продолжение (см.
ч.1 и
ч.2)
см. также описание
Селигера Нитка маршрута.
5 днёвок на Хачине прошли безо всякой велосипедной составляющей. Лишь в день перед отъездом двое инструкторов палаточного лагеря изъявили желание прокатиться на велосипеде по острову. Ничего из этой затеи не вышло. Оказалось, что «трещотка» на заднем колесе прокручивается свободно - педали крутишь, а с места не сдвигаешься. Попробовали мы с Сашей отрегулировать механизм. Но стоило открыть «трещотку», как она заработала, и мы решили далее всё это не разбирать. Завернули, как было, и установили заднее колесо на место. Сделать вроде бы сделали. Но отказать механизм может в любой момент.
Стоечки для палатки выпилил заранее. Лучше возить их собой, привязав к раме, чем каждый раз заготавливать новые.
Ночью сижу у костра в «гордом одиночестве». Настраиваю себя на поездку. Настроение не очень хорошее: на утро предстоит оставить лагерь в преддверии двух одиночных ночёвок.
1-й день пути с Селигера.
Рано утром покидаю лагерь. Вёсельной лодкой добираюсь до деревни Пески - до неё 4 км. В результате накладок выезжаю на маршрут не в 8 часов, как планировал, а почти в 11.
Нилова Пустынь. Вид из села Пески.
Первые три километра дорога идёт по просёлку, затем выходит на асфальт. По правую сторону открываются виды на Городóмлю, Кличен и Осташков. Окрестности Осташкова в плане облика деревень напоминают собой Подмосковье, и не так сходны с окрестностями Твери, Торжка или Ржева.
Масса велосипеда вместе с багажом теперь намного меньше, чем по пути на Селигер - где-то в пределах 35 - 40 кг. Средняя скорость, соответственно, повыше.
От Селигера до Торжка маршрут проходит по Валдайской возвышенности. Дорога удобна для движения на велосипеде, но слегка однообразна. По сторонам тянутся леса, они хорошо закрывают от ветра. На некоторых участках обочины песчаные. Крутых подъёмов нет, кроме всего лишь одного близ города Кувшиново.
Город Кувшиново с автодороги выглядит самой обыкновенной деревней - один частный сектор до горизонта. Город расположен по правую сторону, а по левую просматривается живописный водоём. Очень небольшой, если сравнивать его с Селигером.
И в старинном Торжке я не задержался, хотя город того, безусловно, заслуживает. Здесь есть на что посмотреть.
После Торжка выезжаю на трассу «М-1». Она же - «Е-95». Начинается опасный участок маршрута. Покрытие самой автотрассы хорошее, но вот её край, доступный для велосипеда, опасен. Он, во-первых, узок - от нуля до 70 см. Во-вторых, разбит. Неисправная «трещотка» на ухабах время от времени проскакивает вхолостую. А поскольку это всякий раз происходит резко и неожиданно, то неисправность грозит отклонениями траектории - допускать их нельзя. Потому как по крайней правой полосе на большой скорости часто проносятся фуры. Длинные, неповоротливые. «Поезда» на автотрассе. Особенно напрягает, когда одна за другой следует сразу несколько фур. На время перестаёшь крутить педали, стараешься не отклониться ни вправо, ни влево, сопротивляешься воздушным завихрениям. Только проходит фура - тут бы чуток влево взять - а нельзя! За ней - другая. А за ней - третья. Спокойнее, конечно, было б сместиться на обочину. Но обочины у дороги песчаные, на них «колбасит», и «трещотка» напоминает о себе пуще прежнего. Поверхность обочины к тому же наклонна, по мере движения велосипед постепенно смещаешься по ней вправо, а чтобы выбраться на асфальт необходимо приложить дополнительные усилия. Участок от Торжка до Твери - пожалуй, самый опасный на всём протяжении маршрута.
За день проехал 169 км, но потерянные утром три часа времени так и не нагнал. Планировал сделать ночёвку на Тверце. Однако до заката до реки не добрался. Хотя до неё осталось не более часа пути.
От деревни Колёсные Горки хорошо видно, что продолжение трассы - в дыму: где-то впереди горят торфяники. Я счёл благоразумным расположиться на ночёвку вблизи автодороги. Укрылся от неё за деревьями и за кустами лесополосы, а от деревни - за перегибом холма. Напротив меня оказалась залежь, а за ней луговина и лес. Вдоль леса по понижению собирается туман. Или дым? Как-то неспокойно.
По небу со стороны трассы над лесом и над палаткой протянулась в западном направлении узкая полоса дыма. Немного поодаль, изгибаясь своим концом, она как будто устремляется к земле, как бы падает. Жутковато даже.
Вблизи деревни Колёсные Горки. Автотрасса в дыму.
2-й день пути с Селигера.
Примерно к половине девятого утра выхожу на трассу. Продолжить движение удалось не сразу: «трещотка» сделала несколько оборотов вхолостую. Покрутив непродолжительное время педали на одном месте, я всё-таки поехал далее: «собачки» «трёщотки», наконец, сработали.
До Твери продолжаю движение по опасному участку трассы. Приятным исключением стали несколько километров, идущие в объезд села Медное - идеально ровный новый асфальт с широким краем. Пересекаю живописную речку Тверцу.
В Твери сделал крюк и выехал к Волге вблизи железнодорожного моста. Всё оттого, что поленился свериться с картой. Пришлось двигаться вдоль Волги километра два - по просёлкам и тропам. Местами просёлки песчаные. Выбрался на асфальт ближе к центру.
Вообще, по ходу движения я редко обращаюсь к картам. По пути на Селигер доставал её может быть раза три. Другое дело, что расположившись на ночлег, и по утрам карту я листал непременно.
Повернув у светофора направо, оказываюсь над Волгой на изогнутом дугой мосту. Волга в Твери имеет ширину порядка 200 - 300 м. Чуть ниже моста - слева - виден над Волгой ещё один мост. Следует короткий подъём. По левую сторону в створе улицы открывается вид на красивые старинные каменные здания зелёного цвета. В той стороне расположен исторический центр Твери. Но я еду прямо - через мост над речкой Тьмака. По пути к вокзалу пересекаю её дважды.
Двадцати минут пребывания на железнодорожном вокзале достаточно, чтобы прийти к выводу, что тверичи - народ не шибко любезный. Поначалу я посчитал это чисто субъективным впечатлением. Позже обнаружил в литературе, что напускное высокомерие здесь берёт истоки от купечества: среди зажиточных купцов Твери когда-то было принято таким образом подчёркивать свою состоятельность. Какого-либо злого умысла в этих проявлениях не имеется. Респектабельный внедорожник, приостановившийся на оживлённой улице, чтобы пропустить ветхую старушку на другую сторону проезжей части - подтверждение тому, что тверичи в душе много лучше, чем это может показаться с первого взгляда.
Я решил воспользоваться электричкой «Тверь - Москва» главным образом по той причине, что не хотел останавливаться на следующую ночёвку на самой окраине Москвы. Электричка выходит из Твери в 1114, прибывает в Москву в 1415, и у меня ещё остаётся достаточно времени, чтобы убраться от многомиллионной столицы как можно дальше. Сидя в вагоне, листаю карту, просчитывая свою траекторию движения по Москве. За окном видны типичные подмосковные города с высокими зданиями и железнодорожные станции - Клин, Подсолнечная, Химки. Поезд пересекает Химкинское водохранилище, минует станцию Левоовражная, проходит под мостом МКАД. Одна за другой сменяются станции уже в черте самой Москвы. Из окна электрички с ужасом в глазах наблюдаю за тем, какой движняк творится на улицах Москвы. Это куда ж я собираюсь влезть!
Я не езжу в очках и одеваю их только для того, чтобы в глаза не попадали насекомые. Но, оказавшись в Москве, одел очки как раз затем, чтоб как можно лучше различать знаки и разметку. Слежу за знаками, разметкой, на каждом перекрёстке - за автомобилями как обгоняющими, так и теми, что приближаются справа. На эстакады не выезжаю. Светофоры соблюдаю. В общем, по Москве оказалось не так трудно перемещаться, как я ожидал. Всё потому, что между крайней правой полосой и местами для парковки автомобилей имеется свободное пространство достаточное для движения на велосипеде. Во всяком случае, передвижение на велосипеде по Москве менее опасно, чем по дороге Торжок - Тверь. Только требуется быть постоянно внимательным. Перед автомобилистами я имею некоторое преимущество. Например, повернув в ошибочном направлении, могу спешиться на тротуар и вернуться к перекрёстку, а не колесить по всем окрестным улицам, выискивая необходимые повороты.
Москва.
По Садовому Кольцу добираюсь до Серпуховской площади. Не могу сказать, чтобы я вовсе нигде не нарушил правила. Во всяком случае, с Серпуховской площади на Люсиновскую улицу повернул супротив разметки. Впрочем, десятки московских автомобилистов делали это едва ли не ежеминутно.
Большие неудобства причиняет неисправная «трещотка». После каждого светофора трогаться приходится очень плавно и аккуратно, особенно на подъёмах. Иначе нога вместе с педалью резко уходит вниз, что, в принципе, может грозить падением.
По Люсиновской, Большой Тульской улицам, по Варшавскому шоссе выбираюсь из столицы. Уже в черте Москвы встречаются пологие подъёмы, в профиле очень характерные для Смоленско-Московской возвышенности.
От Москвы до Серпухова можно добраться двумя дорогами. Новая магистраль идёт через леса в обход всех населённых пунктов. Она очень оживлённа и несколько однообразна. Я направился по старой дороге. Дорога идёт по населёнке, и один населённый пункт сразу же сменяется другим. Вот, например, всего в нескольких десятках метров за указателем, обозначающим выезд из Москвы, стоит указатель «Подольский район», а за ним сразу же - указатель «Щербинка». Разрыва в городской застройке практически нет. Щербинка - самый что ни на есть обычный посёлок городского типа. Выезд из Щербинки равнозначен въезду в Подольск. Подольск по численности населения (более 200 тыс. чел.) в Подмосковье уступает только Москве. Самый что ни на есть типичный подмосковный город. Преобладает современная застройка. Имеется два крутых подъёма, один из них - на реке Пахре. Едва заканчивается Подольск, как спустя двести метров начинается 50-ти тысячный город Климовск. Если не указатели, ни за что б не догадался, что въехал в другой город.
После Климовска в населёнке появляются первые «окна». Следующий посёлок городского типа - Львовский - расположен лишь в полутора километрах после Климовска. Далее на отрезке дороги до города Чехова все возвышения заняты деревнями и сёлами, а по понижениям сохранились участки лесных массивов.
Типичный сельский дом на пространстве от Климовска до Серпухова.
Одноэтажные жилые дома к югу от Москвы весьма разнятся своим обликом, так что преобладающие черты определить трудно. Крыши домов, пожалуй, чаще бывают в четыре ската. Фасадом представлена широкая сторона, иногда над ней имеется надстроечка, но очень маленькая. Это всего лишь чердачный выход, а не торцевое окно второго этажа, что обычно можно наблюдать к северу от Москвы. Стены домов в этих местах тоже выглядят различно. Чаще всего они оштукатурены и покрашены. Но могут быть просто бревенчатыми, а могут быть обшиты досками, как под Орлом.
Проехал Чехов. Далее расстояния между деревнями становятся заметно больше, а подъёмы встречаются чаще. Несмотря на то, что абсолютные высоты здесь как раз невелики, сказывается близость Среднеруссокой возвышенности. Радует, что до сумерек успею доехать до Серпухова. И, вообще, на участке от Москвы до Серпухова я перемещаюсь довольно резво - средняя скорость составляет 19 км/ч. Идеально ровный, широкий край проезжей части и попутный ветер тому способствуют.
За день проехал своим ходом в общей сложности 145 км (и примерно километров на тридцать больше - электричкой). На ночёвку остановился уже после захода Солнца на подъезде к Серпухову. Палатку закончил ставить в глубоких сумерках.
3-й день пути с Селигера.
Больших переходов более не ожидается. Просыпаюсь немного позже, чем обычно - в 7 утра. В половине десятого выхожу на трассу. Как и предполагал, некоторое время пришлось крутить педали, стоя на одном месте. Потом «собачки» зацепились за зубчики, и я поехал. В центр Серпухова въезжать не стал, а через село Ивановское по асфальту прикатил прямо к вокзалу. Он расположен на северной окраине города.
В Тулу электричка прибывает в двенадцатом часу, а из Тулы на Орёл другая электричка отправляется лишь в 1515. Пока есть время, бегло осмотрел Тулу. Думаю, улицы Тулы менее удобны для велосипеда, чем улицы Москвы. Причина - узкий край проезжей части вне полос движения. Мешают припаркованные автомобили и «пробки». Совершив по центральным улицам Тулы «круг почёта» общей протяжённостью в 10 км, возвращаюсь на железнодорожный вокзал. Электричкой добираюсь до Орла. Таким образом, своим ходом проехал за день 21 км.
Общая протяжённость поездки на Селигер составила 1047 км.
СТРАНИЦА ССЫЛОК