- подготовительная прелюдия
- переезд и перелёт
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ПРЕЛЮДИЯ.
Собственно, задумка посетить Грецию возникла где-то в 2006 г. Поначалу я намеревался посетить остров Лесбос с тем чтобы, в частности, весь исколесить его на велосипеде. Поехать хотел осенью того же года. Я не намеревался тогда ехать через турагенство, а рассчитывал посетить Грецию по приглашению.
Где-то в июне 2006 г. предпринял первые шаги в соответствующем направлении. Прежде всего, следовало обзавестись загранпаспортом. Обратился в Железнодорожный отдел РОВД, но там выяснилось следующее. Хотя паспорта выдают там, но оформлением соответствующих заявлений на получение загранпаспортов не занимаются. Меня переадресовали в турфирму «Автолайнтур».
Для оформления загранпаспорта необходимо оплатить госпошлину - что-то немногим более 400 рублей по тем ценам - их надо перевести на соответствующий счёт банковским переводом, плюс ещё необходимо оплатить услуги оформляющей организации (130, что ли, рублей - этого я уже точно не помню). Квитанцию об уплате государственной пошлины в последующем, разумеется, придется предъявить - поэтому не теряйте и не выкидывайте её.
Помимо квитанции необходимо принести 4 фотографии установленного образца («на загранпаспорт») и написать заявление установленного образца - в двух экземплярах. В заявлении, в частности, необходимо указать свои ФИО, пол, дату и место рождения, место жительства согласно регистрации, место работы (службы, учёбы) в течении последних 10-ти лет с указанием наименования и юридического адреса организации (и это должно быть заверено по месту работы). А также указать на отсутствие обстоятельств, предусмотренных законодательством РФ, которые могли бы временно ограничить право на выезд из РФ. Заявление предусматривает и ряд других пунктов, но уже более частного характера, и соответствующие графы заполняются или не заполняются каждым заявителем в соответствии с тем или иным конкретным случаем.
Процедура оформления загранпаспорта занимает 1 месяц, выдача производится в РОВД по месту жительства. Короче говоря, в середине июля 2006 г. я обзавёлся загранпаспортом. И уже всерьёз подумывал о том, чтобы посетить Грецию осенью того же года, в крайнем случае - не позже весны следующего.
Далее. Начал понемногу собирать информацию о Греции. Очень хорошо, что приобрёл книгу «Афины» издательства «Афиша Индастриз» - она мне весьма пригодилась в последующем. У сестры позаимствовал карту Лесбоса и прикинул вероятные маршруты поездок по острову. По моим прикидкам, чтобы достаточно исколесить остров, мне достаточно дней пять. Кроме того, можно несколько дней пожить на острове в Митиллини, посетить соседний остров Хиос, ну, и, конечно, Афины.
Поначалу, как уже заметил, я намеривался посетить Грецию по приглашению. Но возникла длительная «пробуксовка». К ноябрю 2006 г. у меня сложилось впечатление, что и на весну 2007 г. рассчитывать не стоит. Летом же я ехать не собирался, полагая, что летом и в нашей местности неплохо, да и с загрузкой на работе в это время может быть лучше. Посему на новогодние «каникулы» махнул в Абхазию - тоже очень интересная получилась поездка.
В первой половине 2007 г., образно выражаясь, «забрезжил свет в конце тоннеля», но сразу же и погас.
Однако, я не стал сколько-нибудь расстраиваться по поводу отсутствия приглашения. Летом мой друг предложил мне поехать через турагенство в Чехию. Чехия - это ещё одна очень интересная для меня страна, и я согласился. Несколько недель собирал информацию по Чехии: бланки-образцы заполнения бумаг, пункты проката велосипедов, круглогодичные кемпинги в соответствующих районах Чехии, экскурсионные программы, отели, график заездов, достопримечательности. Обзавёлся картами Чехии. И картами велосипедных дорожек на территории Чехии.
Компанию нам в зарубежной поездке решил составить ещё один наш друг, проживающий ныне в другом городе. Но он затем высказал пожелание, что вот хотелось бы съездить куда-нибудь отдохнуть от работы - на море, на пляж. А в Чехии в туристическом плане есть всё, кроме моря. И его мнение нашло поддержку.
Ну, хорошо, в таком случае есть Греция, есть Кипр. В ходе обсуждения я категорически отверг варианты размещения на маленьких островах: ну, осмотрю я остров за один - за два дня, поваляюсь денёк на пляже - а дальше чем займусь? Нет, такой отдых не для меня. Из островов в восточном Средиземноморье я посчитал приемлемыми по размеру Кипр, Крит, Родос, Лесбос, в крайнем случае - соседний с ним Хиос. Друзьям моим всё равно, они велосипедом не увлекаются. Помимо Греции и Кипра имеются ещё варианты насчёт Италии (быстро отметён по ряду соображений), Египта, Туниса. Последние два варианта меня категорически не устраивают.
Итак, мы стали рассматривать самые недорогие из числа приемлемых вариантов в этих двух странах. В Греции недорогие отели можно найти на Крите, на Халкидики, ну, и ещё на Родосе. Нет, не на Лесбосе. Вариант «Халкидики» меня как-то не очень вдохновил: горы там невысокие, а достопримечательностей, которые можно осмотреть в ходе велосипедной поездки вроде как поменьше (конечно, интересен Афон - но его посещение возможно только по дополнительному разрешению; интересен город Салоники; гора Олимп не то что бы далеко). Да и на островах так или иначе спокойнее, а Халкидики - это материковая Греция. На Родосе аналогичных по стоимости и продолжительности пребывания вариантов очень мало. Безвизовый Кипр, который в первом приближении представляется дешёвым вариантом, при более внимательном рассмотрении оказывается не таким уж дешёвым (хотя, конечно, всё равно поездка в Грецию дороже). Таким образом, определённо вырисовывается Крит, остров к тому же очень интересный своей историей.
На протяжении месяца я плотно занимался выкачиванием информации из «Интернета». Оформление визы (
http://archive.travel.ru/greece/formalities/visas/;
http://eurovisas.ru/index.php?action=show&id_group=1415). Различные карты Крита, Афин, острова Санторини, города Рефимно, города Гераклиона (
www.isle-crete.ru ;
http://www.tournet.ru/greece/carts/athens750.htm ;
http://www.tournet.ru/greece/carts/crete880.htm ;
http://www.alvas.ru/santorini.htm). Виды из космоса на Ханью, Иерапетру, Гераклион, Санторини (www.maps/google.com ;
http://www.geo.auth.gr/en_santorini_panorama.htm). Схема афинского метро (www.kapitan.ru). Национальные блюда (
http://www.tournet.ru/greece/cuisine.htm ;
http://www.alvas.ru/greece.htm). Аренда автомобилей (
www.uzhel.ru/cgi/article/greece/cryte/cryteinterest;
www.tournet.ru/rent-a-car/2.htm). Наличие акул, скатов, морских ежей в Средиземноморье. Наличие ядовитых животных в Греции. Полезные телефоны на Крите. Достопримечательности Крита, Афин и Санторини (различные сайты). Расписание и цены всех автобусных рейсов фирмы «Ktel» на острове Крит (bus-service-crete-ktel.com). Расписание и цены на паромы и на авиарейсы между Критом, Афинами и Санторини. В результате распечатками оказалась почти полностью заполнена папка с 80 файлами.
Однако же, времечко идёт, пора бронировать тур, а наш «иногородний» друг не шевелится. Происходит какое-то непонятное таскание кота за хвост. То он не хочет заниматься оформлением визы, «ленится» дойти до фотостудии, то отказывается пересылать данные для передачи в турагенство. Он дотянул до последнего, и только тогда до меня доходит информация, что по финансовым соображениям он может себе позволить на текущий момент только Египет или Тунис.
Это уже слишком! Я категорически отказываюсь ехать в «бусурманию», невзирая на упорные попытки переубеждения. Ну, скажите, что я там буду делать? На то, чтобы отдохнуть на пляже, мне хватит одного дня, максимум - двух. Допустим, день потрачу на экскурсию к пирамидам, ещё сутки - на экскурсию к горе Синай. И что потом? Я же понимаю, что в Египте есть и другие интересные места, но только когда я успею отыскать по ним соответствующую информацию? Вот, скажем Александрия - древний и наверняка интересный город, но что именно можно там посетить? Да и возможно ли вообще посетить ту же Александрию? Одно дело, курортная зона, созданная для туристов - это один мир, другое дело - Египет как он есть. Египет уже много лет живёт в условиях чрезвычайного положения. Там же ведь, не зная детально обстановку, в одиночку за пределы отеля не отправишься, тем более на велосипеде (одно это - достаточный повод для того, чтобы Египет в моём представлении не числился среди интересных для поездки стран). А есть и ряд прочих моментов. И невообразимо хаотичное уличное движение - далеко не первое в их ряду. В большинстве «бусурманских» стран, насколько можно понять, доходы населения низки, законы не так проработаны, и охрана правопорядка не та, что на Западе, и это предоставляет дополнительное поле деятельности для сомнительных типов. В бойких местах крутятся попрошайки. Навязчивая просьба заплатить доллар за совместный кадр на фоне пирамид особенно непонятна в том случае, если попрошайку в кадр, мягко скажем, не звали, а он сам в него влез. Торговцы заламывают цены впятеро против реальной стоимости. Специфический восточный сервис: скажем, залезть на верблюда - одна цена, слезть - в разы больше, о чём заранее не предупредят. Ну, не вызывают у меня восторга детали восточного быта, как то манера торговаться, ношение паранджи и т.п. У меня всё более пробуждается интерес к европейской культуре, где в почёте ненавязчивость, и уважение к чужой свободе, спокойствию и частной жизни.
Нет, я хочу по мере возможностей приобщиться к европейской культуре и посмотреть, как живёт благополучная цивилизованная Европа, и как, может быть, со временем будем жить мы, когда последствия развала 1990-х перестанут оказывать действие.
В конце концов, мне стало жаль время, проведённое в Интернете, и 15 - 20 тысяч рублей на предлагаемый друзьями вариант отдыха. Я лучше потрачусь вдвое больше, но проведу поездку в своём формате. У меня, в общем-то, всё готово для того, чтобы теперь обратиться в какую-нибудь турфирму. Не хватает только решимости ехать в одиночку за кордон. На накопление решимости уходит где-то неделя. Затем иду в «Автолайнтур».
Да, «иногородний» друг дотянул аккурат до предела. Дело в том, что на оформление шенгенской визы уйдёт дней десять, не считая выходных, а уже середина сентября. Таким образом, в Грецию я смогу вылететь не ранее, чем в первые числа октября. 14-тидневных туров в это время уже нет. Есть 10-тидневные туры на 4 октября, но их осталось всего несколько. Цена - примерно такая же, за какую можно было найти 14-дневные туры чуть раньше. Все остальные туры - 7-дневные. Так что выбора нет никакого. Только 4 октября, только отели в окрестностях Рефимно. К слову сказать, забегая вперёд, что как раз этих четырёх дней на Крите мне и не хватило для посещения нескольких интересных мест.
Для оформления визы потребовались загранпаспорт, ксерокопия первой его страницы, ксерокопии всех страниц российского паспорта, справку с места работы на фирменном бланке с указанием должности, среднего дохода (не менее 15 тыс. руб./месяц) и срока, на который предоставляется оплачиваемый отпуск. Анкета заполняется уже непосредственно в турфирме. Кроме того, разумеется, необходимо предоставить две цветные фотографии размером 3,5x4,5 см, предпочтительно матовые. К этим фотографиям предъявляется куча требований. Они должны быть сделаны не более месяца тому назад, без уголков и овалов, чёткие, на светлом фоне. Одежда не должна быть светлой. Лицо на снимке должно быть «крупное» и иметь нейтральное выражение. Головные уборы допускаются только в исключительных случаях, очки не допускаются. В сущности, не так уж и много документов требуется для оформления Шенгенской визы. Кстати, запрос на оформление визы отправляется лишь во вторую очередь, а в первую очередь бронируется отель.
Почти до самого отъезда я пребываю в неведении относительно того, состоится ли поездка. Где-то числа второго, наверное, мне сообщили, что виза получена, что ехать можно, и проконсультировали перед поездкой.
ПЕРЕЕЗД И ПЕРЕЛЁТ
03.10.2007
Днём хожу по городу, осуществляя последние приготовления перед поездкой. Я уже в отпуске.
Еду до Москвы фирменным поездом «Курск - Санкт-Петербург» (он же - «Соловей»). Хороший поезд, одно слово. Поспать удалось, увы, не более часа-полутора. Почему этим поездом? Потому что вылет в 1115 , а к этому времени необходимо пройти регистрацию и все зоны контроля в аэропорту. А до аэропорта по прибытию на Курский вокзал ещё надобно добираться на метро, а затем на поезде. Поэтому на Курский вокзал желательно прибыть чуть раньше, чем открывается метро.
4.10.2007
«Соловей» прибывает на Курский вокзал ночью, в три с небольшим. Два часа приходится провести на Курском вокзале. Как ни странно, почти совсем не холодно. Поскольку метро только-только открылось, очередь за билетами выстраивается сравнительно небольшая.
Московское метро для меня - штука вполне привычная. Выхожу на Павелецкой. Надобно найти Павелецкий вокзал. Благо в это самое время какой-то местный житель рядом указывал приезжей в направлении Павелецкого вокзала, так что и я воспользовался подсказкой.
Павелецкий вокзал условно можно подразделить на две части. Первая - обычный вокзал с обычными для всех железнодорожных вокзалов типажами. Вторая - более цивилизованная часть вокзала - обслуживает исключительно экспресс на Домодедово. Ходит он часто, раз в час, а то и раз в полчаса. Выстояв «стихийно-двухвостую» очередь, покупаю билет - он такой же, как на электричку. Стоит 150 рублей. На вокзале можно пройти и регистрацию на авиарейс, но необязательно.
Экспресс идёт до аэропорта Домодедово без остановок. Вагон в экспрессе имеет мягкие сиденья, в центре под потолком висят два экрана-телевизора. Аккуратные прозрачные шторки на окнах. Билет следует сохранять до конца рейса, чтобы пройти через турникет в аэропорт «Домодедово». И вообще, следуя наставлениям друзей, уже имеющих опыт перемещений авиарейсами за рубеж, я не выбрасываю всевозможные корешки билетов: мало ли, где и какой потребуется предъявить?
Аэропорт «Домодедово» огромен, и суета в нём ещё та. С ходу не поймёшь, куда идти. Если бы не подробное описание аэропорта, которое я выслушал от друзей, и не распечатка из турагенства, то неизвестно, сколько б искал представителя «ISC Travel Group». Конкретно, если бы не фраза «в туроператорской зоне за правым эскалатором…». Там за стоечкой в числе прочих сидит такой дядечка. По паспорту он выдаёт конверт, а в конверте - билеты на авиарейс туда и обратно, медицинская страховка, ваучер. Проверить их следует на месте. Выдача производится примерно часа за три до рейса. Очереди нет.
Далее надо пройти на регистрацию. Благо, представитель «ISC Travel Group» подсказал, что рейс на Ханью надо искать у стоек №№102 - 110. Подхожу. Как раз предпоследней строкой на табло высвечивается рейс на Ханью. Регистрация начинается за 2,5 часа до рейса и прекращается за 40 минут до вылета. Пришлось выстоять очередь. Проходя регистрацию, запросил место у правого иллюминатора (эх, надо было указать ещё и то, что не над крылом). Получил посадочный талон.
Далее следует пройти в сектор «B». Там сначала предъявляешь посадочный талон, затем проходишь паспортный контроль, а затем - таможенный контроль. На таможенном контроле надо взять пластиковый поднос, разуться, одев на ноги целлофановые пакеты. На поднос необходимо сложить обувь, ремень, ключи, мелочь, телефон, зарядные устройства. Проходишь металлодетектор, потом тебя ощупывают. В это же время поднос и ручная кладь транспортируются по ленте.
Одеваешься и проходишь далее. Здесь расположены магазинчики беспошлинной торговли Duty Free. Не сказал бы, что в них низкие цены, как мне то говорили. Аэропорт в этой части имеет 3 этажа, работают эскалаторы, книжные киоски. Магазинчик «Русская изба» похож на убранство рядовой избы 1980-х не более, чем коттедж на среднестатистическую квартиру. Некоторые бары замечательно оформлены и заслуживают фотоснимка. Но я думаю, в аэропорту снимать нельзя, и чтобы не создавать себе лишних проблем, не фотографирую. В этой же части аэропорта находятся «ворота» на разных этажах. На Сингапур, например, - №11, там выстроилась длинная очередь отбывающих. На Ханью - №10.
Пройдя через эти ворота, попадаешь в коридор, а пройдя по нему - прямиком на борт самолёта. Место оказалось хоть и с правой стороны, но над крылом. Видно землю всё же будет. Впрочем, пользоваться цифровой камерой во время полёта всё равно нельзя. Телефон тоже пришлось отключить.
«Боинг - 747» - самый большой тип лайнера у компании «Трансаэро». Вообще-то может набрать высоту свыше 13 тысяч метров и скорость до 950 км/ч.
Из иллюминатора видно, что прочие самолёты размерами меньше и пониже. Громадина понемногу выруливает на взлётную полосу. Ещё перед взлётом выдают леденцы. Во время взлёта необходимо расположить спинку кресла в вертикальное положение. Если повернуть в это время физиономию в сторону иллюминатора, можно видеть, как меняет своё положение крыло: его конец немного поднимается относительно фюзеляжа, а крыло изгибается. Земля остаётся внизу. Самолёт, ещё не сильно набрав высоту, делает крутой вираж вправо, правое крыло при этом устремлено концом по направлению к земле.
Во время взлёта несколько раз возникают болезненные ощущения в ушах. Земля хорошо видна лишь на небольшой высоте, затем её скрывает пелена высоких слоистых облаков. Облака эти не намного ниже самолёта. А он набрал высоту 10,5 км и скорость 850 км/ч.
Едва самолёт выравнивает траекторию, как пассажиров начинают кормить.
Поначалу пелена облаков сплошная. Затем внизу она становится похожа на рябь, а между облачками - всё та же голубизна неба, а земли не видно. Как будто вид из космоса. Раза 4 видел реактивные самолёты: встречный, 2 - по перпендикулярной траектории выше и ниже, а 1 мы обогнали (он летел значительно ниже). Земля стала проглядывать из-за облаков лишь во второй половине полёта. Сначала посреди равнины оказалась широкая река с островом, поворотом она ушла вправо. Я решил, что это - Дон, хотя на самом деле это был, скорее всего, Дунай. Далее ещё какое-то время внизу продолжалась равнина, потом начались горы - хребет, другой, третий… Довольно мрачные чёрно-коричневые тона. Я решил, что это Кавказ. В недоумение меня привели сопки, напоминающие немного вид Армянского нагорья с воздуха. Может, это - Малая Азия, но каким образом? Это лишь спустя полторы недели я узнал, что мы летели не над Кавказом, а над Болгарией. Где-то там, в «Боинге», можно было посмотреть траекторию полёта, но тогда я этого не знал.
Затем горы сменились морем, и самолёт взял правее. Разумеется, море я принял за Чёрное, а два участка суши - за Керченский и Таманский полуострова. Хотя сразу же с недоумением заметил, что по очертаниям эти два участка суши как-то подозрительно больше похожи на территорию, прилегающую к Халкидики (это действительно, уже было Эгейское море). Самолёт оставил справа какую-то высокую острую одиночную гору, возвышающуюся над облаками (Олимп?! Или Афон?!), и взял при этом левее. Затем самолёт прошёл краем участок суши. А затем я с удивлением узнал внизу мыс Сунион! Его спутать было невозможно. Вдалеке и теперь уже позади белыми тонами обозначали себя на поверхности земли Афины.
Едва миновав мыс Сунион, самолёт начал снижение. Крит уже близко. Пейзаж выглядит очень необычно и своеобразно. Неземной пейзаж! Тёмные силуэты гор возвышаются над зыбкой туманной поверхностью, освещённой ярким Солнцем! При ярком солнечном свете хорошо виден серп Луны.
Борт сделал несколько кругов над городом Ханья. Там в аэропорту скопилось много самолётов, о чём пилот сообщил непринуждённым таким голосом. Затем самолёт нырнул под пелену облаков. Сверху они смотрятся непроницаемой пеленой, а снизу - их как будто нет.
Поблизости - крутые горы полуострова Акротири. Выжженные Солнцем склоны со скудной растительностью. Самолёт останавливается. Время - около 1400. Несколькими автобусами нас подвозят от самолёта к аэропорту.
Я в южной Европе!
продолжение см. через
СТРАНИЦУ ССЫЛОК