Алтай. ч.40: Бийск, 1949-1979.

Jun 11, 2020 00:28


страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

Содержание части 40-й алтайского повествования составлено преимущественно на основе рассказов А.С. Чекушкина.

.

Бийск Аркадий Степанович впервые проезжал летом 1949 года - когда приехал по распределению на Алтай. И когда вместе с ним на Алтай приехали жить и его родители - Степан Мартынович и Юлия Павловна. В последующие годы в Бийске он оказывался нередко.

Бийск - такой старинный русский город - являл собой место, где необходимо было пересесть с одного транспорта на другой. Но не только железнодорожный вокзал являлся точкой пересадки.

Бийск, в частности, запомнился Аркадию Степановичу и колоритной территорией, прилегающей к речной пристани.


Здесь было людно. Было много павильончиков. Продавалась помимо прочего медовуха. Если выпьешь пол-литровую кружечку - в голове «шумит». И ещё там было много извозчиков. Они подходили к потенциальным пассажирам, интересовались, куда надобно.

Под словом «медовуха» в русском языке вообще подразумеваются очень разные напитки. Алтайская медовуха, стало быть, алкогольный напиток крепче пива.

Алтайская медовуха - раз о ней зашла речь - напиток примечательный. В каком плане? Пьётся легко, но имеет одно свойство. Голова ещё ясная, но вот при попытке встать из-за стола ноги не слушаются, как-будто ватные становятся. Голова соображает хорошо, а встать трудно.

Напиток сей в те годы был распространён не только в Бийске, но и в Сростинском районе тоже.

.

Так вот, в Бийске Аркадию Степановичу случалось оказаться много раз. Через Бийск он уезжал в северном направлении летом 1950-го года в авантюрную поездку за вторым высшим образованием. Бийск - ближайшее место к Сросткам, от которого ходят поезда.

.

Годом позже в Бийск приехала по распределению Клавдия Максимовна и стала работать в аптеке. А здание аптеки располагалось вблизи железнодорожного вокзала. Заведующий управлением аптеки был Шитиков.

Жила Клавдия Максимовна в доме местной жительницы по имени Анна. Хозяйка была хорошая, добрая, понимала, что молоденькая девушка оказалась одна в ещё незнакомом краю.

За работу в аптеке полагалось около 400 рублей, но из них часть суммы вычиталась в счёт оплаты квартиры, и на руки Клавдия Максимовна получала около 300 рублей (это были рубли ещё до реформы 1961 года). Клавдия Максимовна сделала прошение, чтобы её перевели работать в село, где бы не требовалось делать вычет за проживание. Разрешение она получила. До Нового года она приехала в село Сростки, а вскоре - в начале 1952 года - познакомилась с Аркадием Степановичем.

.

Аркадий Степанович в те годы учился в НИИГАиКе.

Сестра Василия Макаровича Шукшина - Наталья - поступив в 1950-м на то же самое отделение НИИГАиКа, отучилась один год (1950-51) и перешла затем учиться в Бийский педагогический ВУЗ на физмат. В Бийске она училась, а затем работала в Бийске в техникуме.

С Бийском связаны биографии и ещё нескольких однокурсников Аркадия Степановича по НИИГАиКу - Вольта Бастрикова, Бориса Каракишишева, Николая Агеева.

.

На втором курсе в начале 1952 года Аркадий Степанович и Бастриков Вольт поехали сначала в Бийск - в гости к Вольту. А потом в Сростки, в гости к родителям Аркадия Степановича - к Степану Мартыновичу и к Юлии Павловне. Вот тогда-то Аркадий Степанович и познакомился с Клавдией Максимовной (поженились они через год в Сростках; см. ч.36: Сростки, 1949-54).

А после зимних каникул второго курса Аркадий Степанович возвращался учиться в Новосибирск. В Бийске он вместе со сростинцем Квасовым садился в поезд «Бийск - Томск». И этим же поездом ехала Мария Шумская. К тому времени Аркадий Степанович был с ней хорошо знаком как с подругой Натальи Шукшиной. Так, собственно, и получилось два примечательных снимка на бийском перроне (об этом эпизоде речь уже была - см. ч.36: Сростки, 1949-54):



...А также и фотографии с Аркадием Степановичем и с упомянутым Квасовым, отснятые, должно быть, руками Марии Шумской:



.


.

В последующем (в 1952-54 гг.) через Бийск Аркадий Степанович неоднократно добирался из Новосибирска в Сростки и из Сросток в Новосибирск.

Летом 1953 года в Бийском доме отдыха отдыхала его мама - Юлия Павловна:



.

А в июле 1954 года напротив Бийска студенты НИИГАиКа по завершению 4-го курса проходили лётную практику.

Пятеро из студентов-практикантов - Лазаренко Вячеслав, Чекушкин Аркадий, Горносталёв Владимир, Степанова Тамара, Лебедев Василий:



Студенты НИИГАиКа курсом старше проходили годом ранее практикум ещё в городе Канев (на Украине). Но как раз с 1954 года практикум стал проводиться возле Бийска. Аэродром находился на левом берегу Бии.

Лётчик по фамилии Крупа - добродушный такой - очень боялся летать в грозу. Только увидит на небе хотя бы небольшие кучевые облака - всё, говорит, не полечу, всё, всё, всё!

На аэродроме:



Во время лётной практики в Бийске студенческая группа совершала полёты по треугольнику «Бийск - Белокуриха - ещё какой-то населённый пункт». Полёты проходили на высоте около 400 м. Однажды самолёт пролетал над Сростками, и Аркадий Степанович сказал лётчику, что в селе проживают его родители, и что надо их как-то поприветствовать. Лётчик по фамилии Крупа сказал: «сейчас сделаем!» Самолёт снизился и, пролетев над самым селом, покачал крыльями.

Сами студенты самолётом не управляли. Их практикум заключался в освоении аэрогеодезического оборудования, установленного в корпусе самолёта.

Аркадий Степанович в кабине второго пилота:



Во время лётной практики студентам необходимо было следить, чтобы самолёт шёл по заданному курсу, делать снимки через прибор, а затем - когда самолёт идёт на следующий параллельный заход - следить, чтобы смежные снимки перекрывались на 60 %. И по ходу движения они также должны перекрываться на 60 %. Так что работа довольно напряжённая.

Ощущения от полёта студенты переносили различно. Одного из студентов во время лётной практики однажды столь сильно укачало, что когда самолёт приземлился на поле, лётчик сказал: «забирайте моего второго пилота». Даже выйти из самолёта ему было трудно.

Слева направо: 1-й Вячеслав Лазаренко, 3-й Аркадий Чекушкин, 4-й Евгений Мишенин, 6-й Владимир Сытник, 7-я Тамара Степанова, 8-й, похоже, Николай Агеев:



Как нетрудно понять, практикум осуществлялся не на одном только самолёте. Те же лица, и не только они (в нижнем ряду первые четверо слева направо - вполне определённо Евгений Бульвахтер, Вячеслав Лазаренко, Николай Агеев и Евгений Мишенин):



Рядом с аэродромом:



Когда же после полётов студенты выходили на автодорогу, то попутками добирались до Бийска. На время практики они получили комбинезоны, шлемофоны. А жили они во время лётной практики в гостинице в самом Бийске. И водители, увидев, что молодые люди стоят на трассе и голосуют, всегда останавливались и подвозили до Бийска бесплатно. Интересовались: «как летается?»

«Практикуемся», - следовал ответ.

Студенты-практиканты у гостиницы Бийского горкомхоза:



А по субботам и воскресеньям у студентов были выходные. И вот однажды они - десять студентов, все такие «пересмешники» - взяли в Бийске напрокат большую лодку вроде баркаса. И на этом баркасе стали сплавляться вниз по течению. И отплыли довольно далеко. С виду течение на Бие не быстрое. Но как только повернули назад, поняли, что грести против течения очень трудно:



А лодку возвращать надобно в этот же день. Уже думали даже идти пешком по берегу, где возможно, и тянуть за собой баркас как «бурлаки на Волге».

А Бийск хоть и небольшой город, но весьма вытянутый вдоль реки!

Но кое-как дотянули до причала на вёслах.

Бийск расположен недалеко от Сросток. И однажды проведать сына в Бийск приехал Степан Мартынович Чекушкин. В кадре трудно понять, кто стоит первым слева. А далее - Вольт Бастриков, Аркадий Степанович и Степан Мартынович Чекушкины:



.

В 1960-е годы Чекушкины Степан Мартынович, Всеволод Степанович и Пётр Мартынович забрасывались в Горный Алтай вместе с учениками Павловской средней школы. Они проводили по Горному Алтаю туристические походы школьников. Разумеется, заброска автотранспортом осуществлялась через Бийск.

Вот как пишет об этом А. Сиротин [Сиротин А. Община Чекушкиных, 2004]:

«Однажды первый секретарь И.Е. Бережняк звонит председателю райкома ДОСААФа /В. Антропову/ и просит того свозить группу школьников в Горный Алтай.

...Новенький ГАЗ-51 мчит от Бийска по Чуйскому тракту. За рулём - Владимир Антропов, в кузове старшеклассники Павловской школы с тренерами.

- Вот те самые Сростки, где в начале пятидесятых годов работали Юлия Павловна и Степан Мартынович, мои родители, - поясняет Всеволод Степанович.

- А что за гора за селом?- любопытствует кто-то.

- Пикет.

- Как красиво, наверное, на Пикете этом...

Машина натруженно гудит: подъём пошёл. У Горно-Алтайска - высокая гора. Всеволод Степанович, готовясь к поездке, перечитал сказания, легенды алтайского народа.

Слушают юные павловчане легенду о любви Бия к Катуни, о богатыре Бабыргане, горой-преградой вставшим меж возлюбленными - и высокие чувства рождаются - к горам, природе, обычаям, местному народу...

А водитель отмеряет вёрсты... И звучат в его душе слова «Есть по Чуйскому тракту дорога».

Присматривается Владимир Артемьевич к приёмам, способам общения Петра Мартыновича, Всеволода Степановича с детьми - на ус мотает. Всё у фронтовиков продумано наперёд! Ну, про палатки, спальные мешки, надувные матрасы и говорить не надо. Этого добра достаточно. Другое дело - что и как надо делать непосредственно в горах. С ними - опасны шутки!

У «штурмана» В.С. Чекушкина, на зависть многим, подробнейшая карта. Где он её взял?! За километр предсказывает Всеволод Степанович появление чего-то «интересненького». Глядь, оно перед глазами. То-то радость! Попутно - информация, полезная, расширяющая кругозор.

Не скучно с Чекушкиными! Правда, тяготы переходов, комары, слепни неизбежны, но зато какие красивые, воздушные места! На всю жизнь запомнят учащиеся походы в горы.

Запомнит их и В.А. Антропов, несколько раз возивший на грузовике группы ребят с педагогами Чекушкиными». [Сиротин А. Община Чекушкиных, 2004.]

.

В 1969-70 гг. Аркадий Степанович вместе с семьёй приехал жить в Орёл. С того времени Алтай оказался неблизок по расстоянию. И редко теперь уже можно стало наведаться туда.

В 1979 г. Аркадий Степанович был в командировке в Сибири. При этом он нашёл время, чтобы посетить Кемерово, Новосибирск, Сростки и Бийск (во время командировок не обязательно было перемещаться одним рейсом, но возможно было по ходу направления пересаживаться с одного поезда на следующий).

В Бийске он зашёл в гости к однокурснику по НИИГАиКу - к Коле Агееву. Тот сильно обрадовался, пригласил за стол, угощал. Предлагал чем-нибудь отметить встречу. Но Аркадий Степанович в это время жаловался на то, что печень побаливает. И отказался. Коля Агеев говорит:

- Я знаю, что тебе нужно... Вот что тебе поможет.

И достаёт какой-то свёрток. А там - кусок такой коричневой массы.

- А что это?

- Это - настоящее горное мумиё.

Что за субстанция - мумиё, этого и до сих пор, быть может, никто в точности не знает. В то время полагали, что мумиё - минерализовавшийся за тысячелетия мёд диких пчёл.

В бурой каменистой массе видны были более светлые вкрапления, и даже можно было обнаружить небольшие фрагменты травянистых веточек.

Оказывается, Коля Агеев был однажды с инспекцией в Горном Алтае, и там местные подсказали ему, что в таком-то месте на отвесной скале есть мумиё. Коля не поленился, его обвязали верёвкой и спустили на верёвке по скале, и он отбил молотком несколько килограммов неочищенного мумиё.

- Не, я в это средство не верю, - стал было отнекиваться Аркадий Степанович, - я вот но-шпы набрал всякой...

- Но-шпу можешь выкинуть в форточку! - рассмеялся Коля Агеев, - Вот что тебе поможет!

- И как это использовать?

Коля, наверное, и сам точно не знал.

- Да можешь его жевать понемногу.

И в самом деле помогло. Когда Аркадий Степанович в следующий раз снова встретился с Николаем Агеевым (должно быть, на юбилейной встрече выпускников), то на печень уже не жаловался. И спокойно мог позволить себе выпить на застолье и водочку. И благодарил Колю Агеева.

Продолжение следует...

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

8.Чекушкины, 7.04и22.Алтай

Previous post Next post
Up