Так я акцент хочу сделать именно на общественном представлении о справедливости. Законы (базовые) соответствуют главным принципам "Кто успел тот и съел" и "Нужно отбирать деньги у плохих и перераспределять их среди хороших".
Если совесть выводить из представлений о справедливости, то при последовательном продолжении такого вектора всё это становится антисистемой (термин Гумилёва). Или попросту сатанизмом.
В норме (у здорового зрелого человека) совесть основывается на живом знании о существовании другого человека ("я чувствую другого, сочувствую ему и своё поведение строю, считаясь с его живой, ежесекундно новой реальностью"). В искажённом варианте в нашей культуре -- это страх "неправильного поступка", грозящего осуждением (осуждение, неодобрение здесь ключевой момент, но это уже другая тема). Если совесть (а это тоже в первую очередь чувство) вырастает из понятия справедливости, то есть из того, "как должно быть", значит опирается на принцип (неживая абстракция, упрощающая мир, помогающая нам понимать происходящее, но неизмеримо меньшая живой реальности), тогда происходит как в перевёрнутой пентаграмме: то, что должно служить человеку, становится руководящим. Думаю, хорошая иллюстрация -- финал фильма "Догвилль". Там как раз "торжествует справедливость".
Да мне как то всё равно, кто такой Пелевин. Я читаю книги. Из жизни знаю массу примеров (особенно из брежневских времен), когда великолепные по духу книги писали на удивление подлые и мерзкие в жизни люди.
Мастер на заводе собирает автомобили, в одном из которых я, к примеру, езжу. Мастер пьёт по черному. Но бывает в жизни и так, что машины он собирает отлично, куда как лучше сменщика-трезвенника. Причина наверняка есть, но я живу далеко от них, и мне разгадка не доступна.
Comments 20
(The comment has been removed)
Есть еще момент. Жизнь и вселенная штука сильно разнообразная, в законы ее не вписать 8(
Reply
(The comment has been removed)
Например, "эпоха судей" в ветхом завете. Ну и что там - анархия царила, грабежи, убийства, "плач стоял по всея земля"?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
В искажённом варианте в нашей культуре -- это страх "неправильного поступка", грозящего осуждением (осуждение, неодобрение здесь ключевой момент, но это уже другая тема).
Если совесть (а это тоже в первую очередь чувство) вырастает из понятия справедливости, то есть из того, "как должно быть", значит опирается на принцип (неживая абстракция, упрощающая мир, помогающая нам понимать происходящее, но неизмеримо меньшая живой реальности), тогда происходит как в перевёрнутой пентаграмме: то, что должно служить человеку, становится руководящим. Думаю, хорошая иллюстрация -- финал фильма "Догвилль". Там как раз "торжествует справедливость".
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Из жизни знаю массу примеров (особенно из брежневских времен), когда великолепные по духу книги писали на удивление подлые и мерзкие в жизни люди.
Мастер на заводе собирает автомобили, в одном из которых я, к примеру, езжу. Мастер пьёт по черному. Но бывает в жизни и так, что машины он собирает отлично, куда как лучше сменщика-трезвенника. Причина наверняка есть, но я живу далеко от них, и мне разгадка не доступна.
Reply
Leave a comment