Практическая Панама и немного Колумбии в виде Боготы

Nov 19, 2015 23:24



Популярный вопрос по этому путешествию: почему Панама?
А почему бы и нет? У страны два побережья: Карибского моря и Тихого океана. Любителям моря там точно есть чем заняться. Да и в целом достаточно интересно. Но в России она почему-то совершенно не раскручена в отличие от многих других стран Центральной Америки. Единственная ассоциация с Панамой у обычного россиянина - Панамский канал. Скорее всего туроператоры решили не прокладывать маршруты в эту страну из-за очень небольшого сегмента отелей, работающих по системе all inclusive, или близких к ним. Большая часть самостоятельных туристов тоже вряд ли что-то слышали о Панаме кроме, опять же, наличия там канала.
Проще говоря, страну незаслуженно обходят при выборе места отдыха. А она будет намного поинтереснее той же Доминиканы, например.

Маршрут с 10.10.15 по 28.10.15: Panama City - Bogota - Bocas del Toro - Santa Catalina (нац. парк Coiba) - Panama City

Общая информация
Часовой пояс везде UTC-5, летнего времени нет. Разница с Москвой -8 часов. Когда в Москве полдень, в Панаме и Колумбии четыре утра. Когда в Панаме шесть вечера, и вы ждете заказанный ужин, у друзей в Москве два ночи следующего дня, звонить им уже не стоит.
Розетки везде американские 110В.
Движение правостороннее, как у нас. Даже на скутер необходимы права, в Панаме обычных российских вполне хватает, в Колумбии, говорят, нужны международные.
Английский в туристических местах более менее знают, но обычно на уровне российского прилежного школьника. Не в туристических англоговорящий местный - редкость. Настоятельно рекомендуется выучить цифры и десяток слов, чтобы спросить, где у вас туалет.


Визы
В обе страны для россиян, прибывших с целью туризма, визы на пребывание до 180 дней не требуются. Никаких сборов на границе нет.

Деньги
Банкоматы в обеих страны распространены и диковинкой не являются за исключением совсем глубинки вроде Санта Каталины.
В сфере услуг цены почти везде указаны без налогов и чаевых, которые записывают в счет автоматически. В во всех посещенных странах Америки почему-то любят парить людям мозги по мелочи.
Текущие курсы валют смотрите здесь: http://www.xe.com/currencyconverter/

Панама
Курс жестко зафиксирован к американскому доллару: 1 USD = 1 PAB (панамский бальбоа).
Поэтому страна решилась не париться с печатанием собственных купюр и просто использует везде доллары. Монеты по каким-то причинам все-таки чеканят, поэтому американские центы и панамские сентесимо распространены на равных.
Местная валюта обозначается как B/. Именно с точкой на конце. Очень непривычно, если не знать заранее.

Колумбия
А вот у них деньги свои, песо.
На 18.11.2015 курсы такие:
1 USD = 3 100 COP, 10 000 COP = 3.2 USD
1 RUB = 50 COP, 1 000 COP = 20 RUB
Как обычно в странах Латинской Америки собственная валюта обозначается знаком $, как и обычные доллары. Но по количеству нолей на ценнике сразу понятно, о какой именно валюте идет речь: местной или баксах.

Бюджет
Билеты до Панамы - 500 долларов на человека.
Билеты из Панамы до Боготы туда-назад - $180
Билеты из Панамы до Бокас дель Торо - $110
Все проживание на двоих - ~$420
Все остальные траты на двоих, включая подарки и дьютики, - $3400
Итого 5400 долларов на двоих за 19 дней. Черт, как хочется эту сумму посчитать по курсу 33 рубля... :)

Связь
Так как различий мало, то раздел будет без разделения на страны.
Панама. Код страны +507. Исходящий международный код 00. Код города Панамы +507 2
Колумбия. Код страны +57. Код Боготы +57 1.

Мобильная
Был выбран оператор Movistar. Ловит по всей стране, включая Бокас дель Торо и Санта Каталину. И если уж ловит в Каталине, то, наверное, должен ловить везде.
Тарифы для препейд симок. Купить можно в любом супермаркете. Стоимость сим-карты $4. На счету ноль. Пополняется через скрэтч-карты или киоски а-ля Киви (когда-то они и были Киви, кстати). В первый раз пополнение упятиряется. Я положил пять долларов, получил на счету двадцать пять. Сказали, что акция действует только на первое пополнение. Но через неделю после роуминга в Боготе, думая, что баланс исчерпан, я через киоск положил еще около четырех долларов. В балансе оказалось в четыре-пять раз больше. Так что, видимо, работает не только в первый раз. А может какой сбой был.
Пополнять так: *312<номер с карты><вызов>. Внимание: звездочка только одна, никаких диезов в конце. Телефон делает обычный голосовой вызов. На том конце что-то лопочат по-испански, и приходит смс, что номер пополнили.
Проверка баланса: *312. Опять же будет обычный вызов, а потом придет смс.
Выход на международную связь через 00. Хотя вроде обычный плюс тоже работает. Важный момент! После покупки симки на ней включен план Promo с ценой за местную минуту в $0.63! Это, конечно, грабеж, который расчитан на неподкованных людей и туристов. При подготовке к этой поездке я по непонятным для себя самого причинам решил забить на выяснение нюансов мобильной связи в заморских странах, поэтому до конца отпуска разговаривал именно по такой цене. Все равно хватило, так как звонить особо некому, кроме таксиста Jordan'а, о котором ниже. Но правильный турист должен перейти на правильный тариф Unica, отправив смс с текстом "Unica" или просто "U" на номер 888. После этого стоимость минуты уже $0.10, что намного интереснее.
Стоимость вызова в Россию полдоллара. То есть на изначальном плане дешевле звонить в Россию, чем на местный номер :)
Тут можно узнать стоимость звонка в конкретную страну.
При поездке в Боготу ради трех дней новую симку решили не брать, а использовать панамскую, так как оператор тот же. Стоимость минуты местного разговора и при звонке в Панаму около доллара.
Тарифы на роуминг.

С мобильным интернетом все сложно. Судя по всему, 3G связь в тех краях работает на отличных от наших частотах. По крайней мере Sony M Dual ни разу триже так и не показал. Попробовал ловить сети в ручном режиме, показывает только 2G, причем абсолютно все операторы именно в этом режиме. А 2G интернет попросту отсутствует. По параметрам мой телефон вроде бы должен поддерживать частоты Movistar, но по факту не работает. Как проверить модель телефона заранее, подсказать не могу.

Wi-Fi
А вот с вайфаем все неплохо, за исключенем средненькой скорости. Вайфай есть почти во всех отелях и приличных кафе. В Панаме по всей стране в социально значимых местах вроде автобусных станций, метро, набережной есть бесплатный интернет под названием "InternetParaTodos", что в переводе означает "ИнтернетДляВсех". Введенные данные никто не проверяет, что с одной стороны хорошо, с другой стороны, нахрена оно тогда нужно?
На шлюзе в Колоне для туристов сделана отдельная точка доступа. Если правильно помню, там даже регистрироваться не надо.
В Колумбии такого шика с бесплатным вайфаем от правительства не замечено. Да и в целом мест с вайфаем поменьше.

Транспорт

Панама
Авиа
Хорошо развито, но дорогое. Как и во всей остальной Америке, понятие лоукостер отсутствует. Миниальная цена по маршруту Панама Сити - Бокас дель Торо составляет 100-110 долларов, хотя лететь чуть меньше часа.
В столице есть три аэропорта: основной Токумен (PTY), Альбрук (PAC) и Панама Пасифика (BLB).

Ж/Д
Поезд был замечен только в направлении Панама - Колон. Но это исключительно туристический маршрут с туристической же ценой - 25 долларов за поездку в один конец. Ходит с понедельника по пятницу. Время в пути - один час. Настоятельно рекомендую - отличные виды и просто кайф. Есть открытые платформы, чтобы туристы могли повысовывать морды навстречу ветру. Есть двухэтажный вагон со стеклянной крышей, откуда отлично видно канал и озеро Гатун, являющимся его частью. Из Панамы уходит в 07:15 утра. Из Колона - в 17:15.
Билеты покупаются прямо перед отправлением, места точно будут. Но стоит приехать хотя бы за полчаса, чтобы занять хорошие места в двухэтажном вагоне. Садиться надо с левой стороны, так как именно там будет канал.

Автобусы
Между городами автобусы бегают часто и быстро. Но по популярным направлением может быть давка.

Направление Портобелло - Панама
В Портобелло надо ехать с пересадкой через Колон, а точнее через остановку на перекрестке. Из Портобелло в Колон последний автобус уходит в 18:00. Чтобы пересесть на автобус до Панамы, надо выйти на перекрестке около супермаркета Rey. И там в это время дня жопа. Пришедший обычный дешевый автобус был битком, а ехать часа два. Там можно курсы похудания устраивать - с потом выйдет килограмм пять за время пути. Мы решили подождать следующего. Через семь минут приехал более комфортабельный автобус, куда уже усаживались пассажиры “побогаче”. Стоя было нормально. Цена около $2 за обычный автобус, $3-4 за комфортабельный.

Направление Бокас дель Торо - Панама
Если добираться из Бокас дель Торо наземным транспортом, то лучше забронировать весь путь на самом острове. До Панамы стоит $40, до Сантьяго - ~$33. В эту стоимость входит спидбот до Альмиранте, трансфер от причала до автобусной станции и, собственно, сам автобус до конечной точки. Так как автобус до Панамы отправляется два раза в сутки, то и билеты на такой трансфер продают на два времени: на утро с отправлением в районе 7:00 и вечер в 17:00. В указанное время надо быть на причале. Примерно через полчаса усадят на спидбот. Через 20-30 минут уже на материке. Еще 30-40 минут на трансфер до автобуса и ожидание отправления. Перед посадкой в автобус надо получить билеты в кассе. Уже все уплачено, так что это простая формальность. Вы им показываете паспорт, они вам дают билеты.
Из Альмиранте до Сантьяго автобусы отправляются в 9:00 и 19:00. В пути 6 часов, стоимость $18. Так как автобус идет до Панамы, то транзитная остановка в Сантьяго не в терминале. От этой остановки до автовокзала можно дойти пешком, но лучше все же поймать такси за пару долларов.
От Сантьяго до Панамы 3 - 3.5 часа примерно за $6. Отправляются каждые полчаса - час, включая ночное время.

Направление Сантьяго - Санта Каталина
Если собираетесь в Санта Каталину посерфить или понырять в национальном парке Койба, то надо сначала добраться до Сантьяго. Самолеты туда не летают, так что остаются автобусы. Город крупный, так что ходят часто в обоих направлениях: Панама и Давид. Кстати, соединяет эти города знаменитое Pan-American Highway
Далее из Сантьяго надо двигать в Сону. Автобусы ходят каждые полчаса с 04:00 до 18:00. Время в пути около полутора часов. Стоимость ~$3.
Потом от Соны до Санта Каталины еще один автобус. Здесь с расписанием посложнее. Оно разное для будних и выходных дней, а также не совпадает с расписанием из вывешенного листа. Ниже расписание, как оно было указано на остановке.
Сона - Санта Каталина в будние: 5:30, 8:40, 11:20, 13:30, 14:40, 16:45.  В воскресенье в 5:30, 11:15, 16:30.
Санта Каталина - Сона в будние 6:15, 7:00, 8:00, 10:45, 13:15, 15:30.  В воскресенье в 7:00, 8:00, 13:15, 15:30.
Но обязательно уточняйте на месте!
Стоимость в районе полутора долларов. Время в пути - полтора часа.
Мы приехали в воскресенье как раз после ухода рейса в 5:30. Решили не ждать и поехать на такси. Водитель попросил сорок долларов, я предложил тридцать, и он сразу согласился. Вот такие они там покладистые, но об этом ниже.

Автобусные терминалы указал на карте.

Такси
Можно ловить на месте. По Панама Сити стоимость три доллара днем и пять ночью. Причем это фиксированные тарифы. Пробовали торговаться - просто уезжают. В общем, такое такси мне нравится.
Из аэропорта Токумен в центр города стоит в районе $25-30. В аэропорту зазывала предлагал за 35, потом за 30. Но я стоял на 25. Он сказал ОК и повел к гнезду таксистов. Там минут десять пришлось подождать - видимо за 25 немного желающих везти. Дополнительные пару баксов ни разу выцыганить не пытались. Время в пути 20 минут.
На всякий случай телефон проверенного таксиста Jordan. Цены на нестандартные маршруты вроде "рынок морепродуктов - Панама Вьехо и назад" дает хорошие. Эта поездка нам на троих обошлась в десять долларов. Телефон: +507 651 037 22. Можно звонить сразу по прилету - через 15-20 минут будет уже на месте, как раз выйдете с паспортного контроля. Если передадите привет от русских туристов, ему будет приятно :)
При поездках на такси надо учитывать, что пробки в Панаме бывают как в Москве, и на дорогу можно потратить два часа вместо предполагаемых двадцати минут. Ушлые таксисты иногда заезжают на выделенные для общественного транспорта полосы сразу за автобусами, но их гоняет полиция, так что большая часть пути в любом случае будет по дороге "для всех".
Если хочется раскошелиться на такси между городами, то одним водителем в Панаме был озвучен ценник в один доллар за километр. Думаю, это все-таки дороговато. Из Соны до Санта Каталины 66 км, но мы заплатили 30 долларов, как уже писал выше. Скорее всего цена зависит от конкретного региона. В столице, естественно, будет дороже.
В Колоне взяли такси до шлюза канала. Сторговались на $40 за дорогу туда и назад, включая двухчасовое ожидание на самом шлюзе.

Общественный транспорт
В столице для автобусов выделены специальные полосы. Наглые водители иногда на них заезжают, но строго после пропуска автобуса и до предела видимости очередного полицейского. Благодаря полосам, автобусы передвигаются довольно быстро, и пробки в пределах города на их расписание почти не влияют. Но мы этот транспорт как-то пропустили.
Зато покатались на новеньком панамском метро, состоящем из одной линии! Оно очень новое - было открыто полтора года назад, 5 апреля 2014 года. Сразу видно, что метростроители не подготовились. Турникеты такие низкие, что даже у добропорядочного гражданина появляется желание их перепрыгнуть. В составах по три вагона. Мы ехали около пяти вечера в воскресенье, и народа было много. Еще не плотнячком, но уже не свободно. В часы пик, уверен, давка. Для проезда покупается транспортная карта за два доллара, потом пополняется. Все эти действия производятся через автоматы, открытых касс ни разу не видели. Одна поездка стоит 0.35 доллара.

Аренда
Арендой интересовались только на Бокасе. Там в прокате в основном квадроциклы. Но есть два места со скутерами и мотоциклами. Они все раздолбанные, но в целом пойдет. Цена на них одна - 30 долларов с 12 до 18 часов, 40 долларов с 10 до 18. Прокат на несколько дней не принят. Да и некуда там особо ездить, только на дальние пляжи. Большинство туристов предпочитает велосипеды для местного перемещения. Или квадроциклы, так как упасть труднее. Квадроциклы стоят в район сотни баксов за день.
Для вождения необходимы права. Российского образца подходят.
Так как прокат именно скутеров найти непросто, обе точки отметил на карте.

Богота
Подробно описывать транспорт в Колумбии смысла нет, так как мы были только в Боготе и перемещались на такси. Авиасообщение простое - аэропорт в городе один.

Такси
В Боготе таксисты ездят только по таксометру. Обязательно вызывать по телефону. Любое кафе, отель или другое заведение без проблем это сделают по вашей просьбе. Причем иногда секьюрность доходить до того, что приехавший таксист должен сказать пароль, который передал по телефону диспетчер.
Один раз поймали такси на месте, но так делать не рекомендуется, особенно одиноким пассажирам.
По прилету за маршрут аэропорт - исторический центр города по таксометру заплатили 24000 песо до Канделярии или $8 на американские баксы.
В последнюю поездку попросили вызвать в отеле, где все это время жили. Приехал какой-то хрен, у которого вместо таксометра был вроде как измеряющий деньги GPS-прибор. Цена была завышена в полтора раза. У нас не хватило колумбийских песо, поэтому дали доллары. Таксист оценил курс где-то в 1500 песо за доллар при реальном 2880. Всего вышло 33000 песо или 22000 песо + 7 долларов. Номер телефона для самостоятельного вызова: +57 1 411 1111.
Такси, в общем, очень дешевое.
Для поездки в Храм Соли взяли машину на весь день. Обошлось это в 200 000 песо за микроавтобус. Если попросить заехать на озеро Гуатавите, где приносили дары богам, то накинут 50 000 песо.

Общественный транспорт
Общественным транспортом не ездили по соображениям безопасности, да и смысла при таких ценах на такси не было.
Но в Боготе ОТ довольно интересный. Город не смог понятуть бюджет на метро, хотя жителей семь с половиной миллионов. Этот факт особенно занятен в сравнении со столицей Панамы, где метро есть, а жителей в десять раз меньше.
Поэтому власти разработали скоростные автобусные маршруты. Система BRT (Bus Rapid Transit) называется TransMilenio. При разработке все было направлено на ускорение процессов проезда. Проезд оплачивается не в автобусах, а при входе на остановку. В крупных транспортных узлах для каждого маршрута своя выделенная остановка. Автобусы практически везде, а может и вообще везде, ходят по физически выделенным полосам, так что никакой ушлый мудак, которому надо быстрее всех, автобус не подрежет. Система очень популярна, хотя по-другому и быть не может, так как альтернативы по сути нет. С 2000 года, когда она была открыта, развилась до 12 маршрутов протяженностью почти сотню километров.

Где жить?
Ничего необычного при снятии жилья нет. Букинг.ком - наше все. Цены от 20 долларов и выше. В Панама Сити чуть дороже, чем в Боготе, но не принципиально.
Но даже в городах есть смысл искать на месте, надо только знать район, куда стоит заселяться. В Панаме это район между старым и новым городами, около станций метро Loteria и Santo Tomas. Мы жили в отеле Acapulco за 35 долларов ночь. Гугл испохабил свои карты, так что точную ссылку дать не получается. Откройте карту целиком, этот отель там отмечен. На следующем от набережной перекрестке есть отель Veracruz, который стоит на пятерку дороже, но выглядит намного лучше.
В Боготе район для заселения называется Candelaria, где мы и сняли Hotel Ambala Colonial. Именно в этом районе находится большая часть достопримечательностей города, а их там довольно много. Хотя Candelaria считается меккой охоты на туристов, нас никто так и не ограбил, будто и не были в Боготе :(  Мне кажется, что опасность несколько преувеличина. Туристы там продолжают селиться, и остаются при этом без общения с грабителями, если придерживаются банальных правил. Но можно поселиться и в районах для богатых, один из них отмечен на карте под названием "Хороший безопасный квартал в Боготе".
На Бокасе искали отель на месте. В аэропорту сразу подходят помогальщики, которых не стоит слать, так как с вас они дополнительных денег не возьмут. Мы сказали, что нам бы подешевле, но на море. Ок, не вопрос. Отвели в отель Brisas, который соответствовал всем нашим требованиям. Стоимость - 30 долларов за комнату. Когда-то он видал лучшие времена, но сейчас его превратили в хостел с многоспальными комнатами, который в свою очередь самопревращается в отель с отдельными комнатами как минимум в низкий сезон из-за отсутствия достаточного количества туристов. Другие отели и хостелы на берегу стоят от 50-60 долларов. Но брать надо именно на берегу. На Бокасе принято делать пирс у каждого отеля. И это просто сногсшибательно. Утренний подъем выглядил так: встать с кровати, пройти пять метров до пирса, сигануть в море. Потом уже можно идти чистить зубы, завтракать и что там еще положено делать по утрам. А вечерам пирс отлично подходит для посиделок и общения. В общем, такая система нас очень порадовала, и мы почти не замечали потрепанность Brisas'а. Кстати, он сейчас продается. Всего миллион с небольшим баксов. Не надо? Полагаю, что 95% этой суммы составляет земля и часть берега, на котором стоит отель.
Второе место, которое нам запомнилось - отель в Санта Каталине Coibahouse (тоже есть на карте). Его забронировали заранее, так как Каталина была для нас темной лошадкой, и бегать на месте в поисках жилья не хотелось. В низкий сезон Coibahouse стоит $55. В нем всего три или четыре номера с общим туалетом. Но это с лихвой компенсируется умопромачительным видом на Тихий океан, которым наслаждаешься из гамака на террасе. Сам отель стоит на небольшой возвышенности. В двух минутах ходьбы вниз по склону пляж. И в этом отеле очень радушный и приятный хозяин. В общем ему не зря ставят девятки и десятки на букинг.коме. Единственный недостаток - отсутствие вайфая. Но в той жопе мира его и так почти нигде нет.

Еда-питье
Чаевые в обеих странах обычно уже включены в счет и указаны в чеке. А если не указаны, то все равно скорее всего включены. В общем, оставить на чай можно, если очень понравилось.
Также надо учитывать, что в меню цены обычно без учета налогов.

Панама
В столице настоятельно советую ресторан, примыкающий к нашему отелю Acapulco. Вкусно и довольно дешево. Из блюд рекомендую суп Sanconcho, стоит $3.25. Им одним можно наесться, так что не торопитесь заказывать основное блюдо.
Еще стоит посетить европейский бар La Rana Dorado, который как раз на пути в Старую Панаму. В счастливые часы (до 18:00 или 19:00) пинта их собственного пива стоит 4 доллара, но дают два бокала при заказе одного, что на выходе дает стандартную цену пива в панамских кабаках. Также там очень вкусная пицца, да и просто обстановка приятная.
Обычное пиво в барах стоит от 1.3 до 1.5 доллара за 0.33. Самое популярная местная марка называется Balboa, как и нац. валюта. Конкистадор Бальбоа панамцам явно по душе. Знаменит он тем, что первым из европейцев достиг побережья Тихого океана. Заодно по пути основал несколько поселений. Сколько при этом перебили индейцев, не уточняется. Но вернемся к пиву. В магазинах оно стоит от 0.80 до 1.00 за те же 0.33 в банке.
Также в магазинах можно найти коктейль Cuba Libra всего за доллар! Чувствую, этот факт погубил немало туристов.
2 литра воды в магазине стоит 2.15$ Но воду можно пить из-под крана. Похоже в странах Америки парятся по поводу водопроводной воды.
Чай есть, но далеко не в каждом кафе. И даже если есть, то почему-то они отдают предпочтение всякой ароматизированной фигней или просто зеленому. Если все же удалось встретить черный чай, то это будет Lipton, что в целом на фоне Кубы не так и плохо. А вот с кофе у них все в порядке, оно и понятно.
Самое главное блюдо тех краев оставил напоследок. Это Севиче! Маринованная свежая рыба или морепродукты. Офигенная штука, особенно под пиво. Рекомендуется обязательно отведать на рынке морепродуктов в столице. Стоит 1 - 1.5 доллара.
На Бокасе стоит посетить ресторан Indi Lounge. Находится на набережной, если идти от Brisas в сторону причала парома. Опознавательный знак - на вывеске русалка с сиськами. Очень вкусно, недорого и интересная обстановка. Кстати, рестораны тоже стоит посещать те, что с террасами прямо надо морем.
В Каталине более менее европейский ресторан в месте, где мы жили, был один. Называется Pinguinos. К счастью своей монополией не пользовался, и кормили там вкусно.
Все рестораны отмечены на карте.

Богота
Кафе и рестораны в Боготе не впечатлили совсем. Вроде как и вкусно, но весь внешний вид, посуда, столы на уровне сельпо. Почему так - хз. Туристов там достаточно. Что-то особенное из еды вспомнить не могу.
Из напитков есть чай из листьев коки! :) Он полностью легален, по голове не бьет. Просто тонизирующий напиток, примерно как у нас чай из чабреца, только у них это культ.
Ну и кофе, конечно же.

Чем заняться?
Панама Сити
  • Походить по Старой Панаме, походить по Новой Панаме. Город очень контрастный. На одном панорамном виде умещаются свеженькие небоскребы в духе Дубаи и колониальные здания восемьнадцатого века.
  • Естественно, Панамский канал. Для этого надо доехать до города Колон, в котором делать совершенно нечего, а уже оттуда на такси до самого шлюза. Настоятельно рекомендую ехать в Колон на поезде. Очень впечатлило. На выходе с поезда в Колоне к вам сразу кто-нибудь подойдет и представится официальным сотрудником тур. фирмы с названием, что и у ж/д компании "Panama Canal Railway Copmany". У него даже кепочка фирменная возможно будет! В общем, в конечном итоге вам предложат за 60 или 80 долларов провести тур по каналу с заездом на САМ канал. Также этот крендель заверит, что общественный транспорт туда не ходит. Насчет транспорта нам проверять было лень, цену сбили до 40 с заездом в форт Davis. Сразу скажу, что в этом форте делать нечего. Никакой старинной фигни там нет. Просто небольшая база панамских моряков. Почему водитель нам этого не сказал - хз. Видимо решил, что раз такие осведомленные, то вот вам форт Дэвис с пятью зданиями и двумя кошками. Но сорок баксов человек отработал полностью. Не подгонял на шлюзе, повозил везде, где просили, немного рассказал про канал, а там каждый второй является экспертом по нему. Ходит ли там транспорт, непонятно. Но организованные туристические автобусы были замечены в большом количестве. Скорее всего их гонят сразу из Панамы, а это значит нет паравозику, а значит сразу нафиг.
  • Музей канала и музей Панамы. Музей канала по воскресеньям закрыт. Мы туда так и не попали, но по рассказам друга, "ВАУ" там не замечено. И рассказывается в основном не про канал, а про саму страну. Так что можно посетить любой из этих музеев на выбор. А можно и два. Они небольшие.
  • Панама Вьехо - развалины самого первого поселения с фортом, башней и музеем. Мы внутрь, к сожалению, не попали, так как он закрывается где-то в 16:00. Но сами развалины с аутентичной башней видны издалека.
  • Казино для азартных людей. Нищебродов в шортах и кроксах пускают без проблем. Играющим напитки бесплатно - пейте на здоровье, пока протрачиваете бабки.
  • Дайвинг в самом канале. В интернетах обещают показать затопленный паровоз и кучу других индустриальных хреновин времен постройки канала. Как оно на самом деле, непонятно. Отзывы туристов очень разные. В самой Панаме был найден только один дайв-центр: Scuba Panama. Ценник точно не помню, но что-то вроде 200 долларов за два погружения, включая трансфер. Заказывать надо минимум за сутки. На почту не отвечают, так что сразу звоните по указанным на сайте телефонам. Мне нырнуть не удалось - неудачно прилетели на выходные, а работают они только по будним, может еще в субботу.
  • Посетить Портобелло - старый форт, откуда испанцы вывозили золото в саму Испанию. Чего-то сногсшибательного не замечено. Тем, кто еще не видел старые колониальные форты, наверное, будет интересно. Мы же все это видели в самом разном состоянии на Шри-Ланке.
  • Из Портобелло ходят морские круизы на небольших яхтах до Картахены в Колумбии. Стоимость - примерно 500 долларов с человека. На яхту загружают около 15-20 туристов. Это занятие где-то на неделю.
  • Про шоппинг - когда люди узнают, что летишь в Панаму, просят привезти панамки. Шляп в Панаме продается действительно достаточно. Но все они сделаны в Китае, продаются только в тур. местах и никакой связи с историей страны не имеют. В принципе шляпы хорошие, только стоят под сорок долларов. Дешевле из Москвы свою привезти.
  • Посмотреть мосты через канал. Как ни странно, мост местного шоссе намного знаменитее моста Панамериканского шоссе. Скорее всего "местный" мост будете проезжать на автобусе, так что отдельно можно не посещать.
Бокас дель Торо
  • Практически пляжный отдых плюс нырялка. Есть, валяться, кататься на велосипедах и квадроциклах до дальних пляжей, где снова есть, валяться и купаться. После заката солнца заходить в воду очень не рекомендуется, так как к берегу подходят крылатки, они же Lion fish. Крайне ядовитая дрянь. Днем их точно нет.
  • По пути в Playa Boca del Drago есть интересная пещера с летучими мышами и большими бабочками.
  • Дайвинг. Нырялка стоит 130 долларов за два нырка, если ехать на самый дальний сайт Tiger Rock, где можно увидеть акул и другую относительно крупную живность. Нырнуть в заливе стоит 80 долларов, тоже за два подхода, но там в основном кораллы и мелкая живность, микрофауна. Еще можно сделать ночной или рассветный дайвы, каждый по $55. Эти мне понравились. В заливе очень большое количество креветок, крабов, лангустов и других членистоногих. Светящий планктон тоже интересно наблюдать. Также в заливе есть пара затопленных не очень больших корабля. Я решил убить двух зайцев одним выстрелом - нырял на кораблях с рассветным и ночным дайвами. В дайв-центрах, кстати, вполне себе можно поторговаться. Наш соотечественник, с которым ныряли на Tiger Rock, выбил себе цену в $110 вместо 130 + налоги.
  • Из заявленного, как must seen, - острова нац. парка, включая Zapatilla. Это необитаемые острова с шикарными пляжами и небольшими джунглями. По пути туда с большой вероятностью можно встретить дельфинов. Стоит $25, если ехать с группой на лодке. Или самому снять лодку за 150 долларов. Мы решили шикануть и на троих прокатиться на лодке сразу по всем местным водным достопримечательностям. Ниже 150 никто не согласился.
  • Из Бокаса ходят автобусы в Коста Рику. Мы решили, что лучше Койбу, чем те же самые пляжи Карибского моря, только в стране с другим названием. Но в принципе тоже вариант, если в Коста Рике не зацикливаться на море.
Нас в этом месте хватило на четыре дня, потом поняли, что надо валить на Койбу, иначе начнем тухнуть от скуки.

Санта Каталина и национальный парк Койба
Если решите ехать сюда, учтите, что там нет ни одного банкомата! Ближайший находится в Соне на расстоянии в 70 км. Правда, при этом во многих отелях и дайв-центрах карты к оплате принимаются. Но наличность все равно нужна, так что снимите достаточное количество заранее.
Туда едут за двумя вещами: серфинг и дайвинг.
  • Я не серфер, так что оценить не могу. Но народу даже в низкий сезон было достаточно.
  • А вот дайвинг на пять баллов. Койба не зря считается одним из всемирно известных мест для дайвинга. Киты, акулы разных мастей, барракуды, скаты, манты, черепахи и прочая, прочая. Все это в одном месте. Но надо оговориться, что горбатых китов мы все-таки видели не под водой, а по пути до острова. А до декабря из-за теплой погоды из акул только рифовые. Но даже с учетом этого дайвинг запомнится очень надолго. Одно из лучших мест, где я нырял. А один израильтянин заверял меня, что Красное море намного более унылое, чем Койба. Думаю, что все-таки преувеличивает, но он там нырял каждый день в течении двух недель. Настоящий фанат моря. Ради дайва туда стоит ехать, даже не смотря на непростую логистику. Тем, кто только снорклит, тоже будет что посмотреть - по сути почти все то же самое, что видят дайверы. Цена подайвить - около 150 долларов. Поснорклить - $75
  • Есть одна пешая тропа на час, в конце которой можно осмотреть окрестности с вершины холма.
  • И можно просто поплескаться в больших волнах Тихого океана, почувствовав себя ребенком. Пляжи, правда, не песочные, а слегка с глиной.
  • Плюс, как уже писал выше, можно порелаксировать в гамаке с видом на океан. Лежать можно часами.
Богота
  • В первую очередь - Catedral de Sal. В горе, где сотни лет добывают соль, в начале двадцатого века рабочие решили возвести церковь, которая потом превратилась в первый собор в соляной горе. Позже по соображениям безопасности этот собор закрыли и построили второй, тоже в горе, но более глубоко. Это место обязательно к посещению.
  • Гора Монсеррат, откуда вся Богота как на ладони. Очень клевое место.
  • Музей золота, музей полиции, музей изумрудов, еще какой-то уже не помню музей. Их там много, посетить можно каждый. Но музеи золота и изумрудов обязательно.
  • Сам центр города с колониальными домами, узкими улочками, пестрыми домами и монументальными площадями, качественно засранными голубями, которых там зачем-то прикармливают.
  • Кроме кофе и наркотиков Колумбия еще знаменита одним из лучших месторождений изумрудов. Изумруды там повсюду. Пришли в храм Соли, где отродясь не добывали чего-то, хоть издали напоминающее полудрагоценные камни? Вот вам десять лавок с изумрудами и небольшой изумрудный музей. Просто идете по улице? Почему бы не купить изумруды? Мы не сдержались, и все-таки сделали это :) Но не в лавке, где драгоценности хоть и дешевле, но камни выглядят потрепанными, а в центре изумрудной торговли. Хотя он может просто центр торговли, но кроме изумрудов там более ничего замечено не было. В общем, учтите. Если хотите кого-то поразить драгоценным подарком, не упустите свой шанс в Колумбии.
Богота очень красивый город. И его жители, как по мне, намного приятнее, чем в столице Панамы. В последние годы власти сделали очень многое для удобства жителей и туристов, облагородили центр, усиливают полицию, в обязанности который теперь входит помощь туристам не только при преступлениях. Возможно через десять лет это будет другой город.
Колумбию надо будет посетить еще раз отдельно. Трех дней, которые у нас были, не хватит даже на одну столицу.

Безопасность
В Панаме во всех местах туристам мало что угрожает. Стандартная опасность - карманников в больших городах. Но редко случаются случаи грабежей. В Старой Панаме полицейский сказал нам, что не стоит туда идти, когда мы направлялись в трущобы. Оно и логично, хрен ли там делать? В Колоне нам сказали, что здесь может быть небезопасно, да и смотреть в городе совершенно нечего, так что лучше идите на ближайший автобус. Так и сделали после обеда, так как смотреть там действительно нехрена.
В Колумбии, а конкретно в Боготе дела намного хуже. За один день местные нам три раза говорили, что мы идем не туда, куда надо бы. Да и вообще, хватит зеркалкой и смартфонами сверкать. А мы были в самом центре и просто хотели отойти на пару кварталов в сторону.
Такси в Боготе надо вызывать только по телефону. Исключение - такси в аэропорту. Там никто не боялся сесть в подозванным специальным человеком кэб. В дорогих ресторанах вызывают такси с паролем - водитель должен его сказать, иначе не тот водитель. Ловить такси на улице крайне не рекомендуется, особенно одному. Много случаев, когда пойманный на улице таксист останавливается, подсаживает еще одного пассажира, который начинает щипать туриста. Мы были втроем, так что по словам одного аборигена на нас вряд ли кто напал бы, тем более, что наш вид и одежда в виде толстовок с капюшонами не располагал к таким мыслям со стороны грабителей :) Но когда нападают, сразу приставляют нож к горлу, чтобы у жертвы не было иллюзий. Короче, в Колумбии надо быть особенно начеку.

Экстренные телефоны
Панама
Единая служба спасения - 911
Полиция - 104
Пожарная служба - 103
Горячая линия для туристов - 178
Справочная - 102
Туристическая полиция - +507 2 511 9260

Колумбия
Единая служба спасения - 123
Полиция - 112
Пожарная служба - 119
Скорая медицинская помощь - 132
GAULA (организация по борьбе с похищениями людей) - 165
Туристическая полиция - +57 1 337 44 13 и 243 11 75

Общие впечатления
Круто, что сказать :) Когда брали авиабилеты по акции, уровень знаний о стране тоже был на уровне "там есть Панамский канал". По факту Панама оказалась намного интереснее той же Доминиканы или Барбадоса. Два совершенных разных побережья. Колониальные постройки. Достижения цивилизации в виде того же канала. Всемирно известные национальные парки. Все это умещается в одной стране. А мы галопом посетили примерно половину.
Богота - это отдельная история. В нашем путешествии она выглядит совсем нелогично с точки зрения логистики, но я рад, что друг настоял на ее посещении. В Колумбию, конечно же, надо лететь отдельно. Впечатлений от Боготы хватило, но три дня на такой город - этого явно недостаточно.
Также в этом путешествии убедился, что поездка в страну в низкий сезон дает больше плюсов чем минусов. Нет зноя и открытого палящего солнца, благодаря чему не чувствуешь себя курицей-гриль. Это с лихвой перевешивает дождик, который слегка помешает планам два-три раза за три недели. Цены ниже, включая авиабилеты. Отели и другие сервисы намного сговорчивее. Нет толп туристов и забитого до отказа транспорта. Единственный серьезный минус низкого сезона в этом путешествии заключался в том, что он приходится на самое жаркое время. А тигровые, китовые и акулы-молот с другой океанской крупной фауной приходят, когда вода становится прохладнее. Есть, конечно, страны, в которых просто нечего делать в несезон. Но таких меньшенство. Так что не бойтесь слов low season.
KLM и AirFrance, сделайте еще раз аттракцион невиданной щедрости, а? :) Иберия, ты тоже россиян не забывай! Мы готовы хоть из Якутска лететь!

Гуглокарты со всеми точками и дорогами

инфо о стране, дайвинг, транспорт, Панама, вылазка, полезное, виза, Колумбия, деньги, авиа

Previous post Next post
Up