страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение Не доезжая Знаменского района, сворачиваю со Свиной дороги в сторону села Большая Чернь. Эта дорога пребывает в гораздо худшем состоянии, чем предыдущая: сильно разбита. Скатываюсь под горку.
Вот и Большая Чернь на противоположном берегу реки (вид вперёд на юго-восток):
Село расположено на правом берегу Нугря напротив устья ручья Чернь. На ПГМ подписано как «село Рождественское Чернь тож», на карте Шуберта - уже как «Большая Чернь».
Подъезжая к селу, я уже с левого берега начинаю прикидывать, где же тут находились постройки барской усадьбы? Общее расположение легко угадывается и на местности, и на карте Шуберта.
Большая Чернь - это одна из основных точек моего веломаршрута.
Дело в том, что
Пушкин, направляясь в Орёл, аж на несколько дней задержался в Большой Черни [2]. Произошло это в конце апреля - начале мая (по старому стилю). Здесь он гостил в имении Плещеевых, с которыми вообще-то был хорошо знаком по Петербургу. Сам Пушкин о посещении Большой Черни не упоминал, о том сохранились лишь семейные предания Плещеевых.
Сам помещик Александр Алексеевич Плещеев - личность незаурядная. Он был хорошо образован, писал стихи (по-французски), пьесы и музыку, ставил спектакли и сам в них участвовал, играл на виолончели. При жизни его жены Анны Ивановны (урождённой Чернышёвой) устраивал в Большой Черни праздничные гуляния. Кроме того, он был почётным смотрителем учреждённого в 1789 году Болховского уездного училища, членом литературного кружка «Арзамас», переводчиком... [22]... Хм, вот я что-то не понял насчёт времени жизни А.А. Протасова. Одни составители биографии уверяют, что он умер в 1862 году, другие - что в 1827 г. [10], а ещё один источник [22] указывает, что в апреле 1826 года. Путаница вполне понятная, учитывая, что Протасовых-родственников с инициалами А.А. было несколько. Так, стало быть, Пушкин приехал в Большую Чернь уже не к члену кружка «Арзамас», а к его сыну?
Во время велопоездки я ещё не в курсе, что в Большой Черни у Плещеевых гостил не только Пушкин. В Большой Черни останавливались и В.А. Жуковский, и А.А. Алябьев. А в сельце Знаменское (также имение рода Протасовых в 14 км юго-восточнее Большой Черни) неоднократно гостил Н.М. Карамзин, будучи женат на сестре Анны Ивановны - Елизавете.
Вообще, можно заметить, что выдающиеся люди XIX века были знакомы друг с другом. Жуковский дружил с Плещеевым, Плещеев поддерживал отношения с Пушкиным. Пушкин вообще много с кем был знаком, в т.ч. с и А.П. Ермоловым, и с Н.М. Карамзиным. Ермолов приходился близким родственником Денису Давыдову и Н.С. Лескову. Тютчев дружил с Фетом, Фет - с Тургеневым и Толстым. И т. д.
Проезжаю по мосту над рекой Нугрь (вид вверх по течению, на юго-запад):
Пушкин прожил в Большой Черни две недели. А я провёл в селе всего полчаса. Что здесь есть интересного?
Барская усадьба, конечно же, не сохранилась. Мало ли что Пушкин. Мало ли что Плещеев. Так что увы, увы. Церковь, стоявшая посреди села, утрачена в 1952 году. Ныне на её месте располагается школа [22].
Но кое-что от построек имения Плещеевых всё-таки сохранилось. Ага, вот какие-то сооружения:
Интересно, что это?
Как оказалось, конюшни:
Я не в курсе относительно точной даты их постройки, и мне приятно думать, что, может, Пушкин в них и не заходил, но конь, который его вёз, вполне мог ночевать в этом или каком-то другом из соседних зданий:
Состояние зданий оставляет желать лучшего:
Две конюшни из имеющихся в Большой Черни стоят с дореволюционных времён. Остальные скотоводческие сооружения подобного предназначения - не современники усадьбы и, возможно, имеют непосредственное отношение к отмеченному на карте ркка филиалу конезавода №15. А, может быть, они даже ещё более поздние.
Господский дом располагался где-то здесь, на переднем плане:
А церковь - напротив него, по другую сторону дороги.
Местные подсказали мне, что чуть в стороне есть Плещеевский пруд и ещё несколько старинных зданий, одно из которых было кухней.
Ещё кадр с конюшней:
Между прочим, американского клёна у этих стен Пушкин не видел. До 1920-х гг. американский клён в нашей местности ещё не акклиматизировался.
К упомянутому пруду я не пошёл (хотя он совсем рядом), но старинные постройки посмотрел.
Что есть что, я не вполне разобрался. Один источник о сохранившихся постройках имения Плещеевых пишет так: «людская (ныне СДК), поварская (жилой дом), деревянный амбар, конюшни (ныне скотные дворы)» [22]. А другой источник - этак: «Комплекс зданий бывшей усадьбы Плещеевых в с. Большая Чернь (Флигель, две конюшни, амбар, сторожка, сепараторный пункт)» [41]. Так или иначе, комплекс зданий признан памятником градостроительства и архитектуры. Сохранность деревянных зданий опять же оставляет желать лучшего, а их дальнейшая судьба туманна. Сами старинные здания:
.
Поварская? и амбар:
Амбар с другой стороны:
И снова не совсем понятно, что за здания усадебного комплекса:
.
Погостив в имении Плещеевых несколько дней, Пушкин продолжил путешествие [2]. Путь его лежал в Орёл. Проехать из Большой Черни в Орёл можно было разными вариантами. Очевидно, что Пушкин при этом не стал возвращаться в Болхов. Зачем ему такой крюк? Наверняка он поехал к дороге Болхов - Орёл кратчайшими дорогами. Это же вдвое короче!
Какими именно просёлками он выбирался на дорогу Болхов - Орёл, сказать трудно. Он, например, мог поехать самым кратчайшим путём через Вельбовку, Злынь и Татинки. Примерно 24 км. Но мне думается, что Плещеевы направили его по наиболее хорошо известным им дорогам через сельцо Знаменское. Потому как это тоже была вотчина Плещеевых. Линия маршрута могла пройти через Скородомку - Кулики - Знаменское с выходом на болховскую дорогу в Новом Синеце. Это всего на 5 км длиннее. Или же через Вельбовку, а - затем не отмеченным на старинной карте просёлком через Знаменское с последующим выходом в Новый Синец.
В общем, я рассматриваю участок пути А.С. Пушкина через Знаменское и Новый Синец как предположительный, но наиболее вероятный:
Упомянутое сельцо Знаменское в окрестностях Нового Синеца (в Болховском районе) не надо путать с административным центром Знаменского района: это разные населённые пункты. Для меня же по ходу поездки сельцо Знаменское особенно примечательно тем, что в нём неоднократно гостил у Плещеевых Н.М.Карамзин. Более того, читаю: «А.С. Пушкин по дороге в Кавказскую армию... бывал у Н.М. Карамзина в деревне Знаменское Болховского уезда» [36].
Потом, после велопоездки мне ещё предстояло разобраться, что приведённая цитата формирует ошибочное представление (о чём конкретно - упомяну в следующем посте). Но на маршруте три абзаца книги вместе с этой цитатой явились фактором, сообразно которому посещение Знаменского стало одним из ключевых пунктов моей велопоездки. Вот только удастся ли туда добраться - большой вопрос. Просёлки то после дождей все раскисшие.
У меня в общем-то нет большого выбора, которыми дорогами ехать. Я поеду асфальтовой дорогой через Ветловку (Вельбовку). Ну, а если затем всё же попытаюсь прорваться в Знаменское просёлками, то от асфальта до туда окажется 6 км по прямой.
Выезжаю из Большой Черни в юго-восточном направлении.
На выезде из села меня неожиданно облаяли местные собачки. Я резко нажал на ручники, и тросик переднего тормоза оборвался. Грожу им кулаком - «чем я теперь тормозить буду?!» Они с видом нашкодивших детей, с лёгким недоумением и чуть-чуть оборачиваясь удаляются к селу. Такое ощущение, что они буквально понимают, что конкретно я им говорю.
На самом то деле у меня есть ещё и задний ручник. Но в силу конструктивных нюансов я его настраиваю вполсилы. Пока ещё не знаю, как будут развиваться события, и мне некстати терять время, прежде чем выберусь на болховскую трассу. Вот на ней в сторону Орла будут горки, на которых одного только заднего тормоза по сображениям безопасности будет недостаточно. Ладно, думаю, до Нового Синеца мне и заднего тормоза хватит, а уж там посмотрю, нет ли запасного тросика.
Вид в сторону Большой Черни (вид назад на северо-запад):
Дорога из бетонных плит - довольно хорошая на этом участке. Пушкин по таким плитам не ездил.
Вид вперёд на юго-восток:
Опять бетон и столбы в кадр попали.
Ну вот, наконец то, пейзаж каким его видел Пушкин - если только он проезжал этим краем поля, а не с другой стороны:
Правда, мне всё-таки пришлось откадрировать бетонку и провода.
Хорошее дорожное покрытие длилось недолго. А вообще, на дороге от Большой Черни в сторону Злыни, я так думаю, лежачие полицейские вовсе не нужны. Потому что вся эта дорога - и есть один сплошной лежачий полицейский. Вся испещеренная в колдобины. Скорость, соответственно небольшая - как по среднему такому просёлку (вид назад на северо-запад):
Нет, я не пытался переборщить с цветовыми эффектами фотошопа, как иногда блогерами намеренно делается. Это у меня настройки фотоаппарата от сырости заглючили - такое с фот-м иногда после казахстанской поездки случается. Как ни пытался привести цвета ближе к естественным, но лучшего варианта не получилось.
Вид в сторону Ветловки - она где-то там в деревьях (вид вперёд на юго-восток):
Честно говоря, я даже не заметил эту деревню.
С ярко выраженными ориентирами на дороге как-то не очень. Если не сверяться постоянно с картой, то не совсем понятно, в какой точке маршрута находишься. Некоторое время я даже не могу сообразить, проехал искомый съезд на просёлочную дорогу или ещё нет.
Вид назад от перекрёстка (вид на северо-запад), ровный ландшафт:
Перекрёсток. Дорога на Злынский Конезавод (по ней я и поеду) и дорога к селу Злынь:
.
Село Злынь расположено при истоке речки Злынки. Речка эта обусловила собой появление топонима «Злынское поле». Оно занимает выположенную древним ледником южную часть Болховского района между бассейнами Нугря и Моховицы и почти доходит на юго-востоке до истоков Каменки и до трассы Болхов - Орёл. Пологий рельеф в прежние века способствовал развитию больших участков степной растительности посреди северной лесостепи. Поэтому здесь имеется большой «остров» чернозёмных почв. А ещё ландшафт со степной растительности, очевидно, стал фактором, обусловившим прохождение по этой местности огромного войска Дивлет-Гирея.
.
Между прочим, особо отмечу то обстоятельство, что Дивлет-Гирей весной 1971 года продвигался по Царёвой дороге - т. е. от речки Руды к Быстрому броду на Оке, затем - через Царёв брод на Орлике и через Царёв брод на Мезенке. От Мезенки и до Злынского поля путь Дивлет-Гирея на местности совпадает с расположением современной автодороги «Орёл-Болхов» (а также с расположением дороги, известной с ещё более древних веков как «Звенигородская дорога»).
Царёва дорога как топоним встречается, как минимум, с 1594/95 гг. - в росписях сторож и в Писцовой книге Орловского уезда. Иногда её ассоциируют с русским царём и в таком контексте топоним вроде бы мог бы рассматриваться в качестве аргумента в пользу основания Орла лично Грозным (что, судя по всему, вовсе не так). Однако же, каких-либо конкретных упоминаний о том, что Грозный (или же, например, ордынский хан Улу-Мухаммед) и в самом деле проезжал этой дорогой, не имеется. И, как правило, упускается из вида то обстоятельство, что в русских письменных источниках XIV-XVI веков царями то и дело называют ордынских и крымских ханов; в т.ч. и Дивлет-Гирея. И вот единственный «царь», бесспорно прошедший по всей Царёвой дороге - это и есть Дивлет-Гирей. Причём прошедший точно по этому пути в ходе наиболее опустошительного своего похода на Москву. Так что, получается, в этимологическом отношении топоним «Царёва дорога» стоит в одном ряду со «Свиной дорогой» и с «Бакаевым шляхом».
.
Итак, Царёва дорога выходит с юга на Злынское поле.
В 1571 и в 1608 гг. этот ландшафт дважды стал местом вопиющего предательства. Одно масштабно своими последствиями. Другое уже не имело значения для страны, но неординарно феноменальной глупостью. Первое случилось непосредственно на Злынском поле. Второе - ближе к местоположению болховской трассы, и о нём - позже.
В 1571 г. с 40-тысячным войском на Злынское поле вышел крымский хан Дивлет-Гирей. Он направлялся к Козельску. Но тут к нему пришли из Белёва, из Калуги и из Серпухова некие Кудеяр Тишинков, Окул Семёнов, Фёдор Лихарев и Русин с десятком своих людей [23]. Они сообщили важную информацию о неготовности Московского государства к войне: «...мором де и межениною служилые многие люди и чернь в городех, на посадех и в уездех вымерли, а иных де многих людей государь в своей опале побил» [23]. Они склонили хана к походу на Москву. Кудеяр Тишинков даже соглашался быть посаженным на кол, если Дивлет-Гирею не удастся нанести урон Москве [23]. Итог известен. Опричное войско было разбито. Грозный бежал. Дивлет-Гирей осадил Москву. Взять хоть и не смог, но посады пожёг и с большим полоном ушёл в Крым.
Кого на Злынском поле предал Кудеяр Тишинков? Только не Грозного. Грозный де-факто уже стал кровавым врагом своим же соотечественникам. А можно ли предать того, кто и так является тебе лютым врагом? Нет, но Кудеяр Тишинков, целенаправленно содействуя внешней вражеской силе, тем самым предал свой народ. Грозный, как известно, в 1571-72 гг. отделался всего лишь «лёгким» испугом. Чего нельзя сказать о населении, проживавшем в Москве и к югу от столицы.
К слову сказать, это реальное историческое событие послужило Н.И. Костомарову основой для негативного развития сюжетной линии в произведении «Кудеяр» [50]. Конкретно вот это произведение Н.И. Костомарова - чистая беллетристика. Совершенно очевидно, что в реальности было несколько Кудеяров. Более того, возможно, что и жили они в разные исторические эпохи. Скажем, на Вытебети мне случилось как-то раз слышать легенду о «золотой тройке», весьма напоминающую легенды о Кудеяре. Но рассказчик отнёс легенду ко времени Екатерины II, а не Грозного. Так может, часть легенд о Кудеяре происходит и из совсем давних веков (когда славяне только расселялись по Восточно-Европейской равнине), и легенды эти в связи с новыми событиями обрастали новыми сюжетами. Имя «Кудеяр» можно трактовать по-разному. Можно как «беловолосый», можно как «ярая расправа», а можно и от той же основы, что слово «кудесник». Существование этого имени в христианском XVI веке, на первый взгляд, кажется странным. Но это, по-видимому, своего рода имя-оберег; употребление подобных имён ещё существовало в силу суеверных представлений. Различаются и сами образы разбойника-Кудеяра - от аналога Робин-Гуда до страшного колдуна. Легенды о нём представлены порой взаимоисключающими вариантами. Но Н.И. Костомаров объединил все документированные и легендарные образы Кудеяра в один персонаж настолько, насколько это можно было сделать, не впадая в мистику. Произвольно замкнул на него массу известных исторических событий. Неубедительны и последние страницы произведения. Такое ощущение, что серьёзный учёный-историк стал тяготиться написанием произведения в жанре беллетристики. Или же ему опротивело развитие личности своего персонажа, и он по быстрому завершил книгу.
Ошибочна в книге «Кудеяр» локализация Злынского поля. Н.И. Костомаров помещает его на самый юг современного Орловского района (чуть ниже Быстрого брода).
Но я бы хотел обратить внимание вот на что. Н.И. Костомаров писал своё произведение, не зная о том, что много позже случатся и сталинские репрессии, и ВОВ. ВОВ известна как время высочайшего массового патриотического подъёма. Но ведь и предательство было довольно массовым (власовцы, калединцы, бандеровцы). В истории страны можно найти, пожалуй, всего один временной промежуток, когда военные действия сопровождались сопоставимым по размаху переходом на сторону враждебного государства. Это - время, включающее тёмный период правления Грозного на одном конце и Смуту - на другом. А вот во время войны с Наполеоном ничего подобного не было (справедливости ради можно отметить, что и из числа пленных французов не удалось сколотить ни одного формирования, готового выступить на поле против т. н. «Великой армии»).
Произведение Н.И. Костомарова замечательно прежде всего тем, что ему удалось показать, как атмосфера кровавого террора и безысходности приводит к негативным трансформациям в сознании людей.
.
продолжение следует... страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение Источники:
2) Бельский А. Орловское путешествие поэта.
2011 ;
2011.
10) Ерёмин В.П. Болховские были. 1994.
14) Карта Шуберта: ряд XV лист 14; ряд XVI лист 14 ; ряд XVII лист 14, ряд XVIII лист 14. 1867.
22)
МБОУ «Больше-чернская основная общеобразовательная школа». Школьный музей.
23) Неделин В.М. Древние города земли Орловской. «Вече», 2012.
27) План генерального межевания Болховского уезда. 1785.
28) План генерального межевания Дежкинского уезда. 1785.
36) Супруненко Ю.П. Земля Орловская. Исторический путеводитель. М., «Вече», 2017. с.129-130.
41) http://adm-bolhov.ru/администрация-злынского-сельского-п/
49) Карты Генштаба РККА. 1940
50) Костомаров Н.И. Кудеяр. М., «Книга», 1989.