В ролях: Такако Мацу, Масаки Окада, Ёсино Кимура, Мана Асида, Каору Фудзивара, Иноваки Кай, Сора Ивата, Даити Идзуми, Карин Като, Такуя Кусакава и др.
Учительница Юко Моригути - мать-одиночка, теряет свою четырехлетнюю дочь. Юко догадывается, что в смерти малышки виноваты двое из ее подопечных. Но по закону (им нет еще 14 лет) они не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Отныне ее целью становится преподать подросткам урок, заставив их осознать ценность жизни. По сути же речь идет о мести, тем более жестокой и изощренной, что ей как взрослому человеку, как педагогу, известны все особенности подростковой психологии, все потайные струнки их души, что дает ей неограниченную власть и возможность манипулирования. Отныне их жизнь превратится в ад.
"Признания" как фильм о мести безусловно силен и держит в напряжении. Но на самом деле это не более чем жанровая оболочка, темы же поднимаемые в фильме весьма болезненны и актуальны: отношения учителей и учеников в современной школе, их взаимное насилие друг над другом, отношения в семье, групповая подростковая психология, проблемы, связанные с самореализацией и поиском признания. Ну и самое главное - истоки детской агрессии и детской преступности.
Сейчас, когда СМИ исправно снабжают нас новостями о вспышках насилия в учебных заведениях, многие режиссеры обращаются к этой теме, пытаясь понять психологию и мотивы поведения юных убийц. Накасима делает весомый вклад в тему, не просто исследуя личности убийц, а через форму исповеди (признания) воссоздает их внутренний мир, находя удивительные в своей выразительности зрительные и даже звуковые образы (вы знаете какой звук раздается, когда вы теряете нечто бесконечно дорогое?) В ответ на учительское "я научу вас ценить жизнь" раздается: " Жизнь -это тяжелая ноша".
Значит ли это, что режиссер оправдывает своих героев, как оправдывает их закон, поощряющий таким образом полную безнаказанность подростков? Накасиме, как мне кажется, удается избежать как скучного морализаторства, так и неопределенности в оценке явления. Он показывает, что причиной таких радикальных и безумных действий явлется неизжитый инфантилизм, неспособность осознать последствия своих поступков, непонимание того, что убийство является не решением проблем, а уходом от них.
Впрочем, юному существу бывает нелегко принять на свои неокрепшие плечи груз ответственности, оно нуждается в помощи взрослых. И не в этом ли заключается суть педагогики - помогать ребенку взрослеть?
Я бы не назвала этот фильм безусловным шедевром, но это действительно сильное кино, которое я бы поставила в один ряд с такими лентами, как Aoi haru (Toshiaki Toyoda) и All about Lily Chou-Chou (Shunji Iwai). Отдельно хочется отметить замечательну игру юных артистов и не менее замечательный саундтрек.
P.S. Пока переваривала впечатления от фильма, стало известно, что он получил премию Японской киноакадемии как лучший фильм года.
www.tokyograph.com/news/34th-japan-academy-prize-kokuhaku-wins-picture-of-the-year
Click to view