(с)
Газета Рыбак-Рыбака №12/2014, автор Алексей Цессарский.
ДЕЛО О ВРЕДИТЕЛЯХ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Министр экологии и природопользования Московской области А.Б. Шомахов написал письмо ректору МГУ В.А. Садовничему.
«За последнее время, - пишет министр Шомахов, - в адрес Губернатора Московской области, в прокуратуры различных уровней, в Министерство экологии и природопользования Московской области от Дружины охраны природы им. В.Н. Тихомирова биологического факультета МГУ (ДОП МГУ) приходит большое количество обращений, заявлений, требований, которые часто носят тенденциозный характер. Данная «компания», которой руководит Гринпис, другие экстремистские организации, носит явно заказной характер и имеет своей целью представить в негативном свете деятельность Правительства Московской области в сфере экологии и охраны окружающей среды, используя авторитетную «эмблему» МГУ».
Так и написано, слово в слово, только пару орфографических ошибок исправили. Я бы и сам не поверил, что в наше время можно изъясняться языком сподвижников Трофима Лысенко, но факсимильная копия письма, имеющаяся в редакции, никаких сомнений не оставляет: можно.
Но чем же так не угодили студенты министру и что это за экстремистская «компания» с «явно заказным характером», которую они ведут?
В 2010 году, после памятных для всех лесных пожаров, правительство приняло федеральную программу по обводнению пожароопасных торфяников. Проектирование работ по реализации этой программы в Московской области досталось ЗАО «НИиПИ Градостроительного и системного проектирования» (прежнее название ЗАО «НИиПИ Экологии города»). Проектировщики составили перечень из 85 торфяников Подмосковья общей площадью около 74 тыс. га, которые, по их мнению, требовали обводнения. В число этих торфяников попали и заболоченные участки, расположенные в Сергиево-Посадском районе в долине речки Сулать рядом с озером Заболоцким. Проектная документация по обводнению этих участков была подготовлена в 2013 году, тогда же там начались и работы. И тогда же стартовала та самая «компания», которая так возмущает министра Шомахова.
Дело в том, что озеро Заболоцкое и его окрестности - территории заповедные: они относятся к категории заказников областного значения, и никакие мелиоративные работы там проводить было нельзя. Но тревогу и возмущение экологов, в том числе и студентов Дружины по охране природы биофака МГУ, вызвало не столько нарушение природоохранного законодательства само по себе, сколько его неизбежные последствия для природы этого края.
ЖУРАВЛИНАЯ РОДИНА
Об этих местах нужно сказать особо. Север Сергиево-Посадского и примыкающего к нему Талдомского районов - это, пожалуй, единственные сохранившиеся в Подмосковье участки незатоптанной, незастроенной и не изгаженной «отдыхающими» природы. Обширные низинные болота тянутся здесь широкой полосой вдоль долин Дубны и Сулати, перемежаясь труднопроходимыми подтопленными ольшаниками и пойменными лугами. Здесь обитает множество зверей и птиц, о которых в других частях Подмосковья уже и не помнят. Рысь, выдра, несколько видов сов, скопа, малый подорлик, периодически орнитологи видят здесь орлана-белохвоста и даже беркута. Ну и, конечно, главная достопримечательность этих мест - журавли. Неслучайно заказник в Талдомском районе по соседству с «Заболоцким» назвали Журавлиной родиной. Так окрестил здешние места еще Михаил Пришвин, который посвятил им несколько замечательных повестей и рассказов. Это одна из немногих в Подмосковье территорий, где гнездятся и выводят потомство серые журавли.
Эти места не остались без внимания биологов, людей по-настоящему влюбленных в природу. Больше тридцати лет тут работают, изучают здешнюю природу и следят за всеми изменениями, которые в ней происходят, сотрудники заказника «Журавлиная родина» и их добровольные и совершенно бескорыстные помощники, в том числе и из Дружины биофака МГУ. Вот они первыми и забили тревогу, когда в начале зимы в долине Сулати появилась тяжелая техника, начали рубить лес, насыпать дорогу и бетонировать площадку под дамбу через реку.
ПРИЛЕТИТ ВДРУГ ВОЛШЕБНИК…
По мысли проектировщиков, строительство дороги и полуторакилометровой дамбы через русло Сулати должно было обеспечить подтопление окрестных территорий и уберечь их таким образом от пожаров. При этом никого не смущал тот факт, что территории эти и без того подтоплены и пожаров там не бывает даже в самые засушливые годы. А между тем последствия такого обводнения были бы для этих мест и их обитателей самые пагубные. Нарушился бы гидрологический режим, исчезли бы местообитания многих краснокнижных видов животных и растений, проложенная в заказник дорога и дамба через Сулать открыли бы доступ машинизированным «отдыхающим», что как раз и послужило бы главным фактором пожароопасности.
Обо всем этом экологи и принялись писать. Писали и в прокуратуру, и в Минприроды, и куда только можно. А Дружина по охране природы организовала еще и сбор подписей под петицией против обводнения «Заболоцкого».
Именно петиция, которая собрала больше двух тысяч подписей, и сыграла решающую роль. Седьмого февраля нынешнего года губернатор Воробьев совершил на вертолете облет заказника, после чего встретился с экологами прямо на месте строительства дамбы.
И случилось по нынешним временам невероятное. Губернатор распорядился полностью остановить строительство, провести рекультивацию изуродованной территории, а дамбу - срыть.
Защитники «Заболоцкого» праздновали победу. Но недолго. Вскоре стало понятно, что радость преждевременна. Но прежде чем перейти к сегодняшнему положению дел, нужно познакомиться с еще одним персонажем, который сыграл во всей этой истории не последнюю роль.
ФЕНОМЕН ЛЕВКОВСКОГО
Строя планы по обводнению «Заболоцкого», проектировщики столкнулись с серьезной трудностью. Согласно существующему на тот момент Положению о заказнике, на его территории строжайшим образом запрещались любые мелиоративные работы, не говоря уже о строительстве дорог и рубках леса. Обойти это препятствие можно было только одним способом: изменить Положение, убрав из него запрет на мелиорацию и строительство. А для этого необходимо было написать новый Паспорт заказника - документ, на основании которого и утверждается Положение. Такова процедура.
Нелегкий труд переписать нужным образом Паспорт заказника взял на себя некто Левковский Александр Васильевич. Научных трудов его мне найти не удалось, зато пост г-н Левковский занимает почетный: председатель президиума Московского областного совета Всероссийского общества восстановления и охраны природы. Александр Васильевич вычеркнул из перечня обитающих в заказнике птиц 25 краснокнижных видов, а взамен включил в него три десятка грибов и растений, которые обитают в южных регионах России. Не буду утомлять читателей перечислением невероятных «открытий», которые содержатся в паспорте, подготовленном Левковским. Приведу только пару цитат из отзыва на этот документ, написанного ведущим научным сотрудником кафедры высших растений биофака МГУ доктором биологических наук А.В. Щербаковым.
«Анализ представленных материалов свидетельствует, что написавшие их лица, вероятнее всего, не имеют специального ботанического или природоохранного образования, глубоко невежественны, безответственны и никогда ранее проектированием особо охраняемых природных территорий не занимались».
И далее: «…проект выполнен исключительно безграмотно и непрофессионально и должен быть передан другому коллективу проектировщиков, имеющих необходимый и достаточный опыт и квалификацию для данной работы».
И еще один штрих к портрету эксперта, чьими услугами пользуется министерство экологии Московской области. Левковский утверждал (в частности, на заседании в Мособлдуме 4 марта), что изыскания в заказнике, положенные в основу его «паспорта», проводили доктора наук и студенты из Московского областного педагогического университета. Однако имена этих ученых он назвать отказался, а на запрос сотрудников «Журавлиной родины» в педуниверситете ответили, что ни о каких таких изысканиях там ничего не знают.
Так или иначе, но благодаря трудам г-на Левковского, Положение о заказнике «Заболоцкий» было переписано и запрет на ведение в заказнике мелиоративных работ был снят. Новое Положение было утверждено специальным постановлением областного правительства от 26 ноября 2013 г. № 994/52. Этим же постановлением из заказника были исключены 760 га ценнейших лесов и лугов в пойме р. Дубны.
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
Остановив работы на Сулати, губернатор поручил министерству экологии провести дополнительное обследование территории и подготовить изменения в Положение о заказнике. И вот тут- то и начинается новая страница этого дела, с которой, как можно догадаться, и связан донос Шомахова.
Министерству экологии надо спасать честь мундира, а может быть, и не только честь, учитывая, что и сам проект, и ликвидация его последствий стоили областному бюджету денег, и, надо думать, немалых. Кроме того, работы в «Заболоцком» были начаты еще до того, как было переделано Положение о заказнике, то есть незаконно. Кто-то должен за все это отвечать?
Судя по письму Шомахова, Минэкологии признавать свои промахи не намерено.
«Существует определенный порядок проведения работ на территории ООПТ на конкурсной основе, - пишет министр в письме ректору МГУ. - Дружина охраны природы Биофака МГУ ни разу не участвовала в таких конкурсах и, соответственно, не имеет юридического права осуществлять свою деятельность на территориях ООПТ областного значения. <…> В этой связи просим Вас, уважаемый Виктор Антонович, проинформировать наше Министерство, в каком юридическом статусе находится Дружина охраны природы Биофака МГУ».
То есть спасать положение Минэкологии собирается старым проверенным путем: отстаивать во что бы то ни стало свой проект, а оппонентов, чтобы не мешали, опорочить, а затем и вовсе перекрыть им возможности как-то участвовать в обследовании заказника и дальнейших дискуссиях.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Оставим на совести министра Шомахова ту напраслину, которую он возвел на искренних и по-настоящему увлеченных своим делом людей. Как и заведомую ложь относительно того, что они действовали по чьему-то заказу (чьему?!) и с целью выставить в негативном свете правительство Московской области. Правительство в лице губернатора Воробьева как раз проявило себя в этой ситуации с лучшей стороны, заняв ответственную и принципиальную позицию. За что, кстати, в адрес губернатора в интернете было высказано - в том числе и членами Дружины по охране природы - немало добрых и уважительных слов. Довольно странно для тех, у кого цель дискредитировать правительство.
А вот если кто и выставляет областное правительство в негативном свете, так это министерство экологии. И никакие дружинники с этой задачей лучше справиться бы не смогли. Даже если бы очень захотели.
Именно взвешенная и ответственная позиция губернатора дает надежду на то, что возобладает в конечном итоге в истории с «Заболоцким» все-таки здравый смысл и по-настоящему бережное отношение к подмосковной природе, а не любовь к осваиванию бюджетов.