“Если человек просто откинулся и подумал о надвигающемся ему прекращении и ужасе, и незначительности одиночества в космосе, то он, несомненно, будет сходить с ума, либо испытывать чувство бесполезности”.
(Стэнли Кубрик)
Под нежные звуки вальса Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» гигантские высокотехнологические космические станции и спутники подобно балеринам синхронно двигаются в такт музыке на фоне живописных видов Земли и Луны. Под все те же аккорды вальса внутри пассажирского космического корабля шариковая ручка парит в невесомости, возле уснувшего пассажира в дорогом костюме. В кадре появляется миловидная стюардесса в белоснежной форме: она берет ручку и аккуратно засовывает ее в карман пассажиру.
Спустя 20 минут этого неотразимого научно-фантастического балета место действия переносится на миллионы километров. Здесь, вдали от дома, на корабле невероятного размера команда космонавтов-первопроходцев движется на пути к Юпитеру, в мертвой тишине безвоздушного пространства. Их сопровождает неодушевленный бортовой компьютер с пристальным взглядом и чарующим баритоном. Зачем они летят к Юпитеру? Что их ждет в глубинах космоса? Одни ли они во вселенной?
Восхитившись вышеописанным вы, наверное, побежите смотреть этот фильм. Но, посмотрев первые его полчаса, вы поймете, что он не так однозначен. Несмотря на мастерски сделанные спецэффекты докомпьютерной эпохи, классическую и авангардную музыку в качестве саундтрека, общее поэтическое настроение, у фильма полно недостатков. Действие медлительное и затянутое, диалоги пустые, бессмысленные и занимают меньшую часть фильма, актеры играют сухо, неестественно, а сюжет можно пересказать в двух строчках. Упор на научную достоверность и изображение красоты техники мало кому понравится: половина фильма похожа на выставку достижений прогресса.
В итоге за полвека фильм ужасно устарел. Получить удовольствие от просмотра можно, но если вы будете смотреть его глазами зрителей 60-х и восхищаться спецэффектами, которые сделаны без компьютерной анимации. И, наконец, каким бы этот фильм не был спорным, он изменил представление о научной фантастике в кинематографе.