Иссык-Куль. ч.18: киргизские времена в музеях Чолпон-Аты и Каракола.

Nov 11, 2022 22:47


страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

17.07., 22.07.

Продолжаю повествование об экспозиции краеведческих музеев Чолпон-Аты и Каракола (Пржевальска). Пояснения к экспонатам музея Чолпон-Аты привожу без звёздочки, а к экспонатам музея Каракола - со звёздочкой «*».

В предыдущих двух частях обзора речь шла о временах, когда киргизов как таковых ещё не было ни в западном Тянь-Шане, ни на Иссык-Куле в частности. Т.е. о временах до монгольских завоеваний.

А где же были непосредственные предки современных киргизов всё это время? Такая постановка вопроса не вполне корректна, т.к. этногенез вообще не столь прямолинеен. Непосредственными предками современных киргизов были не только тюрки. Об этом ещё упомяну. Ну, а переформулировать вопрос можно так. Где же проживали до 13-го века, как минимум, те предки современных киргизов, которые разговаривали на языке, наиболее близком современному киргизскому, и которые в наибольшей степени соотносятся в этно-культурном плане с современными киргизами?

Облик древних кыргызов:





На основе китайских источников известно, что наиболее раннее письменное упоминание о киргизах приходится на 201 год до н.э., когда владения киргизов были завоёваны державой народа хунну.

В то время - около 2 тыс. лет назад - кыргызы (как они сами себя называют) жили немного северо-восточнее современной Киргизии. Они были расселены в тех пространствах современного Китая, где ныне расположены города Кульджа (Инин), Урумчи, Карашар, Карамай, Чингиль, а также местами по склонам Монгольского Алтая.

Согласно китайским источникам, внешность древних кыргызов была европеоидной, что в общем, может быть, как-то объясняет очень высокую долю гаплогруппы R1a в генотипе современных киргизов.

Этнические киргизы самим своим существованием наносят удар проявлениям пещерного национализма восточно- и западнославянского толка. Помнится, одно время на форумах присутствовали никак не лучшие высказывания с упором на то, что именно гаплогруппа Ra1 присуща именно славянам. Вероятно, это особенно грело душу польских националистов, т.к. среди славян именно у поляков доля этой гаплогруппы самая высокая, а тем паче, что поляки живут вблизи общего центра распространения славянских народов. Но вот же незадача всем им на голову сваливается в виде неожиданной «аномалии»: самая высокая доля гаплогруппы Ra1 в мире не у поляков, и даже не у славян, а у… некоторых народов Центральной Азии, Памира, Тянь-Шаня, в т.ч. у киргизов!

Это обстоятельство и в самом деле загадочно. Как получилось, что у современных киргизов - тюрок по языку и обладателей монголоидной внешности - этот гаплотип стал самым распространённым? Он мог попасть к тюркам от скифо-сарматских племён саков, например. Но как получилось, что этот гаплотип не стал столь распространённым у других тюркских народов, а стал таковым именно у кыргызов? Может быть, киргизы - это тюркизированные индоевропеские племена саков? Но почему в этом случае высокая доля гаплогруппы осталась - ведь в Средние века киргизы и кочевали, и взаимодействовали с многими другими народами? И почему нет столь высокой доли этой гаплогруппы у близких по происхождению к киргизам енисейских татар (хакасов) и у алтайцев? Ну, тут надо сказать, что не стоит судить о происхождении народа на основе всего одного генетического аллеля. Как бы то ни было, но этот вопрос пока остаётся без исчерпывающего ответа.

А.А. Клёсов полагает, что общий предок киргизов с аллелем R1a жил сравнительно недавно - в 7 веке ±3 века. Ну, а я сугубо умозрительно (может, и ошибочно) склонен полагать, что не исключена небольшая корректировка в сторону большей древности, подразумевая этим возможное наличие неких неучтённых факторов, затерявшихся в веках.

И выскажу ещё одно умозрительное предположение. Может быть, в какой-то период времени у киргизов было многоженство, причём массово? Причём жёнами мужей индоевропейского происхождения становились как представительницы индоевропейского происхождения (индоевропейские митохондриальные ДНК в киргизском генофонде присутствуют), но в ещё большем количестве жёнами становились представительницы одного или нескольких близких друг другу по языку тюркских племён? И за этот счёт некий индоевропейский язык уступил место более распространившемуся в обществе тюркскому. И внешность тоже. Это предположение-версия могло бы объяснить высокую долю гаплогруппы R1a, у кыргызов - довольно многочисленного тюркоязычного народа. А енисейские татары и алтайцы, может быть, претерпели затем ещё больший приток неиндоевропейского населения?

Согласно Большой Российской энциклопедии, переселение кыргызов на Енисей происходило во 2 - 1 вв. до н.э.

Несколько иначе отображает этот процесс карта-схема в музее Чолпон-Аты (её фото - ниже).

Согласно материалам краеведческого музея, под ударами эфталитов с запада и жужаней с востока кыргызы откочевали на север - на Енисей.

Эфталиты - загадочное происхождением объединение воинственных племён, среди которых в разных версиях предполагаются ираноязычные сако-массагетские, либо тюркские, либо монгольские племена. В 4 - начале 5 вв. эфталиты расширяли свои владения, но в середине 6-го века были разбиты войсками сасанидского Ирана и Тюркского каганата.

Жужани - разношерстное по племенному составу воинственое и жестокое объединение, сложившееся из разбойного альянса племён, правители которого разговаривали на одном из монгольских языков. Государство жужаней существовало с середины 4-го по середину 6-го вв. Жужани до поры до времени подчинили себе разные народы, в т.ч. и алтайских тюрков. Но в середине 6-го века восставшие тюрки нанесли сокрушительное поражение жужаням.

В результате, в 6-м веке киргизы образовали государство с центром на Енисее:



В 6 - 8 вв. государство енисейских кыргызов занимало пространство современных Горного Алтая, юга Кемеровской области, Хакассию, юг Красноярского края, запад Тувы.

Центром кыргызского государства в то время были степи Минусинской котловины.

Не случайно же современные киргизы своим обликом мне напомнили даже не столько казахов, сколько алтайцев!

С самого начала государство кыргызов не было вполне самостоятельным. Его глава носил титул «ажо», но подчинялся кагану Восточно-Тюркского каганата. В конце VII века ажо кыргызов Барс-Бек бросил вызов каганату, объявив себя каганом по имени Ынанчу Алп-Бильге. Собственно, это был первый кыргызский правитель, имя которого известно из письменных источников. Причём была уже в то время у киргизов некая руническая письменность. Имя ушедшего в мир иной Барс-Бека упоминается, в частности на каменной стеле, обнаруженной у озера Алтын-Куль (хранится в музее города Минусинска). Эта стела являет собой памятник Барс-Беку.

В 711 г. кыргызы потерпели поражение от войск Восточно-Тюркского каганата.

Усиление кыргызского государтва произошло в 840 г. На этот раз кыргызам удалось разгромить Уйгурский каганат и киргизы сами встали во главе огромного каганата.

Таким образом в 9-м веке образовался огромный кыргызский каганат. Его владения простирались от Ангары и левых притоков самого верхнего течения Лены на севере до пустыни Такла-Макан и Великой Китайской стены на юге, от Балхаша и Рудного Алтая на западе до Большого Хингана на востоке. Многие монголоязычные и тюркоязычные племена признавали в это время власть кыргызского кагана. Так это явствует из картографии краеведческого музея Чолпон-Аты. В годы кыргызского каганата, в 9 в. происходила миграция части кыргызских племён на верховья реки Или и в бассейн Тарима. Таким образом кыргызы появились на Тянь-Шане. Впрочем, речь пока, очевидно, идёт о восточной половине Тянь-Шаня, находящейся ныне в китайских владениях.

Могущество кыргызского каганата продолжалось около 70 лет (т.е. приблизительно-ориентировочно до 930 г.).

В 11 - 13 вв. Кыргызское государство оказалось представлено двумя участками. Первый находился примерно там же, где было государство енисейских кыргызов, прихватывая к тому же пространство современного востока Тувы и прилегающего к Горному Алтаю и Саянам края Монголии. Второй участок заметно схож с ареалом более раннего расселения кыргызов и приходится на верхнее течение реки Или и на окрестности современного города Урумчи. Так это явствует из картографии краеведческого музея Чолпон-Аты.

Государство кыргызов на Енисее было сметено монгольским завоеванием. Оставшиеся на Енисее кыргызы поучаствовали затем в этногенезе современных хакасов.

Кыргызы же, переселившиеся в регион Центральной Азии, стали в 13 - 15 вв. (после монгольских завоеваний Средней Азии) мигрировать на западный Тянь-Шань и к концу 15 в. стали господствующим этносом на Тянь-Шане, вобрав в себя и представителей автохтонных народов.

Уважаемые киргизским народом деятели разных времён:



Поминки Кокотой хана из эпоса «Манас» (картина в экспозиции краеведческого музея Чолпон-Аты):



Не берусь утверждать, насколько достоверно устный киргизский эпос воспроизводит реальные исторические события. Для этого его надо было хотя бы почитать внимательно. Но, безусловно, реальные исторические события нашли в нём отображение.

Макет традиционной киргизской юрты:



Интерьер киргизской юрты (макет):



По центру - наиболее почётное место. Справа от входа - женская половина юрты, слева - мужская. Конструктив, конечно, несколько упрощён в деталях. Но в целом макет очень сильно похож на реальную юрту (в этом ещё будет возможность убедиться).

Национальные киргизские костюмы:



Традиционные мужские головные уборы - калпак и тебетей **:



.



Женский головной убор - кеп такыя (к. 19 в.):




Древняя киргизская игра - тогуз коргоол:



Играется она двумя игроками посредством раскладывания многих каменных фишек по лункам в соответствии с правилами игры.

Музыкальный инструмент - жетиген:



Такой своего рода аналог русских гуслей или карельского кантеле. В древности имел 7 струн.

Добулбас - киргизский барабан, выполнявший военные и сигнальные функции:



Можно сказать, что добулбас - аналог некоторых африканских тамтамов.

Музыкальный инструмент из рога горного козла:



Глиняный чоор:



Ещё один духовой кыргызский инструмент - сурнай:



Тянь-Шань - одни из самых высоких гор в мире. И летом на их вершинах лежат снег и ледники. А зимой снежный покров распространён на значительной части Киргизии. Неудивительно, что в Киргизии применялись «когти для лазания в горы» (у альпинистов подобные приспособления вообще-то именуются «кошками») *:



Какой же кочевник без коня? Детей приучали умению держаться в седле с детства:



Седло с украшением - это, должно быть, для взрослого *:



И, разумеется, животноводство было важнейшей частью быта.

Опахало из конского волоса для отмахивания от насекомых:



Обтянутые кожей сундуки (14 в.) и посуда из кожи, наверху - коокор для кымыса:



Кожаная посуда для сметаны *:



Ручная зернотёрка *:



Деревянная посуда кочевников-киргизов:



.



.



Ступы и песты в краеведческом музее Каракола *:



Хотя Киргизия расположена вблизи регионов, где со Средних веков прочные позиции занимал ислам, тем не менее сами киргизы весьма длительное время не были мусульманами. Источники XVII века именуют их кяфирами. Некоторое усиление позиций ислама на Тянь-Шане происходило с середины 17 века, но особенно интенсивная исламизация произошла в период власти Кокандского ханства. К концу 19-го века киргизское население в основном склонялось к исламу.

Коврик (затрудняюсь сказать, молитвенный или какой-то ещё):



Во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. киргизы, несмотря на упорное сопротивление, были захвачены Кокандским ханством.

Продолжение следует…

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

5. Киргизия

Previous post Next post
Up