это было эссе для культурологии:) а что, мне нравится как я написала!) а с моими же фотками, так вообще статья для "Вокруг света")))
Рим - центр культурной жизни республики, империи, столица мира.
Рим - Вечный город. И жизнь этого города богата на разные события: как величественные и торжественные, так и кровавые, и страшные. Город городов, великая культурная столица мира. Колыбель мирового, а главное, западноевропейского искусства.
Безусловно, Рим стал Вечным городом не сразу, но поселение на этом месте образовалось давно. По легенде, Рим основали два брата Ромул и Рэм, вскормленные волчицей. Они отправились искать наилучшее место для своего поселения и не смогли выбрать между двумя: Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Братья поссорились, и Ромул убил своего брата Рема. Ромул основал город, назвав его своим именем, и был его первым царем, об этом уже свидетельствуют исторические источники (согласно Титу Ливию).
Обретать свое могущество Рим стал уже с VI вв. до н. э., когда он установил свое господство над Италией, затем в середине III по середину II века до н. э. Рим сокрушил Карфаген, в I -II веке до н. э. захватил Грецию, Египет, Иудею, Галлию и часть Британии. Благодаря гибкости своих культурных ценностей, Рим впитывал в себя культуру всех покоренных им земель. В первую очередь, это, конечно, была греческая культура. Рим можно считать преемником греческой культуры. Хотя, безусловно, не во всем. В отличие от Греции в Риме на первый план вышли такие искусства как риторика, право, история, литература и языкознание. Не имея знаний по риторике и не владея ею, римлянин не мог рассчитывать на удачную политическую карьеру. Для римлян была характерна любовь ко всем прикладным искусствам, особенно, к юриспруденции. Римское Право было очень сложным, оно постоянно дополнялось и разрасталось из-за того, что почтение к предкам не позволяло им отменять какие-либо законы. До сих пор, наследие Римского Права считается поистине бесценным.
Республиканский Рим долго сохранял скромный облик и проявлял полное равнодушие к внешнему великолепию. Только в IV в. до н. э. патриции стали строить для себя массивные каменные дома. Страсть к роскоши обуяла Рим только тогда, когда войны стали приносить богатую добычу. Когда в III в. до н. э. Рим вышел на широкую арену Средиземноморья и стал покорять процветающие государства, богатства хлынули к нему рекой. К концу республиканского времени особняки римской знати засверкали великолепием.
Благодаря победоносным войнам, какие вела Римская Империя, в Рим текли огромные богатства. И каждый житель Рима мог быть обеспечен достойно. Любимейшим развлечением римлян были гладиаторские бои и бои с дикими животными на арене цирка. Крупнейшей постройкой для такого рода увеселений был римский Колизей. Его строительство было начато еще при императоре Веспасиане, торжественное открытие было ознаменовано избиением пяти тысяч животных. На арене Колизея проходили самые кровавые состязания - гладиаторские бои. В них принимали участие рабы, пленные, осужденные преступники. Во времена гонений на христианство, хотя документальных свидетельств не сохранилось, на арене Колизей погибали верующие христиане. Благодаря этому, Колизею удалось избежать полного разрушения - ведь он являлся местом, где проливалась святая кровь мучеников-христиан. Но, к сожалению, достаточно большая часть камней была снята с Колизея и направлена на строительство базилики св. Петра, в том числе и травертиновая облицовка амфитеатра.
В отличие от греков, римляне не строили большого количества храмов в честь богов, но один храм представляет собой предмет настоящего архитектурного чуда - храм Пантеон. Храм был построен чуть ранее начала нашей эры Марком Агриппой в честь императора Августа, но уже в 120 году н. э. он приобрел современный вид, уже при Адриане. Как и все храмы Рима, Пантеон был построен не во славу богам (как возводились храмы у греков), а богам, но для народа. Пантеон уникален: необычным в нем является гармоничное сочетание фронтального портика с тимпаном, характерного для греческих построек, с круглым корпусом, типичным для римских терм.
Завоевывая огромное количество стран, имевших достаточно развитую культуру, Рим впитывал в себя все новое, необычное и трансформировал в своей культуре. Например, множество египетских обелисков, в Риме их насчитывается тринадцать. Все они были привезены разными императорами их дальних походов. Многие обелиски испещрены древнеегипетскими надписями, а остальные представляют собой единые цельные монолиты. Эти египетские символы солнца и бессмертия стали композиционными центрами ансамблей лучших римских площадей.
Еще один символом Римской непобедимости и величия являются триумфальные арки. Их возводили в честь особо важных побед для Рима. Пожалуй, самой величественной и лучше всего сохранившейся, является триумфальная арка - Константина. Она построена позднее всех в 315 году н.э. в честь победы императора над Максенцием. Несмотря на легенду, что император Константин во время битвы увидел в небе крестное знамение, на Арке нет никакой христианской символики. Так же Арка Константина примечательна тем, что она единственная Арка, которая поставлена в честь победы не над внешним врагом Рима, а в междоусобной войне.
Рим обладает таинственной притягательностью. Это необычайно красивый город. Это город эпох. Находясь в нем, гуляя по его улицам, создается впечатление, что переходишь из одной эпохи в другую. Несмотря на свою сложную тысячелетнюю историю, Рим смог создать огромный культурный фундамент, который стал основой для зарождения западноевропейской культуры, да и сейчас Рим остается, пожалуй, одним их самых творческих мест Западной Европы, а может даже и мира.