Эта тема почему-то часто возникает на уроках и на лекциях, которые я даю. Или просто я сама вывожу учеников на эту тему? Обычно это начинается с вопроса кто умнее - мальчики или девочки? Кстати, ответ на этот вопрос есть. Исследования показывают, что самые умные-преумные - всегда мальчики. Редкая женщина долетит до наивысших показателей интеллекта, которые демонстрируют отдельные представители мужского пола. Но и среди самых дурных дурней вы женщин не найдёте - ниже всех опускаются только мужчины. Средние же показатели одинаковы у обоих полов. Как такое получается? Ответ в конце этого поста.
Когда-то давно я давала лекцию именно на эту тему, а здесь я тезисно излогаю научный взгляд на этот вопрос. Говорить я буду с точки зрения биологии, социология и психология - это не ко мне.
Думаете, раз речь идёт о биологическом различии, всё сводится к половым признакам? Ан нет! Вот несколько фактов:
* Потеря 1 литра крови смертельна для мужчин, но не для женщин.
* Энергообмен покоя ниже у женщин, поэтому они менее приспособлены к короткой интенсивной работе.
* У мальчиков в мозгу больше миндалевидное тело (отвечает в том числе за социальную информацию и доминирование), у девочек большн гиппокамп (долговременная память, особенно вербальная).
* В языковых центрах мозга женщины больше нейронов, а их речевые центры локализованы в обоих полушариях. У мужчин левое полушарие в вопросах речи заметно доминирует.
* Вообще у мужского мозга больше функциональная ассиметрия, поражение левого полушария может привести к снижению вербальных способностей, а правого - к уменьшению способности к образному и пространственному мышлению. У женщин же обычно функции одинаково сохраняются, если поражено только одно из полушарий.
* Скорость метаболизма лекарств в печени быстрее у женщин.
Как же получаются все эти различия, от чего они зависят? Давайте начнём с самого начала.
Немногие знают, что дефолтный пол у человека - женский. Зародыш изначально как бы женского пола, и только включение определённых генов превращает его в мужской. Гены эти находятся на половой хромосоме У. Именно поэтому если генетически ребёнок как бы мужского пола (есть хромосома У), но при этом некоторые важные гены на ней не работают, то с виду такой ребёнок будет выглядеть женщиной.
Что же за гены ответственны за создание мужчины? Прежде всего это ген, который называется SRY, и он кодирует белок, который запускает процесс развития семенников. Если на хромосоме У этот ген не работает, анатомически получаем женщину (
Синдром Суайра), хоть и не вполне нормальную, потому что другие гены на хромосоме У всё же работают. В тех редких случаях, когда зародыш должен был быть женщиной (генотип ХХ), но на одной из половых хромосом вследствие ошибки оказался ген SRY, получается мужчина (
Синдром де Ля Шапеля).
Вообще же на хромосоме У есть около 90 генов (на Х в 20 раз больше, кстати), и последние проверки показали, что около 23 000 генов на разных хромосомах работают по-разному у мужчин и женщин на уровне количества производимого РНК (от чего зависит количество того или иного белка в организме, что напрямую влияет на функциональность).
Но на работе генов всё не заканчивается. После того, как половые органы сформировались, они влияют на работу всего организма, чаще всего через выделение специфических гормонов. Не секрет, что колебания уровней гормонов у женщин больше, особенно в связи с менструальным циклом, что напрямую влияет на способности и поведение. Например, во время овуляции растёт уровень эстрогена, а с ним и вербальные способности (видимо, чтобы уговорить нужного самца на спаривание), а во время месячных растёт уровень тестостерона и способность к ориентации (чтобы легче спрятаться от самцов, которые только о спаривании и думают). При этом способности к математике повышаются во время месячных и понижаются во время овуляции.
Важно также понимать, что на хромосоме Х около 300 генов связаны с болезнями, из них около 100 с нейрологическими. Например, ген, отвечающий за распознавание эмоций и аутизм находится именно на хромосоме Х. Именно поэтому все эти болезни, а также проблемы с распознаванием эмоций чаще встречаются у мужчин. И вот почему. У женщины две хромосомы Х, а у мужчины только одна. Поэтому, если какой-то важный ген на этой хромосоме у женщины "поломан", то с большой степенью вероятности на второй хромосоме он нормальный, и помогает в работе "поломанному", а то и полностью заменяет его. У мужчин же нет такой страховки, если какой-то ген не работает достаточно хорошо - никто его не заменит, и мужчина будет отвечать "Да" на вопрос "Милый, я толстая?".
Но на этом генетические отличия женщин от мужчин не заканчиваются. Женские хромосомы Х находятся в двух копиях в каждой клетке, но для нормальной работы нужна только одна. Поэтому на ранней стадии зародышевого развития в каждой клетке одна из этих хромосом дезактивируется. Потом эти клетки делятся, из них вырастает большой и красивый женский организм, в каждой клетке которого одна хромосома Х работает, а вторая нет. Самое интересное, что распределение этих ролей - какая будет работать, а какая нет, довольно случайно, и, таким образом, у нас есть клетки, в которых работает женская хромосома от мамы, а есть такие, в которых работает папина.
Если предположить, что некоторые гены у наших папы и мамы были разные (а так оно обычно и бывает), то получается, что в некоторых клетках женщины живёт и работает ген Вася, а в некоторых других - ген Петя. Вася и Петя делают одну и ту же работу, но, будучи разными генами, делают её немного по-другому. А ещё бывает, что Вася, например, трудолюбивый парниша, а Петя не очень. Или вообще Петя достиг стадии Будды и не принимает никакого участия в той суете, которая происходит в клетке. То есть организм женщины изначально более разнообразен на генетическом уровне, и каждая клеточка организма может работать немного по-другому, не так как её соседка, даже если они относятся к одному и тому же виду.
Как же такое разнообразие влияет на умение подобрать правильные туфли способности женского организма в целом? Это разнообразие обеапечивает женщинам более широкий диапазон реакций. И именно поэтому женщины более приспособляемы, особенно если условия жизни резко меняются. И именно поэтому женщины больше похожи друг на друга и ближе к среднему значения по множеству признаков. Как это - широкий диапазон реакций, и вдруг меньше разнооборазия?! Звучит пародоксально? Давайте разберёмся, хотя бы на примере того же интеллекта.
Предположим, что был зачат мужчина с уровнем интеллекта Х, и с заложенным диапазоном изменения +/-10. А женщина была зачата с таким же интеллектом Х, и с диапазоном +/-50. Предположим, что изначальная точка старта у обоих была очень высокая. Получается, что при любых условиях наихудший интеллект у мужчины будет Х-10. А женщина может спуститься аж до Х-50. Правда, и подняться она может ого-го как! Только вот обычно этого не происходит, потому что в процессе развития влияния среды направленны на приближение к усреднённым показателям, а не в сторону экстремальных значений. Поэтому и получаем на выходе мужчину с очень высоким интеллектом, и женщину с интеллектом намного ниже, хотя изначальная точка и была одинакова. Правда, этот же механизм спасает женщин и от очень низких показателей.
Так что получается, что женщины как класс обладают большей гибкостью и потенциалом приспособления, но за это приходится платить тем, что больше женщин ближе к среднему значению. Что мы и видим наглядно в картине распределения интеллекта мужчин и женщин.
Но женщины всё равно умнее и старательнее. Даже этот пост написала женщина.
Дисклеймер:
1. Везде, где сказано "женщины" или "мужчины" следует читать "большая часть женщин" и "большая часть мужчин".
2. Всё, что правильно насчёт группы ("женщины одеваются лучше мужчин") не имеет никакого отношения к индивидууму (" я женщина, следовательно, я одета лучше тебя, мужчина").
2. Да, я очень упрощаю. И с интеллектом не всё так просто. Но описанные процессы имеют место быть, и для того, чтобы описать законы, иногда приходится брать сферического коня в вакууме.