Иссык-Куль. ч.13: Чолпон-Ата, музей петроглифов.

Nov 03, 2022 21:50

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

20 июля 2022.

По словам работника музея, свыше 30 тысяч лет назад в ближайшей полосе гор разрыва ещё не было - то была естественная «дамба», за которой располагалось озеро:



.



Но около 30 тысяч лет назад «плотину» прорвало. Водный поток устремился вниз по уклону и принёс с собой много-много валунов, которые лежат поныне. На протяжении тысячелетий на поверхности камней возникла патина. А затем люди стали наносить на поверхность камней рисунки. Эти моренно-озёрные отложения на многие века стали настоящей мастерской художников под открытым небом.


Вообще-то, петроглифы известны по всему северному побережью Иссык-Куля, но только у Чолпон-Аты и у Орнека собрание петроглифов в каждом случае включает более тысячи рисунков. Народы сменяли друг друга: племена андроновской культуры, саки, усуни, тюрки. Но рисунки на камнях продолжали создаваться. И ныне учёные находят в одной большой «картинной галерее» три техники создания петроглифов. Одна из техник заключалась в создании рисунка посредством аккуратного процарапывания патины. К культуре сменявших друг друга народов методы создания рисунков не привязаны чётко. И во многих случаях остаётся неизвестным, который же именно народ создал тот или иной петроглиф.

Место было особенным в культуре народов. Помимо петроглифов здесь же были созданы в древности и захоронения, и некие сакральные места.

Но для науки археологический комплекс был открыт В.В. Бартольдом и его помощником С.М. Дудиным в результате путешествия в Среднюю Азию в 1893-94 гг. Позже приехал в эти места русский дедушка (так уважительно назвал его экскурсовод). Самому будущему экскурсоводу в то время было 12 лет.

К сожалению, я не запомнил со слов, как звали исследователя, помню только, что фамилия его вроде как начиналась на букву «В». Наверное, речь идёт о Д.Ф. Виннике - историке АН Киргизской ССР.

Русский дедушка проделал огромную работу по систематизации археологического комплекса, пронумеровав каждый камень. А наш экскурсовод по сути стал его преемником и продолжил его дело по сохранению археологического наследия.

Текстовую часть данного поста я составлял в т.ч. и со слов работника музея (и экскурсовода в одном лице), насколько смог запомнить его рассказ.

Датировка петроглифов во многих случаях весьма приблизительна. Самое большое по размеру изображение было создано в период с VIII в. до н.э. по V в. н.э. По словам нашего экскурсовода - это шедевр, какого более не найти во всём регионе Средней Азии:



В-первых, размер камня. Около 4 квадратных метров поверхности представлено петроглифами. Петроглифами, очень ясно читающимися, довольно хорошо сохранившимися. Кстати, угол съёмки и точка зрения весьма влияют на то, сколь хорошо видимым получится изображение. Изображена на камне сцена охоты на архаров. Интересной особенностью данного петроглифа являются изображения барсов. Во всяком случае, так утверждал экскурсовод, отмечая при этом же, что барсы нигде ныне не приручены, а вот на камне изображены как охотничьи животные. Вообще, барсы, насколько можно понять, весьма уважаемы киргизами, ведь первый известный по имени предводитель киргизов именовался как Барс-Бек.

Снежные барсы и ныне обитают в Киргизии, но разумеется, это очень редкий зверь. Горные козлы - архары - тоже пока обитают в горах Киргизии, хотя и страдают от браконьеров.

Ныне весь этот археологический комплекс, расположенный возле Чолпон-Аты, весьма известен, публикации о нём выпущены в разных странах. По словам экскурсовода, приезжали однажды две 80-летние бабули с учёными степенями из Новосибирска и час стояли перед каким-то камнем, его рассматривая.

Изображение горного козла (I тыс. до н.э.):



«Всадник на верблюде» (6 - 9 вв. н.э.):



Тоже, так понимаю, изображение верблюда:



Изображение горного козла (6 - 10 вв. н.э.):



И ещё одно изображение горного козла, более позднее (10 - 15 вв. н.э.), но только на этом рисунке ещё и кто-то едет верхом на козле:



Экскурсовод рассказывает нам о том, что мы видим вокруг… :



…и ведёт нас далее по экскурсионной тропе:



Музей петроглифов помимо валунов с древними рисунками предоставляет вниманию посетителей и другие объекты. Наряду с петроглифами на этом же самом пространстве древние народы создавали и захоронения, и каменные круги некоего сакрального предназначения, и небольшие курганы. Могильник саки-усуньского периода (8 в. до н.э. - 5 в. н.э.):



Изображение оленей (7 - 1 вв. до н.э.):



.



Ещё одно изображение оленя, тоже датируется 7 - 1 вв. до н.э.:



А на этом камне - художественная попытка запечатлеть целый сюжет: человек ведёт верблюда за поводья, здесь же можно отыскать всадника на лошади, пешего человека, собак и горных козлов (6 - 10 вв. н.э.):



И хотя, конечно, точность передачи события уступает фотографии, но вот зато долговечность передачи зрительной информации впечатляет.

Сцена охоты на горного козла (7 - 3 вв. до н.э.):



В музее представлены и балбалы - все эти изваяния относятся к тюркскому периоду:



В древности они были своего рода надгробными памятниками усопшим.

Относительно версии, будто бы балбалы ставились в честь поверженных врагов, я высказывал сомнения ещё после поездки по северному Казахстану в 2013 г. Теперь же, после посещения Киргизии я ещё более укрепился в отрицании таковой версии. Видите ли, выбрать подходящий камень, установить его в нужном месте, придать камню черты усопшего человека, да ещё и быстро, насколько это возможно - на это требовались не только физические усилия, но и некоторое мастерство. Кто бы стал так стараться ради почестей некоему ненавистному врагу? Нет, это были памятники в честь своих уважаемых людей:



Не все балбалы избежали вандализма, этот вот пострадал ещё до того, как его привезли в музей:



Конечно, трудно сказать наверняка, но, наверное, вот этот балбалы был создан по образу добродушного ну или широкой души пожилого человека:



А вот на этих балбалы детали труднее разглядеть:




Вообще, в камне усопшие изображены были вместе с оружием - с ножом, а в данном случае также изображения рук очень хорошо видны (и на других балбалы они есть):



Ещё несколько изваяний, явно претендующих на отображение портретного сходства:



.




Как правило, в камне отображены были мужчины. Но вот, по словам нашего экскурсовода, безусловно уникальный шедевр - изображение некоей царицы:



Это изваяние экскурсовод привёз в музей сам, и очень рад, что ему удалось сделать такую находку. Как рад он и тому, что сам отыскал среди валунов музейного комплекса несколько уникальных петроглифов.

После экскурсии мы ещё побродили сами по пространству музея. Экскурсионный маршрут - он в общем-то небольшой по протяжённости, а пространство музея много обширнее. Можно самому почувствовать себя немного исследователем, стараясь найти на камнях какие-нибудь изображения. А они встречаются тот там, то там. Как правило, на вертикальных поверхностях валунов:



.



И совсем нетрудно понять, почему. Хотя на территории музея запрещено лазить по камням, и на информационном стенде это указано…:



…, но действие сие происходит время от времени в силу несознательности отдельных посетителей - это очень чётко видно по поверхности плоских камней с нарушенной патиной:



.



Кстати, на одном из осмотренных нами во время экскурсии камней патину каким-то образом вроде как удалось восстановить реставраторам.

Бродят в пространстве музея под открытым небом и другие посетители:



Пересекает пространство группа из трёх всадников:



В основном, конечно, археологический комплекс посещают люди, понимающие его историческую и культурную ценность. Поэтому актов вандализма заметно немного. А именно. Следы краски на одном из балбалов, пара небольших надписей в духе «здесь был такой-то» тупорылый.

Какая-то птичка наблюдает за происходящим, сидя на камне:



А камней здесь - множество! Есть и просто огромные валуны:



.



При желании бродить здесь можно долго-долго:



Продолжение следует…

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

5. Киргизия, 9.балбалы

Previous post Next post
Up