продолжнение. см.
ч.0 и
ч.1.
Бывает, что протяжённая поездка особенно и не запоминается. А бывает, что совсем небольшая поездка оставляет впечатления, о которых приятно вспоминать. И вот вечером 11.07.93, пребывая в деревне Маслово, я отправился на велосипеде на три километра за деревню - к посёлку Восход. Это возвышенное место /поблизости ещё недавно стояла мачта тригопункта/. Здесь наблюдаю, как заходит Солнце, и выбираю точку, чтобы всего через несколько часов наблюдать его восход. Потом возвращаюсь в деревню, но в дом не захожу: вроде бы ушёл с местными встречать восход Солнца. Ну, это чтобы на утро никого не будить. Так-то молодёжь на Орловщине нередко отмечала солнцекараул мелкими хулиганскими выходками. Оно мне надо?
Вместо этого я притаился возле дома у куста акации. Сначала сижу на большом спиленном стволе ракиты. Когда становится холоднее, ложусь на нём: дерево греет. Иногда отхожу на поляну. С поляны лучше видно звёздное небо. Ночь лунная, тем не менее, со своим не шибко острым зрением я насчитал 500 - 600 звёзд (сбился со счёта). На западе сверкают зарницы. В какой-то момент доносятся раскаты грома.
Около пяти утра, когда уже рассвело, я выбираюсь из-под куста, оставляю в мазанке телогрейку и выезжаю к посёлку Восход. Восход на тот момент насчитывал не то два не то три жилых дома и яблоневые сады. Остальные здания были заброшены, разрушены и заросли бурьяном и кустами.
Я остановился, чуть не доезжая посёлка. В Маслово всю ночь небо было ясное, а тут, видимо, небольшой дождь был. Грунт влажный. Передо мной находится пруд, над ним колышется туман. За ним из-за горизонта должно взойти Солнце. Всходить то оно восходит. Но мне этого не видно: над самым горизонтом протянулась узкой полосой облачность. И по мере того, как Солнце всходило над горизонтом где-то там за тучей, туча столь же медленно наползала на небосвод.
Простояв так около часа, я так и не дождался появления солнечного диска. Замёрз немного. И отправился далее - чуть-чуть покатался в окрестностях истока Сухой Орлицы - т.е. у деревень Спесивцево, Зыкино, Лошаково. При этом дважды промочил ноги. Один раз - по щиколотку, перебираясь через верховья Сухой Орлицы. Другой раз - по колено, выбираясь по склону по мокрой траве…
Долина Сухой Орлицы выше Киреевки, окрестности Спицина и Пахомово очень понравились мне и позже - в ходе октябрьских поездок. Тишина. Не поют птицы, не стрекочут насекомые. Только издалека с трассы изредка доносится шум автомобилей. Местный дедок сгребает граблями сено метрах в 50 - 70. Отчётливо слышно, как шуршит сено. Деревья без листвы, поля убраны. Свежо. Ощущается какая-то светлая торжественная печаль. Есть, есть в октябрьских поездках своя прелесть!
12.08.93 я, наконец-то решился на поездку в Болхов. Расстояние до Болхова немного больше, чем до Мценска. Но Болхов находится в стороне от железной дороги. Стало быть, я не смогу воспользоваться электричкой, если устану, если поломается велосипед, или если вообще что-то пойдёт не так. Полагаться можно только на себя. По степени автономности эта поездка - существенный шаг вперёд.
Пластиковых бутылей ещё не было. Возить стекляшку на багажнике неудобно. И я приспособил для питья банку из-под «оранжа» алжирского производства. По объёму для поездки маловато, к тому же жестяная, т.е не лучшее, что можно было придумать. Но для первого варианта сгодилась.
Допустим, указатель «<Берёзки 1» несмотря на свою двусмысленность, всё же логичен. Это не «Берёзки-один» и не «Берёзки-первые», а «ТОО Берёзки, 1 км».
«Шедевр» нелепости дорожных знаков я застал у поворота на Злынь. Три стрелки-направления, и правая указывает, что там Орёл. Так я же из Орла еду! А вправо вообще никакой дороги нет! Вообще никакой, и перекрёсток тут Т-образный. Дороги только прямо - в Болхов, и налево - в Злынь.
Дорогу от Орла до Болхова можно было подразделить на четыре участка соответственно интенсивности движения. Первый - от Орла до Плещеево. Тут значительную часть пути приходится проделывать по обочине. Вторая - от Плещеево до Новосёловского поворота. Тут тоже нередко приходится съезжать на обочину. Третья - от Новосёловского поворота до Злынского поворота. Тут съезжать на обочину приходилось - иногда сообразно обстоятельствам. И, наконец, четвёртый - за поворотом на Злынь. Тут вообще можно было выстраиваться по центру асфальта, покуда не появится в отдалении атомобиль.
За перекрёстком дорога весьма пустынная. Изредка на скорости проносятся «Татры»-самосвалы. Они издалека распознаются по звуку - по характерному такому свисту. Такой ветер нагоняют, что порой по нескольку секунд можно вообще педали не крутить без потери скорости.
панорама Болхова, вид с юга. Кадр 2000 г.
Болхов оказался городом своеобразным. Частная застройка, старинные домики. Максимальная высота жилых домов - два-три этажа. Центральные улицы чем-то напоминают дореволюционные фотографии Орла. Болховские церкви, конечно, производят большое впечатление. Автомобильное движение неинтенсивное. Автобусные остановки в городе есть, но самих автобусов не видно, и вряд ли их тут вообще можно обнаружить. Жизнь в городе какая-то медленная, размеренная, неспешная, неторопливая. Многие знают друг друга по именам. Подъёмы-спуски в Болхове весьма крутые.
В книжном магазине купил книжку Ю.Супруненко «Горам навстречу». Вёз её домой, засунув под рубашку. Оказалось, очень интересная книжка…
Август. Речка Оптуха. Пешеходный мост между деревней Снецкая Лука и деревней Греково. Висит на тросах над рекой. Ширина - три доски, лежат близко друг к другу. В первый раз не рискнул по нему проехать. Пешком перешёл. Во второй раз всё-таки попробовал. Сначала всё нормально. Мост качается меньше, чем когда по нему пешком идёшь. Только, когда с одной доски на другую переезжаешь, чуть-чуть покачиваться начинает. И вот когда уже 2/3 моста осталось позади, переднее колесо попадает в трещину между досок. Сильный удар по ушкам вилки, а я через руль перемещаюсь на настил моста. Удачно упал: точно на настил, на четвереньки. Велосипед в перевёрнутом виде лежит седлом на мне. Не сразу его из щели смог вытащить. В последующем я перемещался по таким мостам более осмотрительно, потому как не охота в последующем таскать велосипед на газовую сварку. Проехал по аналогичному мосту через Оку у деревни Буланиха: настил там оказался ровный, без трещин. Ну а после этого проехать по металлическому подвесному пешеходному мосту в Сторожевом не составило труда.
Через Неполодь неподалёку от устья как то раз пришлось перебираться по стволу поваленного дерева.
Подобные непротяжённые поездки по малолюдной местности оставляли мне ресурс времени, достаточный для того, чтобы поупражняться в езде «без рук». Например, в августе 95-го я спокойно проехал таким образом в окрестностях Полозовских Дворов по грунтовке 4 км. Проехал бы и ещё полтора, но помешал ветер, и встречные грузовики. Одно время я даже мог тронуться с места, не держась за руль. Не в горку, конечно. И даже иногда удавалось полностью остановиться на велосипеде с безтормозной задней втулкой. Но это тоже, когда рельеф позволял. Впрочем, этими фокусами я никогда особенно не увлекался. В реальной поездке такие навыки не востребованы. А сейчас, когда руль полностью отпускаю, так не с первого раза удаётся ровно проехать несколько десятков метров. Дело навыка. Впрочем, я и налегке давно уже почти не езжу.
Примерно в это время впервые появились в продаже топографические карты-двухкилометровки. Очень кстати. В пути ими было неудобно пользоваться: они были оформлены не в виде брошюры, а в виде больших листов. Но в любом случае, они сильно помогали планировать поездки.
1994 г. стал пиком интенсивности поездок на «Десне». Особенно в период с конца июля по август: 744 км за 5 недель. Но по поездкам 1994-95 гг. либо вкратце рассказывать нечего, либо вкратце не расскажешь. Здесь упомяну только последнюю поездку сезона 94-го - в Болхов.
9.10.1994. До Болхова добрался вполне резво - за 3 часа 20 мин. Снова посмотрел Болхов.
Отмечу небольшой курьёз: помимо улицы Ленина в Болхове обнаружилось 5 Ленинских переулков. Вообще, надо отметить, что в районных центрах названия улиц однотипны - улицы Ленина, Свердлова, Урицкого, Дзержинского, Карла Маркса, Советская, Пионерская, Энгельса, Горького, Комсомольская и т.п. есть почти в каждом райцентре. Ну, или, во всяком случае, были. Шаблон!
Только собрался выезжать из города, как обнаружилась неисправность левой педали. Она стала заклинивать, и в конце концов её пришлось снять, оставив только штырь на шатуне. Кроме того, я постоянно испытывал проблему с клиньями. Имевшиеся в продаже клинья почему-то быстро стачивались, а в продаже они имелись не всегда. В данном случае шатун держался за счёт немного сточенного и забитого в паз болта (до конца сезона клинья в продаже не предвиделись). До Болхова его хватило… Но вот теперь клин уже расшатался. Пока немного. Но это только пока.
Едва выехал из Болхова, как сразу понял, отчего я так легко до него добрался. Ветер! Теперь он был встречный. И не утихает ни на минуту. Вдоль дороги узкие лесополосы из тополей стояли уже без листвы и продувались насквозь. Температура воздуха +7ºС, и ветер холодный. Продувает через рукава куртки. И одет я, в общем-то, легко. Носки тонкие, сменной одежды не то чтобы нет, но так закреплена на багажнике, что доставать не охота. А лучше бы достал. До Нового Синеца ветер был точно встречный, и я взмок. А затем нагрузка стала поменьше. Да ещё я глупость сделал - холодной воды из-под колонки попил во время небольшой передышки. И незаметно стал мёрзнуть. И руки мёрзнут, и ноги мёрзнут. От холода тянет в сон, и я начинаю клевать носом прямо на ходу. Попутный транспорт ловить бесполезно - это или легковушки или самосвалы. Дополз до Новосёловского поворота и без особого желания влез в рейсовый «Икарус».
М-да, а сейчас, думаю, фактор холода на меня бы не оказал такого воздействия в аналогичной ситуации. Некоторые выводы для себя я тогда сделал, во всяком случае, при невысоких плюсовых температурах стал брать и сменную одежду, и перчатки, и запасные носки...
(продолжение следует...) СТРАНИЦА ССЫЛОК