из-за нашествия варваров, всё началось в головах людей - Рим «прогнил» изнутри.
В Музее Пушкина в Москве стоит удивительная копия Doryphorosa, в руке юноша держит копьё. Вот только забавно, что статуя, олицетворяющая силу, власть, мужество пылится в музее. Так и Россия - запылилась за последнее столетие, настоящая Российская Империя пала - «прогнила» изнутри, иначе не назовёшь, когда брат поднимается на брата, когда больше всего на свете соотечественник не любит соотечественника. А Дорифор пылится всё больше и больше, и ничего не изменится, пока юноша-победитель не выйдет на улицу, залитую солнечным светом. Очень символично, как мне кажется.
Очень точно отражает следующая картинка нашу действительность.
Говорят «спасение утопающих, дело рук самих утопающих» - по-моему это про нас!