Орловское безлесье (рабоч.выезды)

Jul 09, 2011 03:53


НЕМНОГО ОБОБЩЕНИЙ.

В этой теме поделюсь впечатлениями о ландшафтах, оставшимися от рабочих выездов по Орловской области. Затрагивая период в рамках «Дорожного журнала», беру во внимание только события по 2008 г. При этом не затрагиваю: отдельно изложенные темы («Городище», «Березуйка», «Ершичи», «Верховье», «Липки и Дедилово»), эпизодическое участие в роли замерщика в школьном и студенческом возрасте, и ещё впечатления, которые уместнее будет скомпоновать с другими темами.

Отмечу, что рабочие выезды - совсем не то же самое, что туристические поездки. В туристических поездках одна из целей - познание чего-то нового, эта цель присутствует почти всегда, и потому туристическая поездка получается насыщенной впечатлениями, которыми хочется поделиться. Но в рабочей поездке основная цель - выполнение заданной работы. Познавательные цели отходят на второй, на третий и на энный планы. Соответственно, и насыщенность впечатлениями бывает ниже. К тому же, работа у нас обычно бывает в пределах Орловской области, т.е. в уже отчасти знакомых местах.

Отмечу ещё один нюанс иного аспекта. Турист в походе имеет больший выбор поведенческой адаптации к абиотическим факторам. Ну, например: зима, мороз, ветер. Турист преодолевает открытое продуваемое всеми ветрами заснеженное пространство, достигает леса или низинки и там останавливается на привал, на ночлег, на обед. Он может скорректировать маршрут, направив его по перелескам и днищам балок. Полевик же в данной ситуации выбора не имеет. Если предстоит работа на открытом поле, то и находиться всё время придётся на открытом поле.

Зато полевик во время работы может без угрызений совести перебираться с лыжами через плетни стихийно возникших огородов и ходить по мере необходимости  по их снежной целине. При межевании дачных участков зимой нередко попадаются кустики чёрной рябины. Ни птицы её ни склевали, ни хозяева. Оттаивающие во рту ягоды в морозную погоду кажутся особенно вкусными. И где-то до февраля ягоды на ветках почти не теряют вкуса.

ЮГО-ВОСТОК ОРЛОВСКОГО РАЙОНА.

2006 - 2007

Думаю, не будет большим преувеличением сказать, что в 2005 - 2006 гг. полевая работа в организации во многом держалась благодаря Валерию Фёдоровичу. Топограф с более чем тридцатилетним опытом, добродушный, со здоровым чувством мягкого юмора время от времени сам попадал в забавные ситуации. То его во время работы «едва не арестовали» украинские погранцы  на пограничной линии. То охранники на проходной не пропускали работать на объект. То он настойчиво пытался выяснить у представителя заказчика положение подземного кабеля, о чём тот и сам хотел бы иметь отчётливое представление - уморительный состоялся диалог, коллега едва сдерживал смех, не то бы рухнул со стула. И истории из жизни он порой рассказывал забавные.

А тут, значит, выехали мы в окрестности посёлка Куликовский - это совсем рядом с городом. На «УАЗике» заехали на луговину. Весна. Дороги грязные, почва насыщена влагой. А в этой стороне от города, кстати, грунтовые воды нередко залегают совсем неглубоко. Возможно, что и в этом месте тоже.

Чтобы выйти к точке, необходимо было пересечь или обойти свежеуложенную ветку канализации. А обходить далеко: сотни метров топать. Траншея там была - ого-го, по памяти точно уже не помню, но в глубину метра 4 будет. И в ширину никак не меньше. Канава только-только была засыпана грунтом, даже ещё не везде. А это самая что ни на есть весна, напоминаю. Засыпанный в канаву грунт - самое настоящее месиво, такое вязкое глинистое болото. Даже и не вообразишь, что возле города может быть нечто подобное!

Почапал Валерий Фёдорович на другую сторону траншеи. Так, метра 2,5 прошёл и увяз по самый верх сапог. И ни туда, и ни сюда. Сунулся за ним Виталий Михалыч - и тоже увяз на полпути. Стоят вдвоём, балансируют, руками для равновесия немного размахивают. Максимыч (водитель) на краю канавы стоит и от души смеётся: «Как хоть вас угораздило?.. Валер, зачем ты туда пошёл?»

А они тем временем медленно-медленно в грунт оседают. Пока одну ногу из глины вытащишь, другая ещё глубже входит. У Валерия Фёдоровича резиновые сапоги ещё и зашнурованы были. Вроде полезная штука, но не в этом случае. Но тут Максимыч руку протянул и выдернул Виталия Михалыча. Потом подал конец штанги отражателя Валерию Фёдоровичу, и тот, держась за штангу, выбрался из болота. Вот только один сапог так в грунте и оставил.

И потом всякий раз, когда «УАЗик» проезжал мимо Куликовского, он с юмором произносил: «надо же, вот там я чуть не утонул, ёлы-палы!»



Виталий Михалыч и Валерий Фёдорович за работой в Болховском районе.

Если ехать в сторону Змиёвки, то после Пилатовки по левой стороне на возвышении можно увидеть корпуса свинокомплекса. Они там появились недавно, а прежде была луговина, с которой открывался вид во все стороны. Посреди луговины в верхней части холма торчали из земли валуны плотного песчаника. От геолога я слышал, что такие камни сами из глубины на поверхность «всплывают».



Местность к северо-востоку от Станового Колодезя. Валунчики в кадр не попали.

А, интересно, не с этого ли места взяты валунчики, расставленные ныне по разным точкам города и области? В качестве декора на клумбе у Красного моста, в качестве жуткого памятника чернобыльцам возле централа и во многих других местах? Похожие камни некоторое время можно было увидеть и возле строившихся свинокомплексов. А на камнях на тех были выведены надписи примерно следующего содержания: «этот камень в честь закладки репродуктора на столько-то тысяч голов свиней породы такой-то был заложен и освящён такого-то числа 2006 года». Местное телевидение в новостях ежедневно первым делом показывало участие «бессме/рт/нного» губернатора в различных мероприятиях, в т.ч. и в торжественной закладке свинокомплексов.

Я сейчас с удовольствием привёл бы тут фото такого камня, но тогда у меня ещё не было цифровика, а переводить фотоплёнку было откровенно жаль.

Огромное количество построек, относящихся к сфере АПК, разбросано по российским просторам. Новенькие комплексы строятся нарядными, с чистенькими опрятными фасадами. Старые фермы, зерносушилки и склады имеют непритязательный облик - серые остовы, шиферные крыши. Но в их архитектуре тоже есть свой колорит:




И если постройку подмарафетить, то смотреться она может просто замечательно. Конечно, в реале вряд ли кто сочтёт оправданным расписывать подобные старые сооружения. Но в «Photoshop»е это не составляет большого труда. Вот, в качестве примера расцвеченная постройка в окрестностях деревни Калинино:




А вот это - живой пример современной сельской архитектуры - деревянное здание церкви в селе Калинино:






Ландшафт на юго-востоке Орловского района.
Окрестности Калинино.

ОРЛОВСКОЕ БЕЗЛЕСЬЕ.

2006 - 2008

Сообразно своему восприятию я бы выделил в области два больших и довольно однообразных слабооблесённых участка. Меньший по площади расположен между истоками Алёшни и Паниковца, долинами Оптушки и Неручи. Больший приходится на пространство между долинами Неручи, Трудов, Сосны. Вот о нём-то и пойдёт речь в этом подзаголовке.

Орловская область неоднородна по залесённости. Если в Дмитровском районе леса занимают около 31% территории, в Знаменском, Хотынецком и Мценском районах - порядка 15 - 20 %, то на юго-востоке области - в Покровском и Должанском районах на лесные урочища приходится всего лишь 2,1 - 2,3% территории. Чуть больше - в Свердловском, Колпнянском и Ливенском районах, но и там до 3% площадь лесов не дотягивает. В плане туристических поездок я это направление игнорировал, а вот по работе бывать там пришлось.



долина Неручи у Васильевки. вид со стороны Ливен.

Автодорога «Змиёвка - Ливны» в моём восприятии столь же скучна и однообразна, как дорога «Орёл - Залегощь». До Неручи ливенская трасса ещё так ничего. Но стоит только автомобилю пересечь по мосту Неручь и выехать на водораздел, как я начинаю засыпать на пассажирском месте. В сон кидает жёстко. Не закемарю до райцентра Покровское, так закемарю между Покровским и Дросково. Почти стопроцентно.



объездной участок трассы идёт в обход Покровского.

Наличие указателей при подходе грунтовых дорог специфично для Покровского района. Возле раскисших по причине дождей самых обыкновенных просёлков можно увидеть указатели: «Грязное >», «Столбецкое >».

После Дросково бодрствовать уже легче. Сначала по правую сторону поблизости оказывается деревенька Сетенева. Потом по правую же сторону отходит грунтовая дорога куда-то в поля, и дорожные указатели при съезде с трассы указывают: «Начало ->». На карте такая деревня не обозначена.

После того как дорога минует границу Покровского района и въезжает в Ливенский, на пути оказывается деревня Покровка. Сообразно названию, её нетрудно спутать с расположенным ранее райцентром.

При приближении к долине речки Труды местность оживляется, тут в облике ландшафта появляется некоторое своеобразие.

Нельзя сказать, что на участке от Неручи до Трудов нет глубоких балок. Дважды дорога их пересекает - у Покровского и у Ретинки. Но даже и эти две глубоченные балки воспринимаются похожими друг на друга, если ехать со стороны Ливен.

Посереди однообразного пространства находится райцентр Покровское. Лет двадцать тому назад к Покровскому присоединили несколько деревень, и ныне райцентр вытянут вдоль ручья на несколько километров и имеет население порядка 4 - 5 тыс. чел. Центральная часть посёлка расположена в глубокой балке. В разное время посёлок оставлял у меня различное впечатление. В первый раз через окно автобуса трёхэтажки на склоне почему-то напомнили фильмы с изображением горных аулов. В другой раз центральная улица возле автостанции показалась мне декорациями к какому-нибудь немыслимому ковбойскому истерну. А вообще тут довольно аккуратно смотрятся одноэтажные домики с магазинчиками всякими, кафе и т.п. заведениями. Здесь же находится вполне приличный для населённого пункта городского типа супермаркет. Дальше по центральной улице слева находится на подъёме несколько высоких тополей, и дорога входит под их нависающие кроны как будто в некий туннель.



Тополя на централььной улице. Вид со стороны Ливен.

Нетрудно догадаться, что своё название Покровское получило от одноимённой церкви. В настоящее время церковь можно увидеть в южной части села. Скорее всего, здание возведено недавно. Обычно, храмы издревле возводили на возвышенных местах, и Покровское - не исключение.



центр Покровского. Вид от беседки.

Но почти столь же высоко на другом склоне расположено самое забавное и эксклюзивное, что есть в Покровском. Увидеть эксклюзив нетрудно не только из самых разных точек райцентра, но и с объездной дороги. Этим эксклюзивом является беседка и «парк им. Е.С. Строева». Собственно, где тут парк, понять /в 2006-м было/ трудно. Потому что ближайшие к беседке деревья являются самой обыкновенной полезащитной лесополосой. Это теперь там можно различить множество саженцев на склоне. «Парк» расположен по другую сторону ручья Липовец относительно райцентра, и посему через ручей перекинут широкий железобетонный пешеходный мост:




От моста вверх по крутому склону идёт железобетонная лестница, приводит она к беседке с красочной надписью «парк им. Е.С. Строева». Такой вот прижизненный памятник действующему на тот момент губернатору. Вид из беседки действительно отменный - село, пардон, центр посёлка весь как на ладони. Сама беседка сделана, по-видимому, на скорую руку, и трещины в штукатурке вблизи очень явны.




Собственно, подобный прецедент в истории уже был: при орловском губернаторе Трубникове в Орле появился Трубников бульвар. Он находился непосредственно слева от проезжей части нынешней Московской улицы между заводом Медведева и Текмашем. Сейчас там находится замечательная липовая аллея...

Как-то раз отыскали мы в этой местности тригопункт. Работники установили GPS-приёмник, оставили с ним студента-практиканта, дали ему какое-то «пальтишко» на случай, если похолодает, и уехали далеко ставить ещё один приёмник. Выехали, значит, проехали сколько-то километров. И тут зашла такая гроза - мало не покажется! Шквалистый ветер, потемнело всё как в сумерки, линейные разряды лупят, потоки воды, град размером с крупную горошину, дворники еле справляются! С полчаса ливень длился или даже меньше, но воды вылил изрядно. Возвращаться до конца рабочего дня не стали. А когда вернулись, студент почти ничего не выразил на вопрос о том, как он тут. Но физиономия у него была о-очень недовольная…

Покровский район весь 2006-й год встречал меня дождями. Почти каждый раз, как я там оказывался, случался проливной дождь с грозой. Как-то раз у деревни Дубинкина из машины мы видели последствия шквала - поломанные деревья (более эффектные картины я видел в том же году при поездке на «Деснинские Жигули»).

Однажды остался я с отражателем на тригопункте где-то западнее Покровского. Другие работники поехали на другую сторону балки. Ехали в объезд, долго, а точка была на приличном удалении. Пока они ездили, выбирали место для ходовой точки, устанавливали прибор - с востока стало приближаться кучевое облако. И другие кучевые облака ходили поблизости. Но это по мере приближения всё больше принимало форму башни, и из него раздавались грозовые раскаты. Вскоре стало очевидно, что под облаком льёт дождь. Оставаться на самом возвышенном месте с «молнеотводом» в руках у меня желания не возникло. Воткнув отражатель возле тригопункта, я удалился в расположенный в полусотне метров перелесок и расположился под наклонно растущей берёзой (она меньше притягивает молнию, чем дуб). Несмотря на кроны деревьев и наклонный ствол берёзы дождь изрядно меня вымочил. Телефон потом долго сипел, но, в конце концов, акклимался. А вот над переходной точкой дождя в это время не было…

Провести целый день на открытом поле, когда температура воздуха в тени доходит до +38°С - это что-то…



Вечер в окрестностях Даниловки.

Ещё запомнился участок просёлочной дороги где-то между деревнями Менчикова и Даниловка. Он там идёт по дну балки краем ивняка и на участке в сотню метров по всей ширине просёлка бодро течёт ручей. Дно каменистое, глубина небольшая. На «УАЗике» ехали как на катере…

Где-то в этих же местах имеется глубоченная разветвлённая балка. Прямо-таки совсем другое впечатление производит, чем расположенная всего в нескольких километрах автотрасса. Неподалёку от балки «скакал» по полю хорёк - странного облика зверёк…

Отмечу, что в магазине деревни Даниловка продавалось мороженое «Жирик». На обёртке был изображён портрет человека, сильно похожего на известного политического лидера. По словам тех, кто пробовал, «реально вкусное мороженое». Ну, я не пробовал, судить не берусь.

И ещё в Даниловке как-то раз мы наблюдали непонятное на первый взгляд действие. Там находится спиртзавод. На территории спиртзавода есть большие ямы, куда сливается барда. Над ними ощущается спиртной дух. И вот некий местный житель прикатывает к ямам тележку и вычерпывает из ям барду. Казалось бы, зачем? Оказалось, барду с удовольствием едят свини. Наедятся «до поросячьего визга» и потом лежат себе довольные…

Кстати, о свиньях. В то время мы неоднократно делали съёмку под строительство свинокомплексов. Тогда запускалась программа «дешёвое мясо». Выбора у меня не имелось, была необходимость зарабатывать. Но, откровенно сказать, я с большим удовольствием участвовал бы в съёмке под цели молочного животноводства. Жалко их всё-таки, этих свинотов, когда видишь, как их куда-то везут - скорее всего, на убой. Жизнь дикого кабана, конечно, не столь незавидна, как жизнь домашней свиньи. Хоть и живёт свинья в чистоте и сытости, но недолго, и в намеченный день попадает в цех убоя. Жуть! Они же хоть и животные, но тоже понимают некоторые вещи.

До того времени я очень даже любил есть сало. Но после работы на съёмках под свинокомплексы меня где-то в течение полугода начинало от сала подташнивать. Вегетарианцем впрочем так и не стал, ем мясное и сейчас.

Тут я мог бы пространно рассуждать о том, что по прошествии веков мясо или уступит место растительной пище, или будет добываться в культуре тканей, или же будет изыматься без умервщления животного с последующей регенерацией тканей. Но пока, пока имеется то, что имеется.

Хотя и появились теперь продукты на основе сои, но мясо продолжает оставаться наиболее доступным и дешёвым источником всех незаменимых аминокислот. Поэтому несколько удивляет известное презрительное отношение человека к свиньям. Наверное, с таким отношением кусок мяса в рот должен идти легче. Однако, кому как, а мне ни одна свинья (в прямом смысле этого слова) ничего плохого не сделала. В отличие от многих двуногих свинотавров. Вот, например, какие горы мусора систематически оставляют нам посторонние свинотавры на дачном участке: 
 
  
 Кадры свежие. Это вот осень 2010. Некие гандоны обобрали часть яблок (благо урожай был большой), а потом сюда же приволокли очистки и под крыльцо  и под деревья высыпали.  Это вот лето 2011: хлам притаскивают мешками. Пару лет ранее я тут вообще пожёг кучу 3х1,5х1 м, состоявшую из обрывков полиэтилена, изношенной обуви, полиэтиленовых бутылей и проч.   
Понятия о частной собственности свинотавры, очевидно, не имеют, или оно у них очень специфическое.
    Замечу, что весь этот хлам (в отличие от сорняков) естественным образом никуда в природе не утилизируется. Судя по «почерку» и по систематичности появления мусора, сваливают его нам намеренно - на тропинки, под крыльцо, под плодовые деревья и кустарники.  Не для того чтобы избавиться от отходов жизнедеятельности, а для того, чтобы посеять в душах грязное, тёмное, тленное. Де-факто эти мерзостные антипидагоги прислуживают силам зла. Даже «свиньями» их назвать - оскорбительно, просто оскорбительно для тех свиней, что содержатся на фермах области.

СТРАНИЦА ССЫЛОК
Previous post Next post
Up