Посмотрев на сегодняшнего художника, я решила, что уж с ним-то проблем не будет - пейзажи, вроде знаменитый на международном уровне. "Это вам не раннесоветский карикатурист!" - радостно подумала я. И обломалась. Нашла два сайта, на которых было 2 и 4 репродукции (всего 4 разных картины, они пересекались). На поиске картинок - вообще полный ноль.
Не отчаиваясь, решила поискать на английском, благо художник далеко не русский. Долго мучалась, пока написала правильно (в книге, к сожалению, нет оригинального написания имён). И нашла. Аж два сайта. На одном была аж одна картинка. Блин. Что ж за художник такой загадочный?
Но кое-что всё же расскажу.
Жорж Мишель - непосредственный предшественник реалистических исканий барбизонцев (что бы это не значило). Про барбизонцев я знаю только, что они были и что мы на ЧГК взяли с ними вопрос однажды. Надо будет посмотреть действительно, кто это такой - барбизонцы.
Кстати, Мишель с его пейзажами был за границами шумных баталий, поэтому его биография очень недостоверна, хотя и писалась всего через три года после его смерти. Это объясняет отсутствие статей в интернете, но где картинки?!
Из простой семьи, в юности он нашёл богатых покровителей, с которыми он путешествовал и давал им уроки рисования. Однако ввязался в революцию (Великую французскую, я так понимаю, судя по датам). Но после этого успокоился, завёл лавочку и учеников. Лишь немногие любители покупали его картины, но он был известен как искусный реставратор, работал над полотнами в Лувре.
Ежедневно, в любую погоду Мишель выбирался из города (хорошо, Париж тогда был маленький). Над картинами он работал по утрам в мастерской. Всю жизнь он рисовал окрестности и предместья Парижа, из которых больше всего любил Монмартр (говорю же, Париж тогжа был ещё маленький). Верил в то, что важен не сам пейзаж, а то, как его изображают (абсолютно согласна, молодец Мишель!).
В книге была чёрно-белая картинка "Пейзаж с мельницей". Вот она цветная.
Хочу заметить, что чёрно-белый вариант гораздо более богат оттенками и деталями, наверная, эта репродукция не слишком удачная и слишком тёмная.
Вообще, цветопередача его пейзажей явно оставляет желать лучшего, это видно по тому, как те же картины выглядят на разных иллюстрациях. Вот сравните:
Вторая явно лучше выглядит, зато на первой больше деталей.
Или вот ещё:
<
Это картина "Гроза". Поди знай, какая из них ближе по цветопередаче к оригиналу.
В самой природе Мишель искал прежде всего эмоциональные состояния: он любит писать грозу, динамичную игру облаков на небе, солнечный луч, пробивающийся сквозь тучи, крылья знаменитых ветряных мельниц Монмартра, которые в его пейзажах не стоят, а совершенно явственно движутся, потому что подвижна сама живописная атмосфера его пейзажа.
Мишель никогда не подписывал свои картины: "Что до меня, я не ставлю подпись на своих картинах, потому что, по-моему, живопись должна говорить сама за себя, а подпись это просто совратительница, которая старается обмануть и соблазнить вас. Нужно поступать, как наши предки, которые не подписывали картин, их подпись - в их таланте".
Мне действительно нравятся его пейзажи, хорошо бы посмотреть на них без репродукций.