северный Казахстан и Омск. Ч.24: Петропавловск (Храмы. Мечети. Старинные здания.)

Aug 31, 2013 03:27


страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

Храмы города.

В дореволюционное время в населении Петропавловска казахи не составляли и десятой части, но треть населения Петропавловска составляли татары.

Посему в городе наряду с 7-ю православными храмами существовало 9 мечетей [16]. Кроме того, в городе был и католический костёл - ссыльные поляки появились в этих местах после подавления польского восстания 1863-64 гг.

Из числа старинных зданий мечетей в Петропавловске сохранилось таковых не менее шести (в разной степени). Сохранилось и здание католического костёла. А вот из всех зданий православных церквей сохранились только руины Петропавловской церкви в крепости, да два действующих храма. А именно: храм Св. апостолов Петра и Павла (см. предыдущий пост), да храм Всех Святых, возведённый в 1890-94 гг. на средства купца С.И.Хлебникова с благословения Иоанна Кронштадского. Это - единственный храм города, который никогда не закрывался при советской власти [29]:





Храм Всех Святых (Кладбищенская, а также Старокладбищенская церковь поскольку была построена при кладбище).

В настоящее время в Петропавловске действующими являются 3 православных храма, 3 мечети, 1 лютеранский храм, 2 католических костёла.



Католический костёл Св. Троицы, возведён в 1994-2000 гг.

В той же части города, где стоят эти два христианских храма, расположен и памятник жертвам радиационных катастроф:



Ещё можно отметить, что в Казахстане существует Агенство по делам религий, на которое возложен контроль за деятельностью религиозных сект. (а ведь есть такие секты, которые выдают себя за христианские, но в противовес православию, католичеству, лютеранству по сути таковыми не являться, а то могут и подменять основы христианского учения). Но обзавёлся Казахстан таковым агентством лишь с недавних пор. Вероятно, посему в современном Петропавловске уже развернули бурную деятельность всякие там «свидетели Иеговы», «адвентисты седьмого дня», баптисты, члены «Новоапостольской церкви», миссионеры сект «Еммануил», «Благодать», «Агапе», «Новая Жизнь» [13; 29]. Все перечисленные в этом абзаце секты имеют в Петропавловске свои молитвенные дома. Вот это здание, например, принадлежит «Новоапостольской церкви»:



.

Татарская слобода и мечети.

Самая старая мечеть Петропавловска была деревянной и была возведена немногим позже деревянной церкви Петра и Павла. Располагалась та мечеть в Подгорье. В 1795 г. на её месте по личному распоряжению Екатерины II была возведена Касымовская каменная мечеть. В последующую четверть века она перестраивалась [7]. Здание Касымовской мечети до настоящего времени сохранилось частично, и оно неприметно.

На перекрёстке улиц Ульянова и Мира стоит здание другой мечети под названием «Кызылжар» - но это современное сооружение, построенное в самом начале XXI в.:



Мечеть огромная - ещё бы: деньги на её строительство выделили наследный принц Саудовской Аравии и президент республики Казахстан [23] - и стоит почти в самом центре города. А современная ей по датам строительства православная церковь размерами поменьше и стоит на окраине. При том, что мусульман в городе втрое меньше, чем христиан.

С юго-западной стороны к центру города примыкает райончик, издавна именуемый Татарской слободой. Татары в Петропавловске жили почти с самого времени его основания (а в окрестностях Петропавловска, по-видимому, и того раньше). Татарские купцы занимали видное место в местной торговле. Доходы позволяли им строить красивые каменные здания, а также спонсировать строительство мечетей:



Это - Янгуразовская, она же - Халитовская мечеть. Построена на средства татарского купца Халита Янгуразова в конце XIX века (минарет - постройка конца 1990-х гг.). Слева расположен ещё один памятник архитектуры - дом купцов Янгуразовых, называемый в соответствии с легендой как «Дом невесты».

Посреди Татарской слободы можно обнаружить вот эту Динмухаммедовскую мечеть №5, ныне восстановленную на средства татаро-башкирской общины города:



Построена она была в 1854 г. сибирским татарином Динмухаммедом Бачуриным [25].

Кроме того, в Татарской слободе немало старинных купеческих домиков, как, например, вот эти:



.


.


.


.

Старинные жилые домики.

В Петропавловске вообще очень много старинных домиков, подчас основательно «вросших» в землю - таких как вот эти вдоль ул.Ж.Жумабаева в южной части города:



(ул. Парфирьева, 44)


…иногда «вросших в землю» даже до окон.

Ставни в городе чаще синего цвета.

Небольшая картина местного быта на Интернациональной улице:



Пока перемещался по этой улице, начался было дождь. Но только попугал да асфальт намочил. Ни дня без дождя!

В городе, конечно, немало старинных и не очень старинных каменных домов, например, вот это на перекрёстке ул. Исмаилова, 39 с ул. Жамбыла Жумабаева (в южной части города):



Но большая часть старинных каменных построек сосредоточена, разумеется, ближе к центру города. В этом плане особенно примечательна улица Конституции.

Улица Конституции.

Это - пешеходная улица, своего рода местный «Арбат». До революции улица называлась Вознесенским проспектом и имела неширокий деревянный тротуар (посмотреть можно, например, здесь [Прогулка по Петропавловску]. В советское время называлась стандартно для подобных улиц - улица Ленина (как и в Орле). Современное же название носит с 1990-х гг. Пройдёмся по ней на юго-восток от центра города, почти от самой площади Карасай и Агынтай батыров (а туда по ходу повествования вернёмся позже). На улице Конституции сосредоточено много старинных каменных зданий:



Вид с площади на здание по ул. Конституции, 2 - прежде магазин и жилой дома купца Григория Ивановича Казанцева (вторая половина XIX века).
.



ул. Конституции, 4 - усадьба купца Г.И. Казанцева (вторая половина XIX века).
.



ул. Конституции, 10 - магазин купца В.И. Черемисинова (постройка 1895 г.), доставшийся ему по наследству от дяди - купца С.И. Хлебникова [25].
.



ул. Конституции, 12 - дом братьев Княгиничевых (1911-15 гг.).

.

Два здания на перекрёстке улиц Конституции и Мира:



Справа - дом купца Шакиржана Шафеева (к. XIX века) [24], ул. Конституции, 24. За ним - одноэтажное здание магазина купца Ш. Шафеева (1888 г.). А слева - здание которое начали возводить в 1915 году как Сибирский торговый банк, но которое было достроено только в 1926 году - как здание «Наркома КазАССР» [28].

Двухэтажное здание с магазином оптики (Конституции, 17) - торговый дом купца М.К. Шатсутдинова (к.XIX в.) [24]:



Оригинальная скульптура «влюблённые под зонтом»:



.

За перекрёстком улиц Интернациональной и Ж.Жумабаева расположено краеведческий музей. Под музей отведено сразу три здания, являющихся памятниками архитектуры:



Угловое здание - дом купца Стрелова, построенный в 1891 г. [26] (ул. Конституции, 44):



Справа от него расположен одноэтажный магазин купца Стрелова, он также построен в 1891 г. [26; фотографии этих двух зданий в приводимом источнике перепутаны] (ул. Конституции, 46). На предыдущем кадре магазин купца Стрелова можно различить за первомайским стендом.

Далее по улице расположено ещё одно здание, относящееся к современному краеведческому музею (ул. Конституции, 48). Оно тоже было построено в 1891 г. - в стиле «эклектика» и в то время принадлежало коммерсанту Т.А. Аркелю. На верхнем этаже располагалась гостиница, на нижнем - магазин [26]:



А справа - одноэтажное старинное каменное здание оригинального облика. Это - купеческий дом начала XX века (ул. Конституции, 31).

На стене здания №48 установлена доска в память дружбы Достоевского и Уалиханова:



С Достоевским, надеюсь, понятно. А что касается Уалиханова, то я уже упоминал про него в посте про Кокчетав.

Старинное здание (ул. Конституции, 52 на фоне гостиницы - жилой дом частного предпринимателя Турлапова (построен в 1900 г.), во дворе которого располагался небольшой овчинно-шубный завод [26]:



«Кызылжар» переводится как «красный яр». Почему он значится в названии гостиницы? Ну, потому что пытаются сейчас некоторые притянуть за уши название упоминаемого в исторических документах урочища к месту основания города - с тем, чтобы и сам город переименовать (видите ли, смущает кого-то, что он носит имя в честь христианских апостолов).

Собственно, какая разница, каково название урочища? Урочище - это урочище, а город - это город, названия в принципе могут совпадать, а могут и не совпадать. Тем более, что утверждения о их пространственном совпадении выглядят весьма сомнительно. Этого вопроса я уже касался и в предыдущем посте о Петропавловске, и ещё ранее.

.

Напротив расположена колоннада и скульптурная композиция «Пушкин и Абай»:



Кто такой Пушкин - объяснять не надо: поэт с мировым именем. Кто такой Абай? Абай - это казахский поэт и мыслитель (1845 - 1905), которого здесь полагают столь же значимым для казахской поэзии, как Пушкина - для русской. Жили они в разное время. Конечно, понятно, что в плане раскрутки Пушкин в паре выступает «локомотивом». Любопытно, что на монументе визуально щупленький Пушкин смотрится гораздо меньше Абая не только шириной плеч, но и размером головы. Интересно, параметры их облика действительно соотносились таким образом, или это такой вариант воплощения древнеегипетских традиций изобразительного искусства? :)



«Пушкин и Абай».

Поблизости расположен первый в границах Казахстана католический костёл - он 1911 или 1912 года постройки:



На той же площади - «традиционная» для современных казахстанских городов стела независимости:



Как и в России, понимание дня независимости в Казахстане носит размытый характер. Ни Россия, ни Казахстан не стремились к выходу из СССР. Поэтому логично, что праздничный его характер поясняется в Казахстане как независимость от командно-административной системы.

Улица Конституции - бывший Вознесенский проспект - конечно, наиболее представительная в плане старинной архитектуры. Однако, и вне её в городе немало архитектурных достопримечательностей. К сожалению, я не имел возможности осмотреть их все.

Вот, например, какое-то здание на ул. Интернациональной:



продолжение следует…

.

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение
Ссылки на источники к теме поста:

7. Каменные храмы и мечети старого города

13. Наиболее известные деструктивные тоталитарные секты

16. varandej . Петропавловск не камчатский ч.1 и ч.2

18. Прогулка по Петропавловску

23. http://petropavlovsk.biz/blog/petropavlovsk.biz/-6.html

24. http://petropavlovsk.biz/blog/petropavlovsk.biz/-10.html

25. http://petropavlovsk.biz/blog/petropavlovsk.biz/-11.html

26. http://petropavlovsk.biz/blog/petropavlovsk.biz/-12.html

28. http://www.resurs.kz/catalog/tdtsum

29. Sever.kz Церкви, мечети, костелы http://sever.kz/?p=47

5.северный Казахстан, 9.велотуризм

Previous post Next post
Up