Пришел ответ от заместителя Председателя Правительства Московской области Д.А.Куракина на обращение ДОП МГУ по вопросам сохранения особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Московской области. Напомню, что в мае этого года ДОП МГУ и Гринпис России опубликовали и направили губернатору Шойгу совместный доклад с описанием основных проблем ООПТ в Московской области и перечнем первоочередных мер, которые необходимо принять, чтобы бы эти проблемы решить (с полным текстом доклада можно ознакомиться
здесь).
К сожалению, никаких конкретных мер, судя по ответу, власти не предприняли. В письме просто изложена позиция нового Правительства МО по отношению к проблемам (и далеко не всем), описанным в нашем обращении. С этой позицией я и хочу вас ознакомить.
Полный текст ответа от Зампреда Правительства МО.Для удобства выделены три основных пункта:
Природный парк «Журавлиный край». В настоящее время работы по организации парка приостановлены в связи с обводнением торфяников.
Согласно ответу из Правительства МО, «В настоящее время работы по организации парка «Журавлиный край» приостановлены в связи с запланированными в 2012-2013 г.г. работами по обводнению торфяных земель, подверженных опасности возгорания. Участки обводнения находятся в непосредственной близости к планируемым границам проектируемого природного парка. Требуется проанализировать и оценить результаты работ по обводнению, после чего будет принято окончательное решение по организации природного парка».
Интересная логика. Если именно обводнение торфяников стало причиной отказа подмосковных властей от создания природного парка, то это очень странно. Если уж на то пошло, то работы по обводнению и по проектированию парка можно делать параллельно (например, другой планируемый природный парк в Московской области «Ворота в Мещеру» тоже включает в себя осушенные торфяники, но работы по его организации не приостановлены и из финансирования не исключены). Или имеется ввиду, что охранять после такого обводнения будет уже нечего?
Осушенный торфяник, расположенный внутри заказника "Журавлиная родина" (так называемый "бублик"). Канал, связывающий накопительный пруд с обводной канавой. (©
http://www.craneland.ru)
Что собой представляет так называемое «обводнение» торфяников мы прекрасно знаем как раз на примере заказника «Журавлиная родина», где за этим процессом активно следит природоохранная и научная общественность.
Во-первых, реализуемые в настоящее время работы сомнительны с точки зрения пожарной безопасности. Технология следующая - расчищаются и углубляются старые, и строятся новые мелиоративные канавы, уровень воды в которых в дальнейшем будет искусственным образом поддерживаться посредством насосных станций (простой закачкой воды в канавы из ближайших рек и озер). Кроме этого, вдоль каждой канавы прочищаются и обустраиваются дороги, строятся переезды, что, с одной стороны, облегчит тушение пожаров, но, с другой стороны, существенно увеличивает вероятность их возникновения в связи с транспортной доступностью торфяников для граждан. В итоге, мы имеем очень неустойчивую систему, которая обязательно должна кем-то поддерживаться извне (как минимум, будут необходимы ресурсы для эксплуатации насосных станций), что в стратегическом плане не может решить проблему пожарной опасности осушенных торфяников, но зато позволяет в короткие сроки освоить миллиарды рублей из бюджета. Ну а самое главное, что такая система, в любом случае, не избавляет от необходимости постоянного патрулирования и наблюдения за этими территориями в пожароопасный период. Эту задачу могли бы решать, скажем, сотрудники отдела охраны природного парка, если бы, конечно, парк был бы создан.
Во-вторых, в процессе проведения работ был нанесен вред природным комплексам и объектам охраны заказника. Так, по информации администрации заказника «Журавлиная родина» - в результате «обводнения» уничтожено одно из мест обитания белой лазоревки, занесённой в Красную книгу России, и проведено осушение переходного болота, места обитания нескольких видов растений и животных, занесённых в Красную книгу Московской области. Обо всех перипетиях этой истории можно ознакомиться на официальном сайте заказника «Журавлиная родина» -
цикл публикаций «Дураки, дороги, канавы».
Реорганизация памятника природы "Мозжинский овраг". "Распил" остался незамеченным.
Согласно ответу из Правительства МО, "работы по проведению реорганизации особо охраняемых природных территорий Московской области крайне необходимы. Это связано с тем, что особо охраняемые природные территории были созданы в период с 1966 по 1996 годы (в том числе и памятник природы "Мозжинский овраг") и существующая по ним документация содержит крайне скудную информацию о природном объекте, имеет неудовлетворительное описание его границ, а также устаревшие, ошибочные и противоречивые сведения. Это создает угрозу сохранности природных объектов.
Обращаем Ваше внимание, что реорганизация особо охраняемых природных территорий областного значения осуществляется или без изменения площади существующей особо охраняемой природной территории или с ее увеличением. При проведении реорганизации памятника природы "Мозжинский овраг" площадь данной особо охраняемой природной территории осталось прежней".
С этими словами вполне можно было бы согласиться, если не вдаваться в подробности дела. А подробности мы уже неоднократно рассказывали -
В Подмосковье изменили границы памятника природы для жилищной застройки,
"Распил лесов по своим" докатился до ценных природных объектов. Если коротко, то в результате реорганизации памятника природы "Мозжинский овраг" летом 2011 года было проведено уточнение границ таким хитрым образом, что из состава ООПТ были исключены лесные участки, которые ранее уже были сданы в рекреационную аренду компаниям «Раменье» и «НИИ права имени А.Ф.Кони» (близким к депутату Мособлдумы Никите Чаплину) - см. схему ниже:
После этого в мае 2012 года экс-губернатор Московской области Громов подписал постановление о присоедниии одного из этих участков (под кадастровым номером 50:49:0010110:79) к землям населенных пунктов, а именно к землям Звенигорода. А 30 июля
по информации газеты Ведомости должны были состоятся слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования этого участка с «для осуществления рекреационной деятельности» на «для индивидуального жилищного строительства». В общем, все предельно ясно. Но, как видно из ответа, новое Правительство Московской области эту проблему признавать не желает.
Вид на Москву-реку. Еще год назад это место относилось к памятнику природы регионального значения "Мозжинский овраг". Сейчас это уже земли городского округа Звенигород. Вполне вероятно, что в скором времени здесь начнутся строительные работы (фото сделано в июне 2011 года ДОП МГУ).
Единая дирекция ООПТ в Московской области. Необходимость дирекции признается, но конкретных шагов к ее созданию не сделано.
Согласно ответу из Правительства МО, "контроль за состоянием ООПТ в настоящее время, к сожалению, не носит постоянный и системный характер. Разовые проверки не дают должного результата. В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных придпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проведение плановых и внеплановых проверок специалистами Министерства может осуществляться только после получения согласования прокуратуры Московской области.
Для более эффективной деятельности в сфере организации и обеспечения функционирования ООПТ с учетом опыта других регионов рассматривается вопрос создания специального юридического лица (например, государственного учреждения), занимающегося исключительно проблемами ООПТ областного значения.
Ранее вопрос о создании Государственного природоохранного учреждения Московской области "Дирекция особо охраняемых природных территорий Московской области" прорабатывался в 2008 году.
Однако в условиях сложившихся на тот период финансовых затруднений структуру, ответственную за обеспечение установленного режима природопользования особо охраняемых природных территорий областного значения, создать не удалось".
Отрадно, что новое Правительство МО признает проблему неээфективного контроля за состоянием областных ООПТ (неэффективно, это мягко сказано. Контроля практически нет - плановые проверки, в принципе, не проводятся, а внеплановые - нерегулярны и безсистемны). Создание отдельной дирекции ООПТ без всяких сомнений необходимо для организации нормальной и полноценной работы по управлению и охране областных ООПТ. Надеемся, что затруднения, аналогичные 2008 году, не возникнут, хотя, конечно, опасения есть, особенно учитывая неприятную ситуацию с организацией природного парка "Журавлиный край".