Алтай. ч.33: Чойский тракт.

Apr 23, 2020 09:12


страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

18.07.2019

После 6-ти часов путешествия по Телецкому озеру паром подходит к причалам в западной части Артыбаша:



Выходим на берег:





Поблизости - небольшие торговые точки. Купил поужинать копчёного телецкого сига. Хотя телецкий сиг и эндемик, но наиболее многочисленная в озере рыба. Вымирание ему в настоящее время не грозит. И всё-таки рыбные запасы озера ограничены. Вряд ли где-то вдалеке от места вылова можно эту рыбу попробовать.

А времечко уже - седьмой час вечера по местному. Пора определиться, где заночевать.

Артыбаш - основной центр туризма на берегах Телецкого озера. Большая часть туристов, приезжая на Телецкое озеро, попадает прежде всего в Артыбаш. Соответственно, цены на турбазах в Артыбаше повыше, чем на других берегах озера. В настоящее время в Артыбаше и вблизи него есть немало всяких интересностей. Это и канатная дорога, и экскурсии на внедорожниках, и прогулки по озеру, и зоопарк на одной из турбаз с чуть ли не ручным волком.

Ну, а я с озера уже уезжаю, и потому задерживаться в Артыбаше не намерен. Хотя утром мне ещё предстоит вернуться на окраину посёлка, но пока выезжаю из него по Чойскому тракту. Отъезжаю недалеко - на пару км. И сворачиваю к кемпингу «Юрток».

Кемпинг расположен не на берегу Телецкого озера, а на берегу реки Бия. Но место тоже прекрасное своей природой.

Чуть позже меня в кемпинг прикатили два немецких туриста-мотоциклиста - те, которые тоже переправлялись на пароме «Сапфир». Они расположились в летнем домике (утренний кадр):



И я мог расположиться в одном из летних домиков. Но предпочёл поставить палатку - потому что ставить палатку далее по маршруту не планирую. А то как-то совсем «неспортивно» получается. Пусть за путешествие по Алтаю будет хоть четвёртая ночёвка в палатке.

Место под палатку отведено немного за домиками, посреди сосен и вблизи берега Бии. Река Бия:



Как понимаю, на севере Горного Алтая медведей водится больше, чем на юге. Всего-то осенью 2018 года они в Турочакском районе были весьма активны. Один косолапый тогда даже нахулиганил, из любопытства разворотив «УАЗик».

На вопрос о том, как в ближайших окрестностях обстоит дело с медведями, работник кемпинга расплывчато ответил: «Тайга большая, летом всех кормит».

Прекрасное, тихое место. Туман среди высоких сосен. Штиль. Лес (утренний кадр):



Только-только я развернул на земле палатку - и прямо из тумана влил дождь! Ни с того, ни с сего. Как-будто душ кто-то включил. Ни разу в жизни такого не видел! И пока я ставил палатку, она, конечно, сколько-то намокла. Даже лужица небольшая на дне успела образоваться. Воду - за борт!

Но дождь на этот раз оказался не столь жёстким как в Акташе, и в установленную палатку вода более не проникала.

День, в основном, пришёлся на переправу через Телецкое озеро. Поэтому его велосипедная составляющая оказалась очень небольшой - менее 3 км.

Как выстроить следующий день и что делать с Чойским трактом? Весь Чойский тракт - это четвёртый из пяти необязательных пунктов моего путешествия. В любом случае мне его предстоит проехать. Но необязательно своим ходом, могу себе позволить подъезд автотранспортом. Что и сделаю. И вот из каких соображений.

Да, имеется усталость от километров по Горному Алтаю, но не сказать что большая. Мало поел в день паромной переправы - тоже аргумент не особо убедительный. Вот пробитое переднее колесо - более весомый фактор. Ещё будучи на пароме, я пару раз проверил, сколь быстро оно спускает. Если вот так и поеду по Чойскому тракту, подкачать колесо за день придётся раз десять. Может, и больше: оно ведь с каждым разом будет спускать чуть быстрее. Ну, или можно попытаться ещё раз заклеить камеру, которую всё-равно пора менять. До Горно-Алтайска по Чойскому тракту полтораста километров. Собственно, с учётом всего и горного рельефа вряд ли я их проеду за день. Но главное - потратив время на не сильно интересный лично для меня Чойский тракт, я потом наверняка окажусь в цейтноте в гораздо более интересном для меня месте.

Нет, лучше подъеду по Чойскому тракту на автотранспорте. А потом не торопясь осмотрю более интересные мне места пешком и с велосипеда.

19.07.2019

Утром встаю в 5-00 по местному времени.

Очень густой туман вокруг:



.


И туман только усиливается.

За час с небольшим я полностью собрался и в 6 с небольшим выезжаю.

Возвращаюсь той же дорогой к Артыбашу. Мне надо попасть на конечную автобусную остановку.

Въехав а Артыбащ, поворачиваю направо - на мост. Мост являет собой границу между Телецким озером и вытекающей из него Бией (кадр предыдущего дня):



Туман утром такой густой, что по одну сторону моста Бию видно совсем немного:



А по другую сторону Алтын-Кёль не виден вообще нисколько. Просто сплошной туман:



На другом берегу расположен посёлок Иогач:



Вблизи въезда в Иогач есть автобусная остановка. Большой автобус отправляется в 8-20, а первые «Газели» отправляются в Горно-Алтайск в 7-00 и в 8-00.

Надобно немного разобрать велосипед и зачехлить его. Только-только я начал этим заниматься, как опять же из прямо тумана без всякого предупреждения влил дождь! Перетаскиваю свой «разложил товар купец» под навес магазина, что через дорогу. И продолжаю занятие, уже несколько вымокнув.

Вообще-то я рассчитывал на автобус. Однако, мне оставалось уже только сложить инструменты в карман велосумки, когда у площади-перекрёстка остановился микроавтобус. И водитель не отказался взять меня с велосипедом.

Дождь не дал толком заснять долину Бии. Мешали капли дождя на окнах «Газели». Бия где-то у села Кебезень:



Самое верхнее течение Бии находится как-бы «в тени» бренда Телецкого озера. Но и здесь есть красивые места, есть лесные горки и обнажения скал по берегам широкой реки.

Бия у села Верх-Бийск:



На подъёме между Турочакским и Чойским районами:



То ли репертуар местных служб фм-радиостанций отличается от такового в моём регионе (хотя, казалось бы, выбирают из одной бочки и примерно похожее), то ли просто позитив алтайских впечатлений зашкалил. Так или иначе, но даже те радиостанции, от которых стабильно меня мысленно люто тошнит, по ходу поездки не раздражали.

В целом Чойский тракт оказался не таким уж глухим, как я его себе представлял на основе карты. Да, есть участки, где по сторонам - только лес, лес и лес на ближнем плане. Но они чередуются с обширными открытыми пространствами с дальними видами.

Ландшафт вблизи Ускуча:



Районный центр - Чоя:



А вот край асфальтового покрытия узок. Если б я поехал на велосипеде, то нередко пришлось бы сторониться на обочину. Вот, должно быть, деревенька Туньжа:



.


Дорога со множеством подъёмов. Вот, например, участок где-то на границе Чойского и Майминского районов:



Деревня Карасук:



Ландшафт у реки Сайдыс:



Через два с половиной часа поездки выхожу на автовокзале Горно-Алтайска.

За неделю путешествия по Горному Алтаю у меня накопилось несколько проблемок. Теперь их можно устранить.

Во-первых, заканчивается место на фото-симках. Вблизи автовокзала нашёл я фотопавильон в подвале т/ц «Турист». Но, как назло, как раз в этот день что-то с компом было не так. Карт-ридер при попытке копирования на флэшку позволял скопировать всего несколько кадров, а затем зависал. Через переходник копирование шло о-очень медленно: за час - всего 70 кадров. За это время хозяин угостил меня кофе и расспросил о путешествии. Потом он отыскал в соседнем павильоне симку в 2 Гб, там я её купил, и она подошла к моему «древнему» цифровику. А сам он денег никаких не взял.

И я очень довольный приобретением новой симки аж на 2 гига, отправился далее. Забегая вперёд, могу обозначить, что эта симка «QUMO Micro SD Adapter» оказалась очень ненадёжной в эксплуатации и едва не стоила мне более чем двухсот алтайских кадров. Но всё-таки пока что её приобретение «разрядило» жёсткий дефицит места для фотографий.

Всего неделя прошла, как я выехал из Горно-Алтайска в Кош-Агачский район. Но ощущение такое, как-будто не неделю, а два месяца колесил. Столь насыщен впечатлениями.

Во-вторых, надо наконец-то хорошо пообедать. Справа оказалась столовая «Горянка» (просп. Коммунистический, 78).

На первое взял алтайский суп. Он представляет собой густую перловку с кусочками мяса. На второе - рагу, голубец и какое-то местное блюдо в виде длинной сардельки. Как оно называется - не запомнил. А на третье взял чеген. Он в столовой оказался ещё более кислым, чем на Улаганском перевале. Как-будто не на молоке, а на облепиховом соке сделан. Очень всё вкусно. И недорого.

В-третьих, надо устранить прокол переднего колеса. И где, как не в Горно-Алтайске, это лучше всего сделать? Зашёл в магазин велозапчастей, расположенный где-то поблизости. Продавщица сразу на глаз определила, что нужна камера на 28”. И предложила хорошую велокамеру, произведённую в Санкт-Петербурге. И да, действительно, камера безупречная.

Не успел я от магазина отъехать, начался дождь. Под навесом ближайшей остановки меняю камеру на переднем колесе.

В-четвёртых, надо немного затариться кой-какими продуктами. Что-что, а продуктовый магазин найти в городе немудрено.

Ну всё. Можно продолжить велопутешествие. Ещё более чем полдня впереди.

Продолжение следует...

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

7.04и22.Алтай, 9.велотуризм

Previous post Next post
Up