Размышления о Казахстане в связи с событиями начала 2022 г.

Jan 18, 2022 01:58

.

События начала 2022 года, произошедшие в Казахстане, помимо всего прочего наглядно выявили не только наиважнейшую стабилизирующую роль России и ОДКБ в среднеазиатском регионе, но также и стабилизирующую роль русского этноса в пространстве Казахстана.

Взгляните на карту: самые ожесточённые беспорядки произошли в центрах тех областей Казахстана, где доля русского населения невелика - в Алма-Ате, Толды-Коргане, Джамбуле, Кзыл-Орде, Актобе, очень напряжённая ситуация складывалась в Шимкенте. Да и начались выступления (поначалу мирные ещё) в Жанаозене, где доля русского населения очень мала.

И, наоборот, в регионах с высокой долей русского населения события не вышли за рамки митингов - в Петропавловске, Костанае, Кокчетаве, Караганде, Уральске обошлось без массовых беспорядков. В крупных городах Прииртышья (с высокой долей русского населения) обстановка была напряжённой, однако же не за счёт горожан, а за счёт лиц, вдруг приехавших в эти города извне.


В этой связи можно обратить внимание на ошибочность курса постсоветского казахстанского руководства на ускоренную казахизацию населения.

Но прежде того можно упомянуть, что в начале 1990-х гг. именно глава Казахской ССР - Н.А. Назарбаев - меньше, чем кто-либо из коллег его уровня желал распада СССР. Когда Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич втихоря от всех упразднили СССР, учредив вместо него СНГ, то Н.А. Назарбаев сразу же попросил о вступлении Казахстана в СНГ. К сожалению, центробежные процессы в тот период истории были сильны, и СНГ слабо им противодействовало.

К моменту распада СССР доля русского населения Казахстана (включая украинцев и белорусов) составляла 44%. Многие уехали сразу же. Отток русского населения продолжился и в дальнейшем. Что тому причиной?

Во-первых, минусом казахстанских реалий является клановость общества (хотя и менее выраженная, чем в государствах Средней Азии). Ещё во времена СССР она привела к формированию властных структур республики по национальному признаку. А после распада СССР многочисленные представители русского этноса в Казахстане де-факто оказались ущемлены в возможностях получить представительство во власти, устроиться на работу в госструктурах, получить где-либо руководящую должность.

Во-вторых, как негативное явление можно оценивать трансформацию границ областей и районов таким образом, чтобы в каждой административной единице доля русского населения выглядела как можно меньшей. Вообще-то, такое явление носит название джимиринжеринга. В качестве наглядного примера можно привести создание района имени Магжана Жумабаева на севере Казахстана. До 1997 года на его месте было два района. Булаевский был населён в основном русскими - потомками казаков Сибирской казачьей линии и потомками крестьян-переселенцев. Казахи к северу от Камышловского лога в лесистой местности не селились. Предпочитали расположенные южнее равнины. И вот к югу от Булаевского района располагался Возвышенский район, немалую часть населения которого составляли казахи. В 1997 г. Булаевский и Возвышенский районы были объединены в один административный район - с 2000 г. район им. Магжана Жумабаева. В результате получилась такая картинка, что русское население в районе составляет менее 2/3, хотя на самом деле к северу от Камышловского лога доля его много выше, а к югу - существенно меньше, чем 2/3.

Третье негативное явление, происходившее на территории Казахстана в последние три десятилетия - это всевозможные переименования русских (и не только русских) названий населённых пунктов в казахские. Разумеется, они преподносятся в виде возвращения исторических названий. Хотя на самом то деле нередко можно обнаружить, что та или иная деревня изначально именовалась, например, Заборовкой, а её теперешнее казахское название изначально относилось не к населённому пункту, а к некоему урочищу, причём таковое может даже не совпадать в пространстве с населённым пунктом. В некоторых случаях были нелепым образом «исправлены» исконные русские названия на что-то несуразное (город Петропавловск - в Петропавл, город Семипалатинск - в Семей и др.). Всё это, увы, нисколько не способствует сохранению исторической памяти как таковой.

В-четвёртых, своего рода межэтническим клином становится перевод казахской письменности с кириллицы на латиницу. И с точки зрения преемственности развития и целостности казахской культуры целесообразность этого перевода на латинский шрифт абсурдна. Многими десятилетиями казахи пользовались кириллицей (попытка создания латинского алфавита в 1930-х гг. оказалась неудачной, и латиница не прижилась). И вот теперь их заставляют осваивать грамотность своего собственного языка заново. Это так, чтобы лучше представить, всё равно, что заставить население Англии пользоваться индийским алфавитом вместо английского. Мало кому понравится.

Собственно, и переименования населённых пунктов Казахстана, и перевод письменности на латиницу, по-видимому, произошли не без происков со стороны турецких эмиссаров.

И, в-пятых, что бросается в глаза - это замещение уезжающего русского населения казахами-переселенцами из других стан Средней и Центральной Азии. Русскоязычные специалисты покидают территорию Казахстана, а приезжает бедное население, причём менее грамотное и, по-видимому, с некоторой долей опасных элементов. Всё это не идёт на пользу социальной и, в частности, криминогенной обстановке. И создаёт опасность движения социальных реалий Казахстана в худшую сторону.

Конечно, все перечисленные негативные моменты (и сам курс на ускоренную казахизацию) так или иначе вызваны и некоторыми причинами внутри Казахстана, и пропагандой тех внешних сил, которые стремятся воспрепятствовать сближению России и Казахстана.

Реально, ни Средняя Азия, ни тем более территория Казахстана никогда за последние полтысячи лет не представляли сами собой влиятельного геополитического центра. Не вдаваясь в глубокую древность - во времена монголов, тимуридов и ойратов, остановимся на текущем моменте.

В сущности, Казахстан может выбирать с которой из нескольких сторон, претендующих на влияние в среднеазиатском регионе, ему сближаться. Претенденты: на севере Россия, на востоке Китай, на юге комплекс Пакистана и Афганистана, на западе Турция и кроме неё США и Лондон.

Что касается Пакистана и Афганистана, то события начала 2022 года очень наглядно показали, чем обернётся для Казахстана усиление их влияния. Надеюсь, всем в Казахстане уже очевидно, что это - совершенно нежелательный вариант.

Запад, главным военно-политическим центром которого является США, явственно тоже внёс свой вклад в дестабилизацию обстановки в Казахстане в начале 2022 г. Суть двусмысленных высказываний западных политиков выдаёт их желание погрузить Казахстан в хаос по майданному образцу. Это, например, проявляется в посылах относительно того, чтобы выпустить на свободу задержанных во время беспорядков в Казахстане лиц; то бишь по сути западные политики потребовали выпустить радикалов и террористов, которые опять же взялись бы за прежнее (во время киевского майдана, напомню, подобное уже было).

Турция не может похвастаться, что часто дотягивалась своим геополитическим влиянием до среднеазиатского региона. Но и того, что уже случилось в истории, достаточно понять, что роль Турции в регионе сугубо деструктивна. Это касается и организации турецкими агентами межэтнического кровопролития в Средней Азии в 1916-м году. Турецких же агентов можно подозревать в разжигании межнациональных конфликтов на территории СССР - в Закавказье, Казахстане и в Средней Азии - во второй половине 1980-х гг. В реализации отмеченных выше джимиринжеринга и замены алфавита тоже.

Вот и остаётся у Казахстана на выбор только Россия и Китай. Но что касается Китая, то взаимоотношения казахского этноса с Поднебесной не так уж и просты. Чтобы не вдаваться излишне в этот вопрос, можно вспомнить казахскую поговорку: «китаец придёт, так русский родным отцом покажется». Часть казахов и сейчас проживает на западе Китая. Но сложная этническая картина в Синьцзяне - обособленный клубок всевозможных вопросов. Синьцзян - непростое место для Китая (в Лондоне, Вашингтоне, Токио это знают и пытаются осложнить положение Китаю политическими манипуляциями на теме Олимпийских игр, а Анкара за этим, конечно же, с интересом наблюдает).

Китай же, ради своих позиций в Синьцзяне, скорее всего, не будет возражать против усиления российского влияния в пространстве Казахстана и Средней Азии. Ведь именно Россия во второй половине XIX в. помогла Китаю удержать Синьцзян. Совместно России и Китаю проще стабилизировать своим влиянием Среднюю и Центральную Азию.

Россия, между прочим, на фоне других геополитических центров положительно выделяется уважительным отношением к культуре различных этносов. За время пребывания в границах царской России и СССР казахский народ получил не только масштабное растениеводство и развитую промышленность, но и медицину, развитую инфраструктуру, письменность, а вместе с ней - и книжную, и кинематографическую продукцию...

Дело, видимо, в особенностях русского менталитета, в котором уживаются гордость за исторические достижения народа с интернационализмом и уважением к представителям других народов.

Вот и получается (даже без учёта экономических бонусов), что не только Россия заинтересована в интеграции с Казахстаном, но и Казахстан заинтересован в интеграции с Россией.

Для интеграции необходимо исправить ошибки трёх десятилетий. Упрочнить положение русской диаспоры с тем, чтобы представители её более не уезжали из Казахстана, но своим присутствием оказывали стабилизирующее действие на ситуацию и способствовали интеграции России и Казахстана. Кое-где, может быть, уместно создать и условия для возвращения русского населения и некоторого повышения его доли - с той же целью, а также с целью сохранения элементов русской культуры.

Собственно, как появилось государство Казахстан? В самом кратком изложении предыстория его такова. До 5 декабря 1936 г. и Казахстан, и Кыргызстан были частью Российской Федерации (да, с 1920-х гг. это были АССР, но в составе РСФСР). В 1991 г. СССР развалился, и само собой из Казахской ССР (вовсе не стремившейся к независимости) вдруг получилось государство Казахстан.

Сейчас, после событий начала 2022 года, в СМИ высказаны мнения (см. здесь: 1 ; 2 ) о необходимости федерализации Казахстана.

Вообще-то, административное деление Казахстана и в самом деле оставляет желать лучшего. Ведь требуется никак не ускоренная казахизация общества, а территориально-дифференцированный подход к вопросам, связанным с особенностями этнического состава (напр., к вопросам среднего образования). И решение их обязательно должно быть сопряжено с той целью, чтобы обеспечить дальнейшую интеграцию России и Казахстана с сохранением доброжелательных взаимоотношений между представителями разных этносов и с сохранением культур разных народов.

И вот, затрудняюсь, о чём уместнее в данном случае вести речь - о федерализации или же о регионализации. Мне трудно судить о конкретных мерах, необходимых в том или ином пространстве. Равно и о том, на котором уровне государственного устройства соответствующие решения должны быть прописаны. И поэтому порассуждаю не о форме устройства, а только о конфигурациях территорий, возможных в ходе административно-территориального преобразования Казахстана.

Собственно, территорию Казахстана можно представить в виде следующих больших пространств, различающихся по особенностям этнического состава.

1. «Русско-казахские регионы» - назовём так обширное пространство (на казахстанском севере и востоке) с высокой долей русского населения при высокой же доле казахского населения. В целом русское (с украинцами и белорусами) население и по сей день, несмотря на депопуляцию, составляет большинство. Казахское население представлено казахами Среднего жуза, отчасти обрусевшими и даже отчасти перешедшими в православие. В целом, всё это вместе взятое - наиболее европеизированное население Казахстана, представляющее собой довольно целостное пространственное явление.

В пределах пространства можно даже обозначить небольшие территории, где доля русского населения, очевидно, даже выше, чем в среднем по Российской Федерации. Это - некоторые пространства Рудного Алтая, сельская местность к северу от Камышловского лога и от Петропавловска, и ещё некоторые локальные участки местности в пространстве северного Казахстана. Все эти территории сами по себе слишком малы, чтобы из них где-либо можно было сформировать область, причём целостную. А с другой стороны, эти участки не имеют обособления (пространственного, физико-географического, этнического) не только от российских регионов, но и от прилегающих пространств самого Казахстана. Скажем, обособив сельское пространство к северу от Камышловского лога, сразу же придётся задаться вопросом - а как же прилегающие к нему Петропавловск или Смирновский район? И там, и там русское население живёт веками, преобладает (хотя и не в столь высокой пропорции), а природа всё такая же как юге российской Западной Сибири, и архитектурный облик городов тоже весьма похож.

Да, границы между РСФСР, Казахской ССР, Киргизской ССР в ленинско-сталинские времена были проведены искусственно - с тем, чтобы разорвать на части идеологически чуждую тогдашней власти социальную среду полос уральских, сибирских, семиреченских казачьих селений. Но теперь едва ли можно представить, чтобы Казахстан передал какие-либо приграничные районы в состав субъектов Российской Федерации, например, в качестве жеста доброй воли. В общем, всё обозначенное пространство приходится рассматривать как целое.

При переформатировании административных границ (в разрез с политикой джимиринжеринга) на этом пространстве могут появиться (в новых границах) небольшой столичный округ, Костанайская, Петропавловская, Кокчетавская, Целиноградская, Карагандинская, Павлодарская, Семипалатинская и Рудно-Алтайская области.

Всё это пространство желательно ещё вытянуть уступом на юго-запад от Караганды по малолюдным местам до космодрома Байконур. С тем, чтобы состыковать с анклавом Байконура. А так же и на перспективу, т.к. при интеграции возможно появление транспортных путей к Байконуру от Караганды и некоторое повышение доли русского населения вдоль этого транспортного пути.

2. Территория Байконура - небольшое пространство, арендуемое Россией в качестве космодрома. Де-факто полностью вовлечена в жизнь Российской Федерации.

3. «Казахско-русские регионы Семиречья» - пространство на юго-востоке Казахстана. Население (в основном) - казахи Старшего жуза и меньшая доля русского населения. В постсоветское время она здесь очень заметно снизилась. Но именно здесь, в не очень-то спокойном регионе особенно желательно возвращение русского населения с целью стабилизации региона на стыке Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана и с целью усиления процессов интеграции. Хотя, конечно, меры, направленные на это, должны быть очень аккуратными, продуманными и взвешенными. При некотором переформатировании границ здесь могут образоваться Притяньшаньская (с Алма-Атой), Толды-Корганско-Зайсанская области. На северо-восток эту группу регионов уместно вытянуть до Рудно-Алтайской области, а на юго-запад узкой полосой - до меридиана Ташкента в соответствии с расположением казачьих станиц и деревень переселенцев XIX - XX вв.

К этой же территории можно отнести узкую полосу северо-западного побережья озера Балхаш.

4. «Казахско-русские регионы западного Казахстана» - неширокая полоса, прилегающая к югу Оренбургской области Российской Федерации. Население представлено казахами Младшего жуза и меньшей долей русского населения. А на правобережье реки Урал у города Уральска, возможно, до сих пор сохраняются участки с преобладанием русского населения, о чём затруднительно судить ввиду джимиринжеринга. При переформатировании административных границ может возникнуть Уральско-Актюбинская область.

На каспийском побережье Казахстана в эту же категорию можно отнести город Актау и город Атырау. В Атырау доля русского населения невелика - всего около 1/10. Но, возможно, оно всё ещё как в старину проживает преимущественно в правобережной части города. В этом случае, можно обособить часть города на правобережье до статуса отдельного города, вернуть ему историческое название Гурьев, а остальную (большую) часть города оставить как Атырау и не включать этот Атырау в перечень «казахско-русских регионов западного Казахстана». Принципиальной проблемы в преобразовании города на два нет - ведь можно жить на одном берегу реки, а работать на другом.

5. «Казахские регионы южного Казахстана» - пространство с городами Шымкент, Туркестан, Джамбул, Кзыл-Орда. Регион с населением, представленным казахами Старшего и Среднего жузов и небольшими этническими меньшинствами. Плотностью населения, особенностями этнического состава и физико-географическими условиями дифференцируется на юго-запад и северо-восток.

6. «Казахские регионы западного Казахстана» - большое малолюдное пространство, населённое в основном казахами Младшего жуза. Можно представить в виде двух переформатированных регионов с центрами в Атырау и Жанаозене.

Примерно всё это вместе взятое можно выразить в виде следующего рисунка, обобщённо отображающего долю русского населения:



Необходимо отметить, что Россия, очевидно, не станет отделять от Казахстана какую-либо часть территории. При наличии экономической и политической интеграции с Казахстаном, при наличии условий для устойчивого сохранения русской культуры и русской диаспоры в Казахстане.

Потому что Россия - это не региональная держава, но один из основных геополитических центров мира. Северная часть Казахстана предоставляет России транспортные и экономические связи между восточной и западной частями страны (и не только). Но забрав её, Россия очень сильно рискует потерять и остатки русского населения на юге Казахстана, и геополитическое влияние в Средней Азии, и перспективу на транспортные коридоры в направлении Индии. Если же наряду с севером Казахстана Россия заберёт ещё и юго-восток, то всего этого можно как-то избежать, но вместе с этим Россия получает очень сложную социальную ситуацию на крайнем юге, а оставшееся не присоединённым пространство всё равно будет создавать большую геополитическую угрозу, глубоко вклиниваясь в направлении Поволжья. А вот интеграция России со всем Казахстаном снижает угрозу и для России, и для Казахстана.

Поэтому наилучшим вариантом развития выглядит экономическая и политическая взаимовыгодная интеграция России (и Беларуси, разумеется) со всем Казахстаном при создании необходимых условий для устойчивого сохранения многочисленного русского населения в Казахстане.

.

Поскольку на этот пост гарантированно набегут всевозможные тролли, то возможность комментариев к нему отключаю.

Previous post Next post
Up