страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение Предки мои - те, фамилия которых была Чекушкины - прибыли в село Сабур-Мачкасы Ардатовского уезда Симбирской губернии в 1791 году. А до того предки Чакушкины жили в деревне Ефимовке Саранского уезда Пензенской губернии.
Самым ранним предком по линии Чекушкиных, непосредственно упоминаемым в ревизских сказках, был Яков Лукьянов/ич/. Он упоминается в 1-й ревизии в деревне Ефимовке. Было ему в мае 1719 года 70 лет. Может, немного больше с учётом того, что в первую ревизию возраст лиц старше 30-40 лет обычно округлялся (в меньшую сторону). Родился он, стало быть, в 1640-х гг. Сыновей у него было, как минимум, четверо: Алексей 7-ми, Григорей 20-ти, Егор 28-ми, Филип 30-ти лет.
В поисках предков Якова Лукьяновича я обратился к содержанию писцовых книг. Они не полны в географическом аспекте. Но особенности расселения представителей фамилии в пространстве таковы, что позволяют надеяться на успешный поиск по имеющимся материалам. И вот в пределах доступной информации выстраивается всего одна генеалогическая линия, вполне убедительная.
Чем выстраиваемая мной линия меня же и убеждает? По идее, она должна обнаруживать связь с парадеевскими Чекушкиными и с кадомским мордвином Мартасом. Ведь согласно семейной легенде, предок Чекушкиных имел фамилию (или, скорее, отчество) Андреев. А во всей точно установленной линии предков вплоть по упомянутые 1640-е нет ни одного Андрея, Андреевича или Андреева - он, стало быть, жил когда-то ещё ранее. Фамилия, стало быть, довольно древняя и появилась (уже только из этих соображений) никак не позже начала XVII века. Столь же древней предстаёт фамилия парадеевских Чекушкиных и Чекашкиных, генеалогические линии которых от известных по середине XIX века лиц сходятся к одному человеку (Бисупу Ураеву), родившемуся в середине XVII века и, очевидно, уже обладавшему фамилией Чекушкиных (Чекашкиных). По идее, две древние ветви - парадеевских Чекушкиных (Чекашкиных) и ефимовских Чекушкиных (Чакушкиных) должны быть как-то связаны друг с другом, должны сходиться к общему предку.
*
И такой предок обнаруживается в лице Полат(к)а Ардасева (Морясева). Полат был сыном кадомского мордвина Мартаса (см.
ч.19: семья Мартаса). Полата Мардасева можно полагать уже как Чекушкина.
Полат, должно быть, был старшим или одним из старших сыновей Мартаса. Потому как его целостное генеалогическое древо к потомкам в Ефимовке выстраивается с условием того, что Полат родился вскоре после свадьбы Мартаса. Т.е. в середине XVI века, не позже 1551 г. Родился он, по-видимому, в деревне Широмасовой.
В те времена взрослым молодой человек считался с 15-ти лет. Нередко бывало, что очень вскоре после достижения этого возраста он обзаводился семьёй и обживался на новом месте.
Полат Мардасев жил в Кадомском уезде в деревне Пошатове на речке Лисе (ныне - заброшенное село Старое Пошатово севернее Кадома). Сыновей у него было несколько.
В конце XVI - в начале XVII вв. (не позже 1614 г.) - сыновья Полата покинули Кадомский уезд. Возможно, не все, но судить об этом трудно. Сам Полат остался в Кадомском уезде, где фигурирует в 1614 г. в качестве мордвина деревни Пошатовой и совладельца (с племянниками) бортных угодий на реках на Ваду, на Лундаме и на Талдеме. Впрочем, за 1623/26 г. в Алатырском уезде при описании межи деревень Старых и Новых Нейман (с выставками) упоминается «Полатова гумнища». Возможно, после 1614 года Полат всё-таки подался в Алатырский уезд вслед за сыном Терганом.
Схема расселения Чекушкиных:
Вообще, лиц с отчеством Полатов/ич/ в Алатырском уезде в 1623/26 г. было довольно много. Упоминаются дети одного Полата или разных - не во всех случаях возможно уверенно предположить. По-видимому, сыновей у Полата (М)ардасева было, как минимум, шестеро.
Двое сыновей Полата - Бай(ко) и Стар(ко) Полатовы обосновались в Верхолаторском стане Алатырского уезда в деревне Парадеевой (см.
ч.25: деревня Парадеева по приезду первых Чекушкиных). От Байко Полатова происходят Чекушкины и Чекашкины в Парадеево, прилегающих к ним Дубёнках, а также предположительно в Киржеманах при истоке Нуи, в местностях Пензенской, Оренбургской областей.
Миня (Миней) Полатов, по-видимому, тоже обосновался в деревне Порадеевой (его я упустил из вида при составлении генеалогического древа, отображённого в ч.19: "Свадьба Мартаса"). Миней почему-то не перечислен в 1623/26 г. в числе хозяев крестьянских дворов, но упоминается как совладелец бортного Сурского ухожья наряду с ещё несколькими крестьянами деревни Порадеевой, в т.ч. с Тарпаем Мортасовым.
Елуш Полатов обосновался в Верхомянском стане Алатырского уезда, в Сулеменском беляке в деревне Пермеевой. В одном случае он фигурирует как Полатов, в другом - как Пороватов. Поэтому вроде как есть сомнения, что он сын именно Полата. Однако, как сын Полата Елуш хорошо объясняет появление Чагушки Русяева в Порадеевой и Чекашки Чиндянова в Тазнеевой ежели то его, Елуша внуки (см.
ч.23: имя Чекушка у алатырской мордвы XVII в. (1)…).
*
И, наконец Терган (Тюрган) Полатов и Сайня Полатов поселились поодаль от своих братьев.
Генеалогическая линия от Тергана Полатова к ефимовским Чекушкиным выстраивается опять же с условием того, что сам он был старшим или одним из старших детей в семье.
Родился Терган не позже 1566-го года.
Вероятно, уехав из Кадомского уезда, он поначалу поселился в деревне Серякуш Утишского стана Арзамасского уезда или где-то поблизости. Должно быть, здесь у него родились дети. А затем некоторые дети разъехалась в разные деревни Алатырского уезда. И хотя другие, может быть, осталась в деревне Серякуши, сам Терган тоже уехал (такое иногда случалось, когда глава семейства покидал деревню, но кто-нибудь из его детей оставался).
В 1623/26 г. Тюрган Полатов и Сайня Полатов обнаруживаются в Верхосурском стане Алатырского уезда в разных записях по деревне Старые Нейманы. Сайня упомянут как хозяин двора, а Тюрган отмечен лишь как совладелец купленного бортного ухожья на речке Кштырме (но обозначен тоже как мордвин деревни Старый Нейман).
В собственно деревне Старый Нейман в это время было 14 жилых дворов, да ещё 22 двора в трёх именованных выставках (Новый Нейман, Кишенская, Новой усад Пикштан). Жили в них мордвины, а в Кишенской в 6-ти из 8-ми дворов жили «татарове буртасы», т.е. чуваши. К деревне Старый Нейман и к её выставкам относилось 280 четей пашни и «перелогу двесте шездесят четей в поле, а в дву по тому ж»; сена «меж поль и по врагом восьмсот дватцать копен». В живущем отмечено 14 вытей, а в пусте 13 вытей, в т.ч. 1 выть перешла из «живущего» в пустошь между 1613/14 и 1623/26 гг. С населения полагалось в казну 28 «четей ржи, овса тож». С Тюргана и совладельцев бортного угодья полагалось оброку 3 алтына и 2 деньги «да новые натдачи десять пуд меду» [2].
Неподалёку от Старого Неймана где-то у межи упомянуто Полатово гумнище [2 (1623/26 г.)]. По-видимому, Полат всё-таки уехал из Кадомского уезда (не ранее 1614 г.) и поселился вблизи старшего сына - Тюргана Полатова.
Поблизости от Полатова гумнища упоминается некий «пролом» (т.е. были засечные ворота?). Из топонимов в окрестностях Старого Неймана можно отметить Лобаскинскую дорогу. Был, стало быть, проезжий путь в Лобаски и в Порадееву.
Родственных связей после переездов Тюрган не терял. Помимо прочего, связь его с парадеевскими Полатовичами и Мортасовичами просматривается в том, что некий Юрка Немчин обосновался к 1623/26 г. в близрасположенной деревне Новый Нейман. И, кстати, был совладельцем того же бортного ухожья. А известно же о том, что Юрка Нерчин «сошел безвестно» из деревни Порадеевой в 1617/18 г. [2].
Сыновей у Тергана было пятеро (или более).
Чекашка Бурганов был, вероятно, в числе младших сыновей. В 1671 году он упоминается в деревне Баева на Инзере в числе выходцев из деревни Баева на Лунге (ныне д. Лунгинский Майдан). Следом за ним в том же биографическом контексте упоминается Девляшка Тюрганов.
Кедярка Тюрганов упоминается за 1671 год в деревне Парадеевой как выходец из деревни Качкуровой. В 1623/26 г. в Кочкуровой он не упоминается, но, быть может, Кедярка - это Кецас Тюганов, вскользь упоминаемый как мордвин деревни Пермисевой Темниковского уезда? В Кочкуровой до 1671 года выходцы из Темниковского уезда были [2]. И, между прочим, есть неподалёку от места Ефимовки деревня Пермеева (но та же ли?).
Алешка Турганов в деревне Сыресева под Сурским лесом на речке Хмелевке упоминается в 1671 г. в прошедшем времени наряду с Новдайкой Байкиным. Должно быть, был в числе младших сыновей Тургана.
*
Онаш(ка) Терганов был, должно быть, в числе старших детей. Он упоминается в Арзамасском уезде: "За мордвой..." /такими-то лицами/ "...что в 106 году сдал дедом их деревни Серякуш мордвин Онашка Терганов в Чювашском ухожье на Теше реке..." [3]. Запись эта нуждается в пояснениях с упором на тот же источник [3]. Деревня Серякуши - она же Ризодеева, ныне - село Ризадеево Ардатовского района Нижегородской области. Название происходит от эрзянского «сэрей» (высокая) или «сэря» (жёлудь) и «кужо» (поляна). Поляна находилась где-то в окрестностях современного села. Топоним Ризодеева - антропоним. Упомянутое Чювашское бортное ухожье располагалось по обе стороны Теши - место это ныне в Нижегородской области, между Арзамасом и Ардатовым (посёлок, райцентр), ближе к Ардатову. Округлённо в сотне километров на северо-восток от упомянутых выше деревень Кадомского уезда (Широмасовой, Пошатовой).
Название Чювашского угодья - по рельефу (от эрзянского "чувозь", т.е. "вырытый"), либо по мордовскому имени Чюваш [3]. Между прочим, в самой деревне Серякуш Утишского стана за 1677/78 г. упоминается некий Надежко Чекашев (Чокашев) [3]. Трудно сказать, чей сын - может, Чекашки Бурганова (т.е. Тюрганова), может, Чекушки Болтаева (см.
ч.24), а может, ещё чей.
Датировка записи с упоминанием Онашки Терганова вызывает вопросы. Дело в том, что цитируются в источнике две похожие записи. Но одна из них с отсылом на два первоисточника обозначена 196 (1687/88) годом, что явный анахронизм. Другая указывает на 106 (1597/1598) год, что вполне возможно. Однако, именно эта датировка предопределяет очень жёсткие временные рамки к датам рождения Полата Мардасева, Тергана Полатова и Онаша Терганова. Чтобы уложиться в общий концепт генеалогических построений, все трое должны быть в числе первых детей своих весьма молодых родителей. Так, Онаш(ка) Терганов должен был родиться не позже 1583 года с тем, чтобы к 1597 году оказаться молодым обладателем прав на бортное Чювашское ухожье. И не предполагаются действия опекуна от имени Онашки, т.к. жив был его отец Терган.
Ну, а если есть ошибка во всех первоисточниках, и скажем, должен бы значиться год 126-й или 136-й, то в таком случае временные рамки для всех трёх лиц оказываются менее жёсткими на десятилетие, и предполагаемый год рождения Онашки Тюрганова - не позже 1596 (с учётом лиц следующего поколения). Но, допустим таки, 108-й год в источнике указан правильно.
Онаш(ка) фигурирует в писцовых материалах также как Ананья (Онанья) Терганов [3]. Сколько было сыновей у него - неизвестно, и остался ли кто в Утишском стане Арзамасского уезда - неясно. Один его сын переместился в Алатырский уезд.
*
Сей представитель генеалогической линии - Лукаш(ко) Понасев - обнаруживается в 1623/26 г. в Верхомянском стане Алатырского уезда в деревне Нижняя Идебирского беляка, т.е. рядом с потомками Мартаса и с братьями жены Мартаса! В деревне жили Болтайко Мортасев, Семён Мортасов, Игнашко Мордаков, а также их родные по линии матери тётя Вежава и дяди - Кишковат, Степанко, Иковатко, Сычес Тотаровы. Помимо них, наверняка были и ещё выходцы из Кадомского уезда.
Ныне деревня Нижняя - это село Напольное Порецкого района Чувашии [2 (1671г.)].
Деревня Нижняя, расположенная на реке Кале, была представлена в то время старой деревней и двумя выселками. Это была очень большая мордовская деревня. Суммарно в ней (включая выселки) в 1623/26 г. насчитывалось 103 двора жилых и 4 пустых, проживало 124 тягловых крестьянина (да двое «непашеных» бобылей посчитаны отдельно).
Перепись Гневаша Норова зафиксировала в 1613/14 году «тритцать вытей, а в пусте деветь вытей». В 1623/26 г. оказалось «в живущем тритцать шесть вытей без чети выти, а в пусте пятнатцать вытей» [2]. В общем, (как и в случае с деревней Порадеева) получается, что имел место приток переселенцев во втором десятилетии XVII века и менее выраженный последующий отток.
Однако, упомянутые выходцы из Кадомского уезда прибыли в деревню раньше (в 1614 г. в Кадомском уезде не упоминаются).
За деревней значилось 115 четей пашни и 120 десятин сена, «по дватцети копен» на десятине, «итого две тысячи четыреста копен». С пашни полагалась платить «семдесят одна четь с осминою ржи, овса тож» [2]. Межа земельных владений проходила через Журавлёво болото, Киржацкую вершину (т.е. овраг), Кирзяцкое озеро, речку Олховка, леса Коровадюрья (Караводнер) и черный, реку Суру. За межей располагались земли «иноземцев Савы Бахмата» и «рындинских мурз» (от Олховки до Суры).
Участки лесных ландшафтов по Суре и Алатырю - на обширном пространстве (например, на правобережье Алатыря аж до устья Саласлея в долине Нуи) - относились к бортным владениям нескольких (4-х) групп бортников, проживавших в деревне Нижней. Поименно перечислено 20 бортников; упоминается, в частности Болтай (Бортай) Мортасев [2]. С перечисленных лиц (к коим было причислено 2 бортника д. Кирдяевой) полагалось оброку 33 пуда меду. Кроме того, с каждого пуда надлежало платить пошлину в размере 5 денег (за небольшими исключениями), всего - 162,5 денег.
С этих же лиц полагался ясак: в сумме - 53 алтына, 6 денег и 14 куниц. Особо для десяти лиц упоминался ясак в виде «княжевских денег Мечкомасова десять алтын» и ещё они: «з бобровых гон платят за черной бобр рубль да пошлин семь алтын две деньги». За четвёркой других бортников полагался воденой оброк: 10денег и 2 куницы.
В числе судеревщиков бортникам деревни Нижней отмечены бортники разных деревень, в числе которых примечательны (в контексте родственных связей) Лобаски и Сыресева. Ещё судеревщиком был «деревни Княжой князь Баюш Разгильдеев» (ну, тот, отряд которого наголову разгромил ногаев и крымских татар, вторгшихся в сентябре 1612 г.; сражение происходило неподалёку). А из числа населённых пунктов, упомянутых в описании бортных межей, отмечу Гулюшево (село), село Порецкова, Троецкое сельцо Тургаково («да по Кали речки да сыресевскова поля по правой стороне до троецкова сельца Тургакова»). Эти населённые пункты с православными храмами не являлись предметом рассмотрения для писцов при описании мордовских деревень. Но, как видим, православные сёла в Алатырском уезде уже были (а также Кучкаево на севере уезда, и всего несколькими годами позже возникшее Спасское, ныне Апухтино).
В выселках жил некий Лукат(ко) Посов (но это просто похожее имя-отчество).
Сын Онаша Терганова жил в старой деревне Нижняя. Он - Лукаш(ко) Понасев - в большей степени соответствует отчеством Онашке Тюрганову. Должно быть это и есть сын человека с очень редким именем. Родился Лукаш(ко) Понасев не позже 1611 года. В бортных книгах он не упоминается.
Не ясно, кем были упоминаемые в деревне в 1671 и 1688 годах Лукашевы и Лукьяновы. За 1688 год говорится: «Двор Воика Лукашев у него брат Нустраика женат пяти лет. Двор Пураика Лукьянов у него сын Кирюшка» [2]. Если не ошибка писца, и Нустраика был женатым в возрасте 5-ти лет, то по соотношению возрастов он маловероятен в качестве сына Лукашке Понасеву, и Воика Лукашев соответственно тоже.
Ну а три сына Лукаша Понасева, похоже, отправились обживаться в соседнюю деревню.
*
Дальний-дальний вид из г. Алатыря в сторону ландшафтов деревень Нижней и Сыресева (само их местоположение - немного за линией горизонта):
*
По соседству с деревней Нижней располагалась на речке Пекшалее деревня Сыресева Тулупова тож - тоже Идебирского беляка, Верхоменского стана (позже - Низсурского-и-Чукальского стана). В 1623/26 г. у этой деревни была одна выставка - деревня Сыресева на речке на Кале. Но в 1671 г. выставка особливо не упоминается, и фигурирует в Низсурском стане Алатырского уезда только деревня Старая Сыресева на речке Котрасе.
Деревня эта уменьшалась на протяжении всего XVII века. Приток новых поселенцев не перекрывал убыли. В 1613/14 г. по переписи Гневаша Норова в деревне было в живущем 17 вытей и в пусте 4 выти. В 1623/26 г. было в живущем 8 вытей без чети, а в пусте 13 вытей с четью.
В 1623/26 г. в деревне было 26 тягловых дворов с 27-ю человеками (взрослыми тягловыми), да 2 пустых мордовских двора, да 3 пустых места дворов.
К 1671 году деревня уменьшилась: в ней в 10 дворах проживало «18 человек» (на самом деле 20, взрослых тягловых). В налоговом исчислении деревня была приравнена к выти с полувытью и с получетвертью.
С них полагался медвеный оброк с Якстырского ухожья в размере 2 пудов 18 гривенок, облагаемый пошлиной в 5 денег с пуда, кунишный и ясашный оброк в 4 гривны, воденой - в 6 алтын 4 денги. «Палонеником на откуп па 8 денег з двора». Ямских денег с выти «по 2 рубли по полутрети денги, да в даполнку в ясак по 4 алтына по 4 денги». В общем, можете попытаться посчитать (соотношения мер - см. в ч.25), а у меня почему-то не сошлось. По разумению писцов всего должно получиться «за живущими дворами всякого денежного платежю 4 рубли 18 алтын полчетверты денги и полполденги». Кроме того, с деревни полагалось стрелецкого хлеба 11 четвертей с тремя четверики ржи, авса па таму ж».
И вот, стало быть, следующее поколение обнаруживается в 1671 г. в деревне Староя Сыресева. В деревне отмечены братья Ариска, Якун(ка), Серешка Лукьяновы. По всей видимости, Якун(ка) Лукьянов был сыном Лукашки Понасева из деревни Нижней. В Сыресевой же за 1623/26 год никаких Лукьянов не отмечено.
Один из жителей деревни Староя Сыресева - Деняйка Ветганзин - прямо упоминается как выходец из деревни Нижней. Кроме того, из 10-ти дворов три были дворами выходцев из деревни Хмелевки (5 лиц).
Ко всему этому можно добавить, что имели место не только личные связи крестьян деревень Нижняя и Старая Сыресева Низсурского-и-Чукальского стана с деревней Хмелевка и одноименными деревнями Сыресева Верхнесурского стана. Деревни также обнаруживают родственные связи с крестьянами деревни Парадеева Верхолаторского стана (но я уже касался этого вопроса).
Деревни Старая Сыресева и Нижняя пережили время разинского восстания сравнительно благополучно. В 1671 г. писцы не упоминали здесь о погибших (кроме одного несчастного случая) по той причине, что ни в этих деревнях, ни в ближайших к ним не оказалось ни одного запустевшего по причине восстания двора. Хотя вокруг происходило много трагических событий, особенно за рекой Алатырем, всего в 30 км южнее. Были у некоторых жителей этих двух деревень погибшие родственники в более отдалённых пунктах.
Итак, потомки Лукашки Понасева переселились из деревни Нижней недалеко - они стали жить в деревне Старой Сыресевой. Но история пребывания Чекушкиных в Старой Сыресевой всё ж оказалась не очень продолжительной. Во второй половине 1680-гг. они покинули деревню. Это событие, как минимум, в одном случае привело к изменению социального статуса человека, а также и к изменению этнической самоидентификации его потомков.
Продолжение следует…
Источники (развёрнутые названия см. в посте «
Список источников к ч.25-…»):
1. Беляков А.В. Писцовая книга мордовских сел Кадомского у… /1614-30/
2. Писцовые книги Алатырского у. 1623/26, 1671, 1688 гг.
3. Парадеев Е.И. Писцовая книга В. Киреева и Г.Молчанова 1677-1678 гг. и др. сведения об Арзамасском уезде 16-17 вв... www.PARADEEV.com
4. Ревизии 1719 по н.п. прихода Воскресенского
5. Ревизия 1795 по Святительскому (Сабур-Мачкасы)
6. Ревизия 1795 по Ефимовке.