страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение Храмы города.
В дореволюционное время в населении Петропавловска казахи не составляли и десятой части, но треть населения Петропавловска составляли татары.
Посему в городе наряду с 7-ю православными храмами существовало 9 мечетей [16]. Кроме того, в городе был и католический костёл - ссыльные поляки появились в этих местах после подавления польского восстания 1863-64 гг.
Из числа старинных зданий мечетей в Петропавловске сохранилось таковых не менее шести (в разной степени). Сохранилось и здание католического костёла. А вот из всех зданий православных церквей сохранились только руины Петропавловской церкви в крепости, да два действующих храма. А именно: храм Св. апостолов Петра и Павла (см. предыдущий пост), да храм Всех Святых, возведённый в 1890-94 гг. на средства купца С.И.Хлебникова с благословения Иоанна Кронштадского. Это - единственный храм города, который никогда не закрывался при советской власти [29]:
Храм Всех Святых (Кладбищенская, а также Старокладбищенская церковь поскольку была построена при кладбище).
В настоящее время в Петропавловске действующими являются 3 православных храма, 3 мечети, 1 лютеранский храм, 2 католических костёла.
Католический костёл Св. Троицы, возведён в 1994-2000 гг.
В той же части города, где стоят эти два христианских храма, расположен и памятник жертвам радиационных катастроф:
Ещё можно отметить, что в Казахстане существует Агенство по делам религий, на которое возложен контроль за деятельностью религиозных сект. (а ведь есть такие секты, которые выдают себя за христианские, но в противовес православию, католичеству, лютеранству по сути таковыми не являться, а то могут и подменять основы христианского учения). Но обзавёлся Казахстан таковым агентством лишь с недавних пор. Вероятно, посему в современном Петропавловске уже развернули бурную деятельность всякие там «свидетели Иеговы», «адвентисты седьмого дня», баптисты, члены «Новоапостольской церкви», миссионеры сект «Еммануил», «Благодать», «Агапе», «Новая Жизнь» [13; 29]. Все перечисленные в этом абзаце секты имеют в Петропавловске свои молитвенные дома. Вот это здание, например, принадлежит «Новоапостольской церкви»:
.
Татарская слобода и мечети.
Самая старая мечеть Петропавловска была деревянной и была возведена немногим позже деревянной церкви Петра и Павла. Располагалась та мечеть в Подгорье. В 1795 г. на её месте по личному распоряжению Екатерины II была возведена Касымовская каменная мечеть. В последующую четверть века она перестраивалась [7]. Здание Касымовской мечети до настоящего времени сохранилось частично, и оно неприметно.
На перекрёстке улиц Ульянова и Мира стоит здание другой мечети под названием «Кызылжар» - но это современное сооружение, построенное в самом начале XXI в.:
Мечеть огромная - ещё бы: деньги на её строительство выделили наследный принц Саудовской Аравии и президент республики Казахстан [23] - и стоит почти в самом центре города. А современная ей по датам строительства православная церковь размерами поменьше и стоит на окраине. При том, что мусульман в городе втрое меньше, чем христиан.
С юго-западной стороны к центру города примыкает райончик, издавна именуемый Татарской слободой. Татары в Петропавловске жили почти с самого времени его основания (а в окрестностях Петропавловска, по-видимому, и того раньше). Татарские купцы занимали видное место в местной торговле. Доходы позволяли им строить красивые каменные здания, а также спонсировать строительство мечетей:
Это - Янгуразовская, она же - Халитовская мечеть. Построена на средства татарского купца Халита Янгуразова в конце XIX века (минарет - постройка конца 1990-х гг.). Слева расположен ещё один памятник архитектуры - дом купцов Янгуразовых, называемый в соответствии с легендой как «Дом невесты».
Посреди Татарской слободы можно обнаружить вот эту Динмухаммедовскую мечеть №5, ныне восстановленную на средства татаро-башкирской общины города:
Построена она была в 1854 г. сибирским татарином Динмухаммедом Бачуриным [25].
Кроме того, в Татарской слободе немало старинных купеческих домиков, как, например, вот эти:
.
.
.
.
Старинные жилые домики.
В Петропавловске вообще очень много старинных домиков, подчас основательно «вросших» в землю - таких как вот эти вдоль ул.Ж.Жумабаева в южной части города:
(ул. Парфирьева, 44)
…иногда «вросших в землю» даже до окон.
Ставни в городе чаще синего цвета.
Небольшая картина местного быта на Интернациональной улице:
Пока перемещался по этой улице, начался было дождь. Но только попугал да асфальт намочил. Ни дня без дождя!
В городе, конечно, немало старинных и не очень старинных каменных домов, например, вот это на перекрёстке ул. Исмаилова, 39 с ул. Жамбыла Жумабаева (в южной части города):
Но большая часть старинных каменных построек сосредоточена, разумеется, ближе к центру города. В этом плане особенно примечательна улица Конституции.
Улица Конституции.
Это - пешеходная улица, своего рода местный «Арбат». До революции улица называлась Вознесенским проспектом и имела неширокий деревянный тротуар (посмотреть можно, например, здесь [
Прогулка по Петропавловску]. В советское время называлась стандартно для подобных улиц - улица Ленина (как и в Орле). Современное же название носит с 1990-х гг. Пройдёмся по ней на юго-восток от центра города, почти от самой площади Карасай и Агынтай батыров (а туда по ходу повествования вернёмся позже). На улице Конституции сосредоточено много старинных каменных зданий:
Вид с площади на здание по ул. Конституции, 2 - прежде магазин и жилой дома купца Григория Ивановича Казанцева (вторая половина XIX века).
.
ул. Конституции, 4 - усадьба купца Г.И. Казанцева (вторая половина XIX века).
.
ул. Конституции, 10 - магазин купца В.И. Черемисинова (постройка 1895 г.), доставшийся ему по наследству от дяди - купца С.И. Хлебникова [25].
.
ул. Конституции, 12 - дом братьев Княгиничевых (1911-15 гг.).
.
Два здания на перекрёстке улиц Конституции и Мира:
Справа - дом купца Шакиржана Шафеева (к. XIX века) [24], ул. Конституции, 24. За ним - одноэтажное здание магазина купца Ш. Шафеева (1888 г.). А слева - здание которое начали возводить в 1915 году как Сибирский торговый банк, но которое было достроено только в 1926 году - как здание «Наркома КазАССР» [28].
Двухэтажное здание с магазином оптики (Конституции, 17) - торговый дом купца М.К. Шатсутдинова (к.XIX в.) [24]:
Оригинальная скульптура «влюблённые под зонтом»:
.
За перекрёстком улиц Интернациональной и Ж.Жумабаева расположено краеведческий музей. Под музей отведено сразу три здания, являющихся памятниками архитектуры:
Угловое здание - дом купца Стрелова, построенный в 1891 г. [26] (ул. Конституции, 44):
Справа от него расположен одноэтажный магазин купца Стрелова, он также построен в 1891 г. [26; фотографии этих двух зданий в приводимом источнике перепутаны] (ул. Конституции, 46). На предыдущем кадре магазин купца Стрелова можно различить за первомайским стендом.
Далее по улице расположено ещё одно здание, относящееся к современному краеведческому музею (ул. Конституции, 48). Оно тоже было построено в 1891 г. - в стиле «эклектика» и в то время принадлежало коммерсанту Т.А. Аркелю. На верхнем этаже располагалась гостиница, на нижнем - магазин [26]:
А справа - одноэтажное старинное каменное здание оригинального облика. Это - купеческий дом начала XX века (ул. Конституции, 31).
На стене здания №48 установлена доска в память дружбы Достоевского и Уалиханова:
С Достоевским, надеюсь, понятно. А что касается Уалиханова, то я уже упоминал про него в посте про
Кокчетав.
Старинное здание (ул. Конституции, 52 на фоне гостиницы - жилой дом частного предпринимателя Турлапова (построен в 1900 г.), во дворе которого располагался небольшой овчинно-шубный завод [26]:
«Кызылжар» переводится как «красный яр». Почему он значится в названии гостиницы? Ну, потому что пытаются сейчас некоторые притянуть за уши название упоминаемого в исторических документах урочища к месту основания города - с тем, чтобы и сам город переименовать (видите ли, смущает кого-то, что он носит имя в честь христианских апостолов).
Собственно, какая разница, каково название урочища? Урочище - это урочище, а город - это город, названия в принципе могут совпадать, а могут и не совпадать. Тем более, что утверждения о их пространственном совпадении выглядят весьма сомнительно. Этого вопроса я уже касался и в предыдущем посте о Петропавловске, и ещё
ранее.
.
Напротив расположена колоннада и скульптурная композиция «Пушкин и Абай»:
Кто такой Пушкин - объяснять не надо: поэт с мировым именем. Кто такой Абай? Абай - это казахский поэт и мыслитель (1845 - 1905), которого здесь полагают столь же значимым для казахской поэзии, как Пушкина - для русской. Жили они в разное время. Конечно, понятно, что в плане раскрутки Пушкин в паре выступает «локомотивом». Любопытно, что на монументе визуально щупленький Пушкин смотрится гораздо меньше Абая не только шириной плеч, но и размером головы. Интересно, параметры их облика действительно соотносились таким образом, или это такой вариант воплощения древнеегипетских традиций изобразительного искусства? :)
«Пушкин и Абай».
Поблизости расположен первый в границах Казахстана католический костёл - он 1911 или 1912 года постройки:
На той же площади - «традиционная» для современных казахстанских городов стела независимости:
Как и в России, понимание дня независимости в Казахстане носит размытый характер. Ни Россия, ни Казахстан не стремились к выходу из СССР. Поэтому логично, что праздничный его характер поясняется в Казахстане как независимость от командно-административной системы.
Улица Конституции - бывший Вознесенский проспект - конечно, наиболее представительная в плане старинной архитектуры. Однако, и вне её в городе немало архитектурных достопримечательностей. К сожалению, я не имел возможности осмотреть их все.
Вот, например, какое-то здание на ул. Интернациональной:
продолжение следует… .
страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
ПродолжениеСсылки на источники к теме поста:
7.
Каменные храмы и мечети старого города 13.
Наиболее известные деструктивные тоталитарные секты 16. varandej . Петропавловск не камчатский
ч.1 и
ч.2 18.
Прогулка по Петропавловску 23.
http://petropavlovsk.biz/blog/petropavlovsk.biz/-6.html 24.
http://petropavlovsk.biz/blog/petropavlovsk.biz/-10.html 25.
http://petropavlovsk.biz/blog/petropavlovsk.biz/-11.html 26.
http://petropavlovsk.biz/blog/petropavlovsk.biz/-12.html 28.
http://www.resurs.kz/catalog/tdtsum 29.
Sever.kz Церкви, мечети, костелы http://sever.kz/?p=47