Между тем, ещё в январе Криста и я опубликовали первый англоязычный материал в нашем блоге Cyrillicsly. По сути это обобщение наших выступлений на AtypI и Серебре набора в 2013 году
( Read more... )
Олег, материал является переосмыслением изученного нами материала.
По части гражданского шрифта это: - Efimov V. V. Civil Type and Kis Cyrillic. Language Culture Type: International Type Design in the Age of Unicode (J. Berry). Graphis Press, 2002 - Zhukov M. G. The peculiarities of Cyrillic letterforms: design variation and correlation in Russian typeface. Typography Papers. Reading. #1, 1996 - Kaldor I. L. The Genesis of the Russian Grazhdanskii Shrift or Civil Type. The Journal of Typographic Researche. Cleveland, Vol. III, #4, 1969, Vol. IV, #2, 1970 + различные работы Шицгала
Что тут скажешь, правду мы вряд ли когда-либо узнаем. Безусловно реформа не являлась планомерным эволюционным переходом и мы не утверждаем, что почерк стал базой для создания нового шрифта. Но нам кажется важным упомянуть то, что как в письме, так и в гравюрах намечались изменения, пусть и небольшие. То же разделение на строчные и прописные тому подтверждение. В итоге, помимо всей своей радикальности в принципе, реформа также и официально закрепила намечавшиеся ранее изменения.
Давай только перенесем дискуссию в Cyrillicsly, чтобы Криста могла поучаствовать в обсуждении и сама ответить на твой вопрос?
Конечно, невозможно ничего знать наверняка. Мы можем рассуждать о возможных мотивах Петра только по результатам его действий. Нельзя преуменьшать факт, что Петр много времени провел в Голландии и не может быть, чтобы на него не произвели впечатление местные книги и те знания, которые к них можно было почерпнуть. Мне кажется несправедливым пренебрегать этими факторами. И кроме радикального разрыва с церковью, книгопечатание как таковое стало активно развиваться и было издано большое количество просветительской и научной литературы.
то ли у меня что-то не так грузится, но я не вижу, как в Cyrillicsly оставлять комментарии.
за литературу спасибо, но я спрашивал именно про гражданский почерк, а не шрифт. кажется, это теория (влияние этого почерка на реформированный алфавит) принадлежит исключительно А.Г. Шицгалу.
что касается реформы, то издавать просветительскую и научную литературу можно было и старым шрифтом. более того, она им и издавалась. ну, разве что на арабские цифры перейти можно было для единообразия расчётов. объективных технических, экономических или каких бы то ни было иных причин, кроме политических, у реформы не было. ну, кроме только эстетического пристрастия Петра ко всему европейскому, но это уже чистый субъективизм.
Действительно, комментировать можно только если ты зарегистрирован в Cargo.
Сам термин гражданское письмо был введён Шицгалом, но исследовал влияние почерков на шрифт и Kaldor.
Я всё же склонна давать другую оценку. Именно западная типографика ассоциировалась у Петра с прогрессом, так же как в общем-то и у нас до сих пор. И чем изобретать что-то новое в рамках имеющейся эстетики, было просто легче дать указание скопировать готовое решение. Латинский более легковесный рисунок знаков лучше гармонировал с гравюрами и, вообще, раз изобразительное искусство развивалось также по европейскому образцу, логично было перенять и типографическую традицию.
что касается последнего абзаца... я смотрю на работы Фийоля, Скорины, Фёдорова, и у меня не возникает ощущения, что там шрифтовая и иллюстративная части не гармонируют, вполне целостное впечатление. а изобразительное искусство как раз не развивалось по европейскому образцу. только в XVII веке оно стало перенимать некоторые черты западного, но от иконы всё же далеко не ушло, достаточно посмотреть, скажем, на парсуны. но это всё не так важно. повторюсь: легковесность, гармония, ассоциации с прогрессом-это всё субъективные Ваши/Петра впечатления. объективная причина для того чтобы носить европейский сюртук и парик вместо кафтана и бороды-только политика Петра. для сравнения: греческая скоропись, на основе которой делали первые греческие шрифты изобиловала лигатурами. до последнего времени всё это изобилие было технически сложно воплотить, поэтому греческий наборный шрифт изначально чуть «подсушили», убрали лигатуры (можно сказать, немного латинизировали), то есть убрали восточную живописность и добавили западной строгости.
Всё-таки мне меньше всего хотелось бы рассуждать о гражданском шрифте. Так как по моему мнению уже давно нужно перестать сожалеть о утраченном или приобретенном. Уже достаточно было написано именно на эту тему. И хоть я не считаю, что точки над i расставлены, мне кажется существует достаточное количество актуальных тем требующих дискуссии. В рамках нашего рассказа не упомянуть реформу Петра было бы странно, но наш материал в общем-то был не о том.
По части гражданского шрифта это:
- Efimov V. V. Civil Type and Kis Cyrillic. Language Culture Type: International Type Design in the Age of Unicode (J. Berry). Graphis Press, 2002
- Zhukov M. G. The peculiarities of Cyrillic letterforms: design variation and correlation in Russian typeface. Typography Papers. Reading. #1, 1996
- Kaldor I. L. The Genesis of the Russian Grazhdanskii Shrift or Civil Type. The Journal of Typographic Researche. Cleveland, Vol. III, #4, 1969, Vol. IV, #2, 1970
+ различные работы Шицгала
Что тут скажешь, правду мы вряд ли когда-либо узнаем. Безусловно реформа не являлась планомерным эволюционным переходом и мы не утверждаем, что почерк стал базой для создания нового шрифта. Но нам кажется важным упомянуть то, что как в письме, так и в гравюрах намечались изменения, пусть и небольшие. То же разделение на строчные и прописные тому подтверждение. В итоге, помимо всей своей радикальности в принципе, реформа также и официально закрепила намечавшиеся ранее изменения.
Давай только перенесем дискуссию в Cyrillicsly, чтобы Криста могла поучаствовать в обсуждении и сама ответить на твой вопрос?
Конечно, невозможно ничего знать наверняка. Мы можем рассуждать о возможных мотивах Петра только по результатам его действий.
Нельзя преуменьшать факт, что Петр много времени провел в Голландии и не может быть, чтобы на него не произвели впечатление местные книги и те знания, которые к них можно было почерпнуть. Мне кажется несправедливым пренебрегать этими факторами. И кроме радикального разрыва с церковью, книгопечатание как таковое стало активно развиваться и было издано большое количество просветительской и научной литературы.
Reply
за литературу спасибо, но я спрашивал именно про гражданский почерк, а не шрифт. кажется, это теория (влияние этого почерка на реформированный алфавит) принадлежит исключительно А.Г. Шицгалу.
что касается реформы, то издавать просветительскую и научную литературу можно было и старым шрифтом. более того, она им и издавалась. ну, разве что на арабские цифры перейти можно было для единообразия расчётов.
объективных технических, экономических или каких бы то ни было иных причин, кроме политических, у реформы не было. ну, кроме только эстетического пристрастия Петра ко всему европейскому, но это уже чистый субъективизм.
Reply
Сам термин гражданское письмо был введён Шицгалом, но исследовал влияние почерков на шрифт и Kaldor.
Я всё же склонна давать другую оценку. Именно западная типографика ассоциировалась у Петра с прогрессом, так же как в общем-то и у нас до сих пор. И чем изобретать что-то новое в рамках имеющейся эстетики, было просто легче дать указание скопировать готовое решение. Латинский более легковесный рисунок знаков лучше гармонировал с гравюрами и, вообще, раз изобразительное искусство развивалось также по европейскому образцу, логично было перенять и типографическую традицию.
Reply
Маша, а Kaldor-а можно в интернете найти?
что касается последнего абзаца... я смотрю на работы Фийоля, Скорины, Фёдорова, и у меня не возникает ощущения, что там шрифтовая и иллюстративная части не гармонируют, вполне целостное впечатление. а изобразительное искусство как раз не развивалось по европейскому образцу. только в XVII веке оно стало перенимать некоторые черты западного, но от иконы всё же далеко не ушло, достаточно посмотреть, скажем, на парсуны. но это всё не так важно. повторюсь: легковесность, гармония, ассоциации с прогрессом-это всё субъективные Ваши/Петра впечатления. объективная причина для того чтобы носить европейский сюртук и парик вместо кафтана и бороды-только политика Петра.
для сравнения: греческая скоропись, на основе которой делали первые греческие шрифты изобиловала лигатурами. до последнего времени всё это изобилие было технически сложно воплотить, поэтому греческий наборный шрифт изначально чуть «подсушили», убрали лигатуры (можно сказать, немного латинизировали), то есть убрали восточную живописность и добавили западной строгости.
Reply
Криста ответит сегодня позднее.
Всё-таки мне меньше всего хотелось бы рассуждать о гражданском шрифте. Так как по моему мнению уже давно нужно перестать сожалеть о утраченном или приобретенном. Уже достаточно было написано именно на эту тему. И хоть я не считаю, что точки над i расставлены, мне кажется существует достаточное количество актуальных тем требующих дискуссии.
В рамках нашего рассказа не упомянуть реформу Петра было бы странно, но наш материал в общем-то был не о том.
Reply
Leave a comment