Этногенез славян - начало нашей эры (11)

Dec 19, 2012 13:04

Оригинал взят у aftershock_su в Этногенез славян - начало нашей эры (11)

Продолжаем изучать археологические культуры по работе Валентина Васильевича Седова Славяне: Историко-археологическое исследование В прошлый раз мы остановились на формировании зарубинецкой и пшеворской культуры сегодня рассмотрим первые четыре столетия нашей эры, на которые приходится возникновение племени антов, формирование киевской археологической культуры, а так же расцвет черняховской культуры, а затем её внезапное угасание вместе с пшеворской из-за очень интересных и трагических событий.


В начале нашей эры ситуация была такой:




Черными точками в правой части карты обозначены найденные памятники зарубинецкой культуры, кружками слева - памятники пшеворской культуры. Крестики это сарматские памятники, прямоугольники справа-внизу позднескифские городища, штриховкой обозначены земли балтийских племен.

Сарматы (крестики) заняли  южные земли среднего поднепровья в 1 веке н.э. что заставило оседлое население (черные точки) двигаться на север и запад, осваивая верхнее течение Южного Буга. Постепенно население распадалось, из зарубинецкой выделилась киевская археологическая культура (2-5 в.), в ней присутствует и скифский этнический компонент.

На этнокультурную картину в регионе свое влияние оказали готы, которые постепенно мигрировали с севера к черному морю, где-то смешиваясь с местным славянским и германским населением, где-то заставляя коренных жителей мигрировать. Из польского поморья представители вельбарской культуры двигались на юго-восток (через кружочки на карте).  В конце 2 в. они появились в междуречье Днестра и низовьев Дуная и расселились среди гето-дакийского населения, представленного Поянешты-Выртешкой культурой, и частично в сарматских землях (крестики).

В конце второго начале 3-го века  в Севернопричерноморском регионе складывается Черняховская культура.  Количество выявленных памятников этой культуры в настоящее время превышает четыре тысячи. Большую часть их составляют селища, располагаемые вблизи воды на первых надпойменных террасах. В плодородных черноземных регионах доминировали крупные селения площадью около 5-10 га, а наиболее крупные из них достигают 20-30 га. Была развита металлообработка, гончарное производство и прочие ремесла - литье из бронзы, изготовление бус, обработка дерева, резьба по кости. Основа экономики - земледелие и скотоводство. В поселениях найдены многочисленные зерновые ямы, некоторые из которых вмещали до 12 центнеров пшеницы.

В своей работе Валентин Васильевич подробно рассматривает различные культурные элементы, составляющие черняховскую культуру, среди них сарматские и скифские, пшеворские и зарубинецкие, вельбарские и гето-дакийские. Это говорит о сложной многоплеменной структуре Черняховского общества.



Исследуя особенности археологических памятников можно выделить области проживания отдельных племен в составе Черняховской культуры. Нас в первую очередь интересует вертикальная штриховка - тонкая (в левом верхнем углу) это наследие пшеворской культуры, толстая (по центру) это славяно-иранское смешение, здесь славянские представители зарубинецкой культуры смешивались с местным скифо-сарматским населением. Этим и обуславливается например фонетические и грамматические изменения в славянском языке, но они локальны и охватили только юго-восточную часть славянского мира. От скифо-сарматского населения было переняты языческие божества Хор и Симаргл, солярная мифология, а так же большое количество гидронимов иранского происхождения, названия которых формировались многие столетия. В одной из первых статей из цикла, посвященной византийским источникам я уже упоминал про перечисление днепровских порогов в главе 9 сочинения Константина Багрянородного «Об управлении империей». «По росски» пороги звучат совсем не на славянском, почему расшифровки ищут в осетинском с первого взгляда непонятно, но ответ есть у археологов - названия гидронимам давали ираноязычные племена, которые тут жили еще до славян, а осетинский наиболее близок к тем диалектам, на которых говорило скифо-сарматское население.

Седов замечает, что процессы ассимиляции ираноязычного населения были только в период функционирования черняховской культуры. Позднее, например, были контакты с аланами, но, судя по археологическим данным, сильного влияния они не оказали, а доминирующими уже стали славяно-тюркские отношения.

В результате этого смешения культур возникло племя известное под именем Антов. Этноним мог быть перенят у какой-то из групп скифо-сарматского поселения - antyas (осет.) ‘находящийся на краю’, украинцы короче говоря. Седов считает, что тогда же и возник этноним русь, от иранского светлый, блестящий. Эту гипотезу возникновения слова я не поддерживаю, но поскольку сейчас рассматриваю его точку зрения, не могу не сообщить об этом мнении.

В четвертом веке в нижнем поднепровье остготы под предводительством Германариха подчинили соседние народы, включая и антов, войско которых было хуже вооруженным и подготовленным хоть и многочисленным. Но державе Германариха не суждено было просуществовать долго - в причерноморские степи пришли гунны.



Форсировав около 370 г. Волгу, гунны стремительно продвигаются в Подонье и Предкавказье. Сопротивление донских алано-сарматов было сломлено огромным численным превосходством гуннов. Ираноязычные племена были частично истреблены, частично рассеяны, а некоторые группы их влились в состав гуннских полчищ. Одновременно другая группа гуннов направилась к Западное Причерноморье и, перейдя по льду Керченский пролив, вторглась в Крым. Цветущие города Боспора подверглись опустошительным погромам, их население - массовой резне. Пантикапей из крупного античного города превратился в небольшой поселок, а многие другие города полностью погибли в огне пожарищ.

В 375 г. гунны «внезапным натиском» вторглись в пределы владений готского короля Германариха. Остроготское государственное образование было разгромлено, Германарих покончил жизнь самоубийством. Часть остроготов покорилась гуннам, остальные во главе с Витимиром отошли на запад. Предпринимая попытки освободиться от господства гуннов, он «двинул войско в пределы антов», но в первом сражении потерпел поражение. Однако через некоторое время Витимир разгромил войско антов и казнил их короля Божа с 70 знатными старейшинами. Всё это говорит о том, что анты в 4 в. имели войско, знать и короля\князя, то есть представляли собой собственное военно-политическое образование, сопоставимое с другими союзами племен того времени.

Гуннское нашествие затронуло весь ареал Черняховской культуры. Большая часть Черняховских поселений прекратила существование. Крупные ремесленные центры, снабжавшие своей продукцией черняховское население, оказались полностью разрушенными, прекратилось поступление импортных изделий. Разрушение гуннскими ордами экономики и культуры населения Северного Причерноморья стало концом развития Черняховской культуры. Современник нашествия гуннов Евнапий писал: «Побеждённые скифы были истреблены гуннами, и большинство их погибло: одних ловили и избивали вместе с жёнами и детьми, причем не было предела жестокости при их избиении; другие, собравшись вместе и обратившись в бегство, числом не менее 200 000 самых способных к войне…»

В 434 г. гунны осаждали даже Константинополь. Результатом деятельности знаменитого вождя Аттилы (445-454 гг.) стало создание мощной Гуннской державы. Проведя несколько походов в Центральную Европу, он значительно расширил подвластную территорию. Аттила свергал королей и включал в свои владения побежденные народы - франков, бургундов, тюрингов. Подвластными Аттиле стали и земли славян, проживавших в верхних течениях Вислы и Одера. Пшеворская культура с активно функционировавшими крупными ремесленными центрами перестала развиваться и постепенно прекратила существование.

Климатические изменения и нашествие гуннов, разрушивших провинциальноримские культуры, стали толчком к тому, что позднее назовут великим переселением народов. О месте славян в этом переселении я расскажу в следующих статьях.

Это сообщение было опубликовано в информационном центре Aftershock пользователем casper_nn. Вы можете посмотреть и откомментировать публикацию здесь

Россия, Сказка на ночь, История

Previous post Next post
Up