22.04.2023
Продолжаю движение по автодороге, что идёт от Саранска левобережьем Инсара в северном направлении. Окраину райцентра Ромоданово я уже миновал.
Вид на всхолмленное правобережье Инсара севернее Ромоданово, в направлении на деревню Козловку (она где-то в понижении между лесами):
Топоним Уришка - по-видимому, отображение миграции населения Темниковского уезда с запада на восток в начале XVII века (есть восточнее города Темникова речка Урей):
Справа видна верхушка церкви в селе Пушкино.
А прямо за перегибом холма и менее чем в километре от автодороги (западнее) расположено место заброшенной ныне деревни Ефимовки. По состоянию на начало 1791 года в Ефимовке жили мои непосредственные предки по линии Чекушкиных.
Однако же, на момент поездки мне это ещё не известно. Потому в Ефимовку я не повернул и ни одного кадра в её сторону не сделал.
А между тем, вырисовывается довольно интересный эпизод семейной истории, произошедший как раз в этих местах.
О событиях XVIII века в Ефимовке расскажу в другой раз, не в этом посте (в частности потому, что это было бы не по хронологии).
Церковь в селе Пушкино, оно же в старину - Воскресенское (зум):
Построена не ранее 1776 года (вроде как в 1802 г.). Скорее всего, мои предки ходили по праздникам в этот приход до 1791 года и в 1791 году. Может быть, и венчались здесь же.
Церковь с другого ракурса:
Вид вправо от дороги - на совхоз Атьминский (п. Ромодановский Махоркосовхоз), долины рек Инсар и Куря:
Проезжаю по мосту над небольшой речкой, именуемой как Большая Атьма. Взбираюсь на очередной крутой подъём. Место заброшенной деревни Ефимовки отсюда хорошо видно.
Образ пейзажа в сторону Ефимовки («кадр» через призму переноса воспоминания на бумагу):
Но по незнанию я смотрю больше в противоположную сторону. Обозреваю красоту долины Инсара и отмечаю при этом, что небо местами подозрительно синеет:
.
.
***
Итак, позади речка Большая Атьма и за ней место заброшенной деревни Ефимовки.
Приближаюсь к перекрёстку с поворотом на Ладу. Красивые здесь места:
Небо синеет в нескольких местах, в т.ч. вот и на севере. А ветер как раз оттуда.
Вообще, утром я надеялся, что доберусь до поворота где-нибудь к половине одиннадцатого. Но по причине встречного ветра добрался только к часу. И как ни старался экономить силы, измотался всё равно. Но не слишком, а так - вполне приемлемо для дальнейшего движения по маршруту.
Вблизи поворота какая-то красивая птичка предупреждает меня писком о приближении дождя:
.
Птица эта - краснозвездная варакушка.
От поворота мой путь идёт на северо-восток. Теперь ветер мешает не так сильно. Да и деревца вдоль дороги стали иногда появляться, хотя с ещё не вполне распустившейся листвой:
Одна туча синеет где-то на юге. Она меня уже не заденет. Другая - на востоке. Эта тоже мимо. А вот та, которая заходит с севера - она близко, и движется к дороге. Уже дождь хорошо виден буквально над ближайшим полем по левую сторону от меня. Но я успеваю убраться с пути и этой тучи. Дождь лишь чуть покапал вокруг меня вблизи железнодорожного переезда. В общем, проскочил я между двумя дождевыми тучками.
Ну, а раз я торопился выскочить из-под края облачности, то в Рожновке фотографировать ничего не стал.
Инсар, вид вверх по течению:
Вид в северном направлении:
На правом берегу Инсара расположено крупное село Лада. В нём две православные церкви. Первую из них, что стоит вблизи реки, я фотографировать не стал. Потому как представлена она простой коробкой небольшого одноэтажного и никак не декорированного здания, на который достроена только маленькая маковка.
Другой православный храм стоит в центре села:
Автобусная остановка представлена одним из типовых вариантов местного дизайна.
Резные украшения и наличники в мордовских сёлах и деревнях ничуть не хуже, чем в самом Саранске. С той только разницей, что окон с закруглённым верхом в деревянных сельских домах не имеется. Окна в сельской местности повсюду прямоугольные, в т.ч. и в Ладе:
.
.
.
.
Сразу за селом начинаются крутые склоны правобережья Инсара и его притока - речушки издревле именуемой как Куря (Курка):
Туда то дорога и идёт. Ну, не прям уж горный перевал. Но крутой подъём. Вообще, подъёмы на востоке Мордовии нередко имеют перепад высот больший, чем в Орловской области. На этом вот подъёме превышение верхушки над урезом Инсара составляет что-то около 85-87 м. А есть в близлежащей местности подъёмы и повыше.
Всё также продолжаю поездку в режиме экономии сил, и на наиболее крутой участок подъёма захожу пешком. Вообще, весь день пользуюсь по ходу движения только средней и меньшей передними звёздочками, на большую даже не пытаюсь переключаться.
Красивая очень вокруг местность. И вся всхолмленная, вся волнами.
Профили рельефа - не такие, как на известняковом севере Среднерусской возвышенности.
В Тульской или Орловской областях (особенно на её северо-востоке) подошвы склонов выражены резко, самая крутая часть подъёма - в нижней его трети, затем склон понемногу становится положе. А после резко выраженной бровки подъём быстро выполаживается, и дорога вскоре выходит на плакор.
Здесь же, на северо-востоке Мордовии формы рельефа другие. Подошва выражена менее резко, подъём начинается плавнее, менее заметно. Но крутизна нарастает всё же довольно быстро. И максимальна она не в нижней трети, а где-то выше середины подъёма. Столь резко выраженной бровки тоже нет. Склон поднимается к водораздельному пространству более закруглённым перегибом. И вот, весь ландшафт выглядит волнистым. А на этих огромных волнах бывают ещё заметны волны меньшего порядка.
Видимо, за отсутствием обширных пологих плакоров местами под распашку идут и такие склоны, которые по соображениям адаптивного земледелия лучше было бы не распахивать ввиду неизбежной потери гумуса.
Вон, например, какая вздымается «волна» с «волнами» меньшего порядка:
Вид в обратную сторону: на западе за долинами Инсара и его левого притока - речки Ладки - идут дожди:
Между прочим, строго по направлению дороги ближе к линии горизонта видна долина Большой Атьмы, вот там и расположено место вышеупомянутой деревни Ефимовки, в которой по 1791 г. жили мои непосредственные предки по линии Чекушкиных.
Вид на долину речки Куря:
Продолжаю движение на северо-восток и вскоре переваливаю через водораздел в долину правого притока Инсара. Передо мной - крутой спуск к реке, название которой - Иссера.
По сторонам стоят берёзки с прозрачной распускающейся листвой. И вроде ветер уже не столько встречный, сколько боковой. Да и то приходится на спуске понемногу крутить педали, чтобы поддерживать скорость на уровне 22 км/ч. Иначе ветер её гасит. И едва только берёзки по сторонам заканчиваются, как скорость при тех же усилиях падает до 12 км/ч - несмотря на то, что крутизна спуска в этом же самом месте возрастает!
Вот оно это место, а вдалеке видно село Резоватово и крутой-крутой подъём за Иссерой:
Превышение верха видимого впереди подъёма над урезом Иссеры - что-то около 100 м.
Вид с середины подъёма - домик на окраине Резоватово:
Название деревни образовано от мордовского имени Резоват (Ризоват).
Вид в обратную сторону (виден упомянутый спуск между берёзок):
Никакой вид транспорта - ни автомобиль, ни байдарка, ни пешкарус - не могут предоставить такой возможности познать-прочувствовать ландшафт на достаточно протяжённом маршруте, как возможно это на велосипеде. Вот и на сей раз для непосредственного познания местности велосипед оказался оптимален.
Начиная от окрестностей Пушкино и Ефимовки, я уже нахожусь в местах весьма и весьма интересных лично для меня в историческом контексте. Однако же, представьте, на момент поездки даже не подозреваю об этом!
С подъёма за Иссерой ещё различимы вдалеке и окрестности Ефимовки (но только с верхней части подъёма). И становятся видны другие интересные мне места, которые остались в стороне от маршрута:
Вон за долиной Инсара можно разглядеть зумом село Баево (на Инзере), слившееся с сёлами Оброчное, Рождественно, райцентром Ичалки и посёлком Кемля, а за всеми ними - лесное левобережье реки Алáтырь:
Православная церковь Михаила Архангела в Ичалках (зум):
Строительство этого большого храма велось в период с 1902 по 1921 гг. Храм связан с биографиями отца и деда патриарха Кирилла.
В Кемлю приезжал из своего болдинского имения А.С. Пушкин в гости к некоей барыне.
Болдинское имение А.С. Пушкина расположено всего в 40 км к северу от точки съёмки (правее кадра), за дремучими лесами левобережья Алатыря. Большое Болдино приходится ныне на юг Нижегородской области, но оно - совсем рядом с Мордовией. В болдинском имении А.С. Пушкин создавал выдающиеся произведения литературы. В том числе, «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
Конечно, я не стану пытаться в подробностях выяснять, где в пушкинской прозе содержится авторский вымысел, а где - авторская обработка сюжетов, ставших известными поэту. Отмечу только одно топонимическое наблюдение. Рассматривая произведение «Барышня-крестьянка» Г.Ф. Ковалёв указывает: «В черновиках А.С. Пушкин именует село Муромских (Прилучино) как Кистенёвку (то же название в Дубровском), а имение Берестовых (Тугилово) было в черновиках обозначено одной буквой - Б». Так вот, село Кистенёво имеется в 7 километрах севернее Большого Болдина. Стоит это Кистенёво при излучине озера-старицы в долине реки Чека. Даже если А.С. Пушкин придумал своих персонажей, то он, получается, вписал их красивую сюжетную линию во вполне реальный ландшафт!
Но, может, и не то чтобы придумал. Может, в самом деле была знакома А.С. Пушкину некая девица К.И.Т.? Может, и в самом деле произошла вблизи Большого Болдина подобная история? Искать ответы на эти вопросы не стану. Есть немало знатоков-пушкинистов, коим гораздо проще изучать соответствующие архивы.
А я ограничусь поиском ответов на те загадки истории, которые помимо меня вряд ли кто сейчас надумает разгадывать.
Вид с холма на юго-запад; видимый за Иссерой подъём дороги указывает направление на место Ефимовки, которое где-то на горизонте, а вдалеке - по центру и справа - хорошо видна долина Алатыря:
Да, рельеф здесь весьма пересечённый!
Мне то село Баево интересно в связи с историей происхождения фамилии Чекушкиных. Но лишь постольку поскольку, т.к. непосредственные мои предки в пределах известного и предполагаемого жили в других населённых пунктах.
Продолжаю движение на северо-восток. За перегибом подъёма оказался небольшой пологий участок местности.
Дождь меня здесь всё-таки застал. Точно напротив крайнего дома деревни Калиновки, расположенной слева вблизи дороги. Тут я укрылся под большой сосной справа от дороги и стал одевать мебранную одежду. Но пока переодевался, да переупаковывал рюкзачок, дождик закончился. Он только слегка окропил меня водой. И ненадолго вымочил поверхность асфальта.
Ветер после дождя стал потише.
Приближаюсь к пруду на речке Кондарше, а слева вдалеке заметна долина Алатыря:
В левой части кадра вдалеке за рекой Алатырем едва заметны Новые Ичалки. А ещё левее в понижении за деревьями не заметно Апухтино, весьма рано по меркам восточной Мордовии ставшее селом - в 1626/27 г.
По другую сторону дороги справа за прудом виден Резоватовский лес:
За Кондаршой ещё один крутой подъём. Амплитуда его на первый взгляд меньше, чем у двух предыдущих. Но подъём этот длиннее, и в результате набирается что-то около 75-80 м.
В былые века на водоразделах между водосборами Инсара и Нуи располагался гораздо больший и целостный лесной массив. В первой трети XVII века он отграничивал Тёмниковский уезд и анклав Арзамасского уезда от Алатырского уезда, в пространство которого я теперь и направляюсь.
Продолжение следует…
Источники (об Ичалках, Кемле, Большом Болдино, Апухтино):
1) Ичалковское благочиние.
http://www.sarep.ru/ichalkovskoe-blagochinie.html 2)
Безрукова Диана. Исследовательская работа «Гений русского слова В Мордовии и в Ардатовском уезде». «Алые паруса», 2014.
3) Ковалёв Г.Ф. Ономастический комментарий к «Повестям покойного Ивана Петровича Белкина» //Русский язык в школе и дома. 2006. - №3. с. 9-11.
4) Мордовский фронтир в зеркале приказной статистики (первая четверть XVII века). / ред. В.А. Юрчёнков и др. Саранск, НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2017.