страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение ч.1. Очки ч.2 Соборовка ч.3 Курган ч.4 Самодуровка XVII - нач. XX вв. ч.5 Соборовка и Самодуровка 1930-е ч.6 Кретовы из Молотычей
ч.7 водохранилище на Свапе Игишево - Молотычи.
Неподалёку от здания церкви в Игишево есть небольшой магазин. Захожу в него, чтобы прикупить батон и кое-какой провизии. Заодно купил и леденец-карандаш. Такие и сейчас иногда встречаются в продаже. Но не часто, и на момент посещения Игишево оказалось, что таких леденцов я не видел лет 15 - 16. В последний раз то был гостинец, который мне передала бабушка Таня. Вот, собственно, поэтому я прикупил ещё и этот леденец-карандаш.
Выезжаем с Соней из Игишево. Жарко. Вдоль дороги растут тополя - совсем как на юге:
.
В прошлую мою поездку эти тополя произвели впечатление на меня, в этот раз - на Соню:
.
А это - вид с дороги в сторону Игишево:
В левой стороне кадра - та часть деревни, которую мы не посетили.
От Игишево до автодороги Поныри - Любаж на протяжении 4 км дорога идёт на пологий подъём. В 1960-х гг. асфальта тут ещё не было, равно не было и тополей. А вот памятники на месте боёв стояли и в то время (см.
Поныри - Игишево - Глазуновка).
Я предлагаю Соне проехать просёлками через Тёплое и Молотычи, Но Соня отклоняет эту идею.
Добравшись до автодороги Поныри - Любаж, поворачиваем направо и сразу же выезжаем из Поныревского района в Фатежский. Ветер теперь попутный. Жарко. По правую сторону - хороший такой пейзаж с видом на Тёплое.
У Сони в платке обгорает лицо, и посему мы меняемся головными уборами.
Миновав придорожные лесополосы, автодорога выходит на своеобразный участок местности. По правую сторону оказывается высокий безлесный холм. Наверху его заметны окопы. Должно быть, с холма открывается отличный вид во все стороны. По другую сторону виден ещё один высокий холм. Он покрыт не обозначенным на карте перелеском, и его высота составляет 274 м над уровнем моря. Это самая высокая точка в Курской области. 8 - 10 июля 1943 г. за высоту происходили ожесточённые бои - она была ключевой на Курском направлении. Эту высоту я упоминал
тут, а подробно события тех дней изложены на сайте Ольховатской средней школы (
http://osh92.ucoz.ru/forum/7-47-1).
Автодорога со склона безлесного холма идёт на спуск, и вскоре становится видно, что за одним безлесным холмом есть ещё один вытянутый безлесный холм.
Как я понимаю, все эти холмы называются Молотычёвскими высотами. В июле 1943 г. здесь располагались позиции Советской армии, ставшие непреодолимым рубежом для немецко-фашистских захватчиков. 8-12 июля 1943 г. на этом рубеже шли очень напряжённые бои. Атаки немецких танков чередовались с ударами авиации и артобстрелами. От налёта немецкой авиации пострадал и восточный край Молотычей. 10 июля нескольким «тиграм» удалось таки прорваться за Молотычёвские высоты и выйти на окраину села Молотычи. Однако, оставшись без поддержки других соединений, «застрявших» на подступах к высотам, «тигры» повернули назад (см.
сайт Ольховатской школы).
Дорога поворачивает большим полукругом вправо и затем долго идёт параллельно Молотычам на расстоянии 2 км от села.
Вид в обратном направлении - на Молотычёвские холмы и восточный край Молотычей:
.
Восточная окраина Молотычей (зум):
Кретовы из Молотычей.
В Молотычах тоже жили мои предки. Они носили фамилию - Кретовы.
Согласно именам-отчествам первой ревизии в 1719 г. Кретовым в Молотычах принадлежало 7 дворов. И, судя по отчествам, владельцы дворов были потомками четырёх человек - Мартяна (т.е. Мартына), Никифора, Герасима и Бориса Кретовых.
Н.А. Благовещенский в книге «Четвертное право» М., 1899 указывает, что Кретовы (очевидно, в его время) были самой распространенной фамилией в Молотычах - 34 двора (примерно 20% жителей). И что интересно, эта фамилия почти не встречается в соседних Самодуровке и Тёплом Колодезе.
Неудивительно, что когда я стал искать по ревизской сказке 1858 г. моего прапрапрадеда - Петра Кретова (а он, скорее всего, попал в эту ревизию), то обнаружил в Молотычах четырёх Петров Кретовых, да ещё одного, сданного в рекруты. И который из них мой прапрапрадед - поди разберись.
Жители в Молотычах числились государственными крестьянами и происходили, стало быть, от однодворцев. Судя по Ревизской сказке 1858 года, крестьяне из Молотычей участвовали в народном ополчении во время Крымской войны, и некоторые из них из ополчения не вернулись. Небольшую часть крестьян из Молотычей в 1856 г. переселили на жительство в Оренбургскую губернию.
Из рассказов моего дедушки Николая Фёдоровича Овсянникова мне известно, что моего прапрадеда звали Архипом Петровичем Кретовым. По деревенским меркам он был человеком богатым, после революции его «кулаком» называли. Работал Архип Петрович в Курске на кирпичном заводе. Мне в точности не известно, но, наверное, жил он в свободное от заработков время в Молотычах, а на заработки уезжал в Курск. Был у него брат Егор (курсивом - со слов Николая Фёдоровича Овсянникова).
У Архипа Петровича выросло 5 сыновей и две дочери. Женат он был дважды.
Аксинья Архиповна (моя прабабушка) была, очевидно, в числе старших его детей. Не позже 1923 года она вышла замуж за Фёдора Андреевича Овсянникова и переехала жить в соседнюю Самодуровку. Что интересно, и её мать звали Аксиньей, и мать Фёдора Андреевича тоже звали Аксиньей Стефановной. Очень распространённое было имя Аксинья в этой местности.
Одного из сыновей Архипа Петровича звали Устином. Устин, ещё будучи маленьким, как-то раз увидел на улице велосипед. А велосипедов в то время считай что не было. И Устин тоже захотел велосипед. Так он взял дома два колеса с пряльных машин, соорудил из них что-то вроде велосипеда и поехал по деревне. Но поскольку колёса были деревянные, спицы деревянные, обода деревянные, то они очень быстро развалились. Влетело Усте от отца крепко.
Архип Петрович, как видно из дальнейшего, был умным человеком. Когда ещё только-только началась коллективизация, он понял, что за беда подступила. Во время начала коллективизации Архип Петрович распродал своё имущество и сам уехал в Сибирь. Жить туда уехал. Этим он избежал раскулачивания и репрессий. Поселился он в Слюдянке. И стало южное побережье Байкала - Слюдянка, Култук, Шаманские горы - пристанищем для родственников и членов его семьи.
По-видимому, работал Архип Петрович при железной дороге. Во всяком случае, его почтовым адресом значится 10-я дистанция пути Востчно-Сибирской железной дороги, она же - контора ПЧ-10.
Когда началась война, сыновья Архипа Петровича стали уходить на фронт. Как явствует с сайта
www.podvignaroda.ru , в феврале 1942 г. в ряды Красной Армии вступил младший сын Архипа Петровича - Василий Архипович 1923-го года рождения. Призван он был Слюдянским РВК (а не Суджанским!). На фронт Василий Архипович попал в ноябре 1942 г. - в 391-й стрелковый полк 170-й стрелковой дивизии. 170-я сд сражалась в составе Северо-Западного фронта где-то на Новгородчине. В это время Василий Архипович в звании младшего лейтенанта командовал стрелковым взводом 5-й стрелковой роты.
14 декабря 1942 года его подразделение вступило в бой, и… Василий Архипович оказался в списках погибших. Но включили его в списки преждевременно. В документах значится, что «убит на поле боя». А вскоре из полка пришло уточнение, что «Мазуров и Кретов не убиты, а ранены». Более того, оказалось, что «мл. лейтенант Василий Архипович жив и проходит службу в Красной Армии».
За недолгие 4 - 5 месяцев фронтовой жизни Василий Архипович был 4 раза тяжело ранен.
За ратные подвиги Василий Архипович был награждён медалью «За отвагу». Как говорится в наградном листе:
«В период наступательных боёв на участках Северо-Западного фронта проявил высокую выдержку, стойкость и мужество в борьбе с немецким фашизмом. При наступлении взвода находится впереди и своим примером увлекает бойцов и командиров на разгром врага. Боевые задачи выполняет точно и своевременно. Личный состав взвода отлично подготовлен к предстоящим боям с немецкими захватчиками».
В марте - апреле 1943 г. 170-я сд от станции Крестцы (Новгородская обл.) по железной дороге передислоцировалась на станцию Тербуны (Липецкая обл.) и вошла в подчинение Степного Военного округа (
http://demjanskij-kotel.blogspot.com/2011/03/170.html). Дивизии предстояли бои на Курской дуге, где путь 170-й сд пролегал от берегов Неручи у деревни Степановка на Змиёвку, Сорочьи Кусты, Философово и далее на запад (
http://www.orel-region.ru/victory/memory/6_20.html). А ведь это не очень далеко от Молотычей - полсотни километров. Но освобождать среднерусские просторы Василию Архиповичу уже не довелось.
Николай Фёдорович рассказывал, что Василий был смертельно ранен на фронте под Москвой; до госпиталя не довезли. Но, судя по материалам сайта
www.obd-memorial.ru, он таки попал в госпиталь, и долго там находился. Во всяком случае, последним местом его службы указан Северо-Западный фронт. 170-я сд передислоцировалась на юг ещё весной 1943 г. Умер же старший лейтенант Василий Архипович 15.08.1943 г. от ран. «Слепое осколочное ранение в голову с повреждением кости» привело к развитию осложнений - к абсцессу «левой лобной доли» и к менингиту. В документах явно присутствует путаница с именем-отчеством его отца и с местом призыва.
Похоронен Василий Архипович «в селе Братовщина Пушкинского района Московской области на Братовщинском кладбище».
Другой сын Архипа Петровича - Устин Петрович 1914 года рождения тоже попал на фронт. Тот самый Устин, что мастерил когда-то в Молотычах велосипед из колёс прядильных станков. Он пропал без вести в ноябре 1942 года.
Иван Архипович тоже погиб. И Григорий Архипович погиб - он погиб в Нижнем Новгороде. Но когда именно и при каких обстоятельствах - этого не знаю.
Архип Петрович прожил долгую жизнь. Николай Фёдорович рассказывал, что Архип Петрович прожил 100 лет, и после многих лет жизни в Сибири вернулся в своё село. Но, наверное, это немного не так. Много ли жило в Слюдянке Архипов Петровичей Кретовых? Думаю, вряд ли больше одного. Так вот, на Слюдянском кладбище, что на реке Похабихе, похоронен и Кретов Архип Петрович (Некрологи Слюдянского района
http://www.maxknow.ru/images/upload/articles36/550.htm). Прожил он 87 - 88 лет. В Молотычи он, по-видимому, возвращался лишь на какое-то время.
Едем с Соней параллельно Молотычам.
По другую сторону уходит ответвление асфальтовой дороги на село Хмелевое. Там у меня, по-видимому, тоже есть родственники.
И сам по себе перекрёсток довольно интересен. На изгибе дороги Поныри - Любаж отходит поворот на Хмелевое. А если смотреть со стороны Любажа, то прямо обнаруживается ещё одно направление - не асфальтированное, но широкое:
Я предполагаю, что когда-то давно этой дорогой ездили жители Молотычей в Курск.
Но мы с Соней едем далее - в западном направлении. По правую сторону в отдалении от дороги всё продолжаются Молотычи:
.
.
Северо-западная окраина Молотычей:
.
Затем по левую сторону на небе постепенно проявляется участок подозрительной синевы.
Небольшая передышка на краю лесополосы, и мы продолжаем движение.
В отдалении по левую сторону становится виден Любаж. Когда-то он был районным центром Любажского района, в который входили и Молотычи. Теперь это просто несколько больших сёл по обе стороны автотрассы Верхний, Средний и Нижний Любаж.
Прямо по курсу становится различима автотрасса. Движение на ней оказалось не особо интенсивным. Пересекаем трассу.
продолжение следует... страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение