Оригинал взят у
crustgroup в
Парус, порвали парус! Кто вы такие? Вас здесь не ждут! (CIV39)Рассказать о тысяче лет покорения силы ветра в коротком рассказе формата статьи - практически невозможно.
Но без такого, сугубо неполного рассказа, понять, почему западноевропейская цивилизация вроде бы внезапно и неожиданно вырвалась вперёд и на долгие пятьсот лет захватила господство в мире - абсолютно невозможно.
И, честное слово - лучше бы им порвали их парус в самом начале. Ведь начало было у них такое же, как и у всех - квадратная тряпка, подвешенная на мачту на горизонтальной палке и старые, проверенные временем вёсла.
Вот с этого нехитрого приспособления для морских путешествий, на котором мы закончили свой
рассказ о Катастрофе Бронзового века мы и продолжим.
А закончим - уже совершенно другим судном, на котором дедушка Колумб заложил почин тотального принуждения к христианству, рабству и европейскому колониализму на территории обеих Америк, Африки, Австралии и части Азии.
Надо сказать, наше представление о древних античных судах тоже очень сильно испорчено их современными реконструкциями, которые часто дополняют их мелкими деталями, которые сейчас выглядят очень естественно для современных яхтсменов и рыбаков, но совершенно невозможны в те времена.
Их ещё просто нет - и их ещё надо изобрести. У мореходов часто нет не то что гербовой бумаги - нет ни ватмана, ни даже косой линейки. Есть только клочок старой газетки а хочется по-большому а плавать как-то надо.
А дьявол, как мы помним, сидит именно в деталях. Ну а морской дьявол сидит в деталях рангоута, такелажа и парусного вооружения.
Поднять фор-бом-брамсель! Что вылупился на меня, крыса? Вот же он - висит на фор-бом-брам-стеньге!
Но в древности всё обстоит гораздо печальнее и проще.
Во-первых - парус.
Сейчас парус - это сложное устройство с массой мелких деталей. появление которых мы потом рассмотрим по каждую и по отдельности
Начнётся это в той части нашего рассказа, когда неприятные и грязные северные варвары (русские? Кто сказал - русские? А вот и не русские), изобретя первые из этих полезных фенечек, с их помощью смогли двести лет держать в страхе весь север Европы.
Правда, там ещё были в анамнезе и Вещества мухоморы, но мухоморы - это не наш профиль.
Наш профиль - это вот это:
Это современный бермудский парус. на устройстве которого легко можно уже объяснить к чему пришло в итоге постепенное совершенствование парусного вооружения.
Края паруса, дополнительно простроченные и укреплённые внутри простроченного "кармана" специальным прочным металлическим тросом - ликтросом, называются шкаторинами. Именно
ликтрос защищает парус от внезапного разрыва его порывом штормового ветра.
Прочный витой стальной трос изобрели где-то в районе 1820 года, когда швейцарец Анри Дюфур предложил использовать лёгкие, витые из проволоки стальные тросы для строительства подвесных мостов. После строительства первого такого моста в 1822 году стальные троса, в силу своих непревзойдённых свойств вытеснили подвесные цепи из шахт, верёвки на грузоподъёмных механизмах и лифтах - ну а дальше уже понеслось всюду и везде.
До начала же XIX века шкаторины парусов укрепляли чем не попадя - ну а основным материалом для ликтроса паруса и такелажа (снастей) судна была марихуана конопля, а точнее - пеньковая верёвка. Ну а в силу того, что такелаж и паруса у судна и трутся, и гнуться, и рвутся - этой самой пеньковой верёвки любому, даже самому завалящему флоту надо было просто как не в себя.
Вообще же, отношение к конопле, как к Веществу, возникло совсем недавно - в районе 1930-х годов. До тех пор конопля и её производные занимали почётное место в сельскохозяйственной и индустриальной культуре.
Вас пугает Пирамида с Оком на одно-долларовой бумажке?
Ну тогда - добавим пасторальных сюжетов. Уборка конопли на оборотной стороне десятидолларовой банкноты выпуска 1914 года:
Суровые американские мужики на лошадках убирают именно её, родимую. Эта купюра даже так и называется у коллекционеров - hemp note.
Многие из вас слышали, что Наполеон в 1812 году вторгся в Россию, дошёл до Москвы, а потом и добежал назад до Парижа - правда, уже без армии.
Но что было первопричиной нападения Наполеона на Россию? Чего он попёрся в эту пешеходную прогулку?
Причина была веская и причина эта называлась -
Континентальная блокада.
Согласно Тильзитскому мирному договору 1807 года Россия обязалась присоединиться к Континентальной блокаде Наполеона и отказаться от поставок в Англию товаров своего традиционного экспорта в эту морскую державу, а именно: «…чтобы со стороны коммерц-коллегии приняты были меры, дабы пенька, от российских портов ни под каким видом и ни через какую нацию не была отпускаема и переводима в Англию, а потому и должно принять предосторожность, чтобы комиссии, даваемые от англичан по сей части купечеству и конторам других наций, не имели никакого действия; российскому же купечеству объявить, что ежели таковой перевод, под каким бы то предлогом ни было, открыт будет, то все количество сего товара будет описано и конфисковано в казну без всякого им платежа».
Кроме такелажной пеньки под запрет Континентальной блокады попадали древесина для корабельных мачт и палубный тес, смола для пропитки швов суден, ну и уже не столь важные для флота, но критичные для Англии зерно, поташ, железо и медь.
В итоге экспорт железа из России упал в 2,5 раза, экспорт зерна втрое, экспорт леса упал вдесятеро, а экспорт пеньки, как наиболее ценного товара - вообще практически прекратился.
Если же вы внимательно проанализируете факты и последовательность развития событий блокады, начиная от первых
усилий Павла I в данном направлении и
вплоть до последних Выстрелов французов при Ватерлоо в 1814 году, то вашему вниманию представится интересный факт - и Павла I, и Наполеона нашего Буонопарта убили именно за неё.
За коноплю.
Cui prodest? - всегда самый важный вопрос.
Но, вернёмся к нашему парусу. Кроме укреплённых шкаторин, которые показаны на рисунке цифрами 3,5 и 7 и важность которых в деле обеспечения непорватости паруса мы только что разобрали, на рисунке показана ещё одна современная задумка, которая фигурирует под номером 9.
Это лата.
На современных гоночных яхтах латы не только поддерживают заднюю, не прикреплённую к мачте шкаторину (она у нас на рисунке под номером 7), но и регулируют жесткость паруса. Сегодня один и тот же парус может оснащаться несколькими комплектами лат. Для слабых ветров служат более мягкие латы, для сильных ветров - более жесткие. Латы сейчас делают из дерева, пластика или из лёгких сплавов.
Но если вы посмотрите на античные корабли, то, после моих весьма кратких объяснений, уже просто заплачете от убогости парусного вооружения этих посудин. Вот, как пример, реконструкция греческого судна времён конца Бронзового века:
Если кому интересен полёт мысли тех времён - в прошлом материале есть
ссылка на дошедшие до нашего времени изображения и материальные остатки тех судов.
Квадратный парус, прошитый чёрт-знает-чем по краям (пенька, как мы помним - у северных варваров, а не в Средиземноморье), никаких лат, нет даже совершенно естественной сейчас нижней гиковой латы (цифра 3 на вернем рисунке), которая может придать парусу мало-мальскую прочность при шквале.
Неудивительно, что с таким парусным "недовооружением", даже имея прочный деревянный корпус, греческий корабль в основном полагался на пердячую весельную тягу, а отнюдь не на силу ветра.
Впрочем, у современных грекам египтян, как я уже писал, с кораблями было ещё хуже. В ситуации полного отсутствия в Египте корабельного леса (прям-таки, как в Англии с её бурно развивающейся металлургией в начале XIX века!) египтяне вообще вынуждены были выдумывать для корпуса судна жуткие и леденящие душу
эрзацы. Например, тростниковые суда.
Нет, я конечно понимаю, что Юрий Сенкевич переплыл даже Атлантический Океан на папирусном судне. Правда судно носило имя "Ра-2".
А вот с "Ра-1" получилось
не столь удачно...
Сенкевича, безусловно. вместе с Туром Хейердалом с "Ра-1" эвакуировали, ведь "...она приближалась понемногу и становилась роскошной красавицей яхтой, качало ее немилосердно, но на борту стояли парни, ярко одетые, с фото- и киноаппаратами, они снимали нас, мы тут же оживились, проснулись, замахали, полезли на мачту, закричали, чтобы прежде всего прислали нам покурить. Подошла резиновая лодочка, и матрос бросил с нее блок сигарет."
Как вы понимаете - у древних египтян не было УКВ-радиостанции, сигнала SOS, сигарет и фотокамер.
Да у них даже и пеньки-то на ликтрос и деревянных лат (те, которые в парус) - тоже не было.
Вот и не казали они на своих судах носа никуда, кроме речного Нила и почти лишённого штормов Красного Моря.
Греки же на фоне египтян с их камышовыми лодками были просто-таки чертовски успешными мореходами. Но - опять-таки в пределах Средиземного моря, где от внезапного шквала легко зашхериться в ближайший заливчик.
Уже даже наше курортное, Чёрное море было для греков Понтом Аксинским - то есть Негостеприимным Морем. Ходить по нему отважились только в эпоху классической Древней Греции.
Ну хорошо, а когда же появляются в истории - ликтрос, латы и настоящий парус?
Александр Македонский? Нет, пердячая сила на вёслах.
Юлий Цезарь? Нет, гребём! Держим ритм!
Август? Гребём, шхеримся! Шторм, в бухту!
Диоклетиан? Парус, порвали парус!
Юстиниан? Кто вы такие? Вас здесь не ждут!
Первые латы и ликтрос, практически современные шкаторины - это суровые, грязные северные варвары, которые едят мухоморы, у которых уже есть хороший ганджубас для пеньки и ещё они говорят, что бог - один.
В смысле - Один.
Ну а парус? Парус пока ещё квадратный, но за него уже не стыдно и не страшно:
Но до настоящего прорыва в открытый океан и до изобретения очередной порции "маленьких хитростей" ещё где-то 500 лет.
А пока:
Эрик Рыжий? Гребём, гребём мы! За Одина! Парус, ставьте уж этот чёртов парус!