Давно обещанный

Jun 23, 2012 02:08

                                                                          Моя Осетия.Учитель.
В комментариях к посту http://donyfars.livejournal.com/5450.html#cutid1, обещал поделиться воспоминаниями о своей учительнице фотографии. Фильм на ВГТРК "Алания" где о своей матери и бабушке рассказывают  дочь Татьяна и внук Андрей задерживается по неизвестным мне причинам, поэтому придется вам, друзья, читать воспоминания мои.



 Полина Ивановна Логинова. фото А. Григорьева.
Знать и Любить. Делиться своими знаниями и умением, прививать любовь юным, не огрубевшим, только начинающим жить мальчишкам и девчонкам. Быть увлеченным и увлекать других. Тогда, в 70-х годах прошлого столетия, мы, ученики средних школ, ещё не понимали насколько важно это, как эти два принципа очень хорошего человека определят всю нашу дальнейшую жизнь.



Г. Казбек из сел. Казбеги (ок 1960г.) - одна из самых интересных фотографий Казбека, виденных мной.

ПолиВанна Логинова - руководитель фотокружка при Республиканской станции юных техников. Не только заряжать фотобачки и проявлять пленки, не только просиживать в душной лаборатории при красном фонаре (и не столько) учила она нас. Каждое воскресенье (а бывало и в субботы, или в будни) собрав ватагу школьников, на свой страх и риск, в любую погоду тащила она нас в горы. Знакомила, нет. Дарила нам свои любимые места, ущелья и вершины, долины и реки, леса и пещеры. Всей своей душой любя Осетию, ставшую для неё родной, Полина Ивановна делилась этой любовью с нами.



Куст рододендрона близ ледника Девдарак (70-е г.г.) На Девдараке росли самые красивые рододендроны с огромными белыми цветами и широкими мясистыми листьями. Сделанная Полиной Ивановной несколько ранее в этом же районе фотография рододендрона вошла в учебник по географии Северной Осетии, выпущенный в 60-х годах. На заднем плане - знаменитый Девдаракский ледник. (стихотворение "Обвал" А.С. Пушкина).

С рюкзаками за спиной и фотоаппаратами на шее мы ходили в походы под её рассказы о былом, легенды, стихи и песни. Познавали мы нашу малую родину. Романтичная и легендарная Военно-грузинская дорога, живописная Кистинка, опьяняющий ароматом альпийского луга Девдарак, насыщенные легендами Даргавс, Куртатинское ущелье, Кармадон с его горячими целебными источниками - не перечесть всех мест Осетии которые так преданно любила Полина Ивановна, и эту любовь свою она передавала нам.









Одна из любимых тем П.И. - стада баранов, которых в несметных количествах перегоняли каждую весну на альпийские луга и каждую осень - на зимовки. (60-80-е годы).

Сколько раз ругало её начальство станции: «Полина Ивановна, по какому праву Вы берете на себя такую ответственность? Не дай бог, что-нибудь случится. Эти неуправляемые дети… Кто будет отвечать?». Но педсоветы проходили во вторник, а в субботу с утра наша компания вновь собиралась в автобусе «В. Ларс» и катила в поход (слова «фотопленер»), мы еще не знали. Да и походы эти были не «пленэрами», мы познавали мир. Геология, география, растительный и животный мир, лекарственные травы, легенды края, быт горцев… казалось, что она знает всё (или почти всё). Нет, не могла ПолиВанна жить без этих походов.



Дарьял. Замок царицы Тамар и русская крепость на Военно-грузинской дороге. (ок 65г.)

Три времени года - восхождения, зимой - горные лыжи. Полина Ивановна была удивительно спортивна. Несмотря на свой приличный вес, очень подвижна и вынослива. До преклонного возраста каталась она на горных лыжах, а лазить по горам перестала только в глубокой старости. Еще бы, ведь в молодости она профессионально занималась беговыми лыжами и коньками, позже - множество восхождений на вершины Кавказа (в том числе 2-ды на г. Казбек) и постоянно не сиделось ей на месте. Не обделенная здоровьем, закаленная на склонах, казалось, что для нее не существует болезней и нет возраста. Кстати о возрасте: - «Однажды, когда Полине Ивановне было лет 65-67, в Минске Татьяна повела её в диспансер, обследоваться. Электрокардиограмма, анализы, PS и АД до- и после нагрузок, время восстановления ритма и т.д. Заключение: «У Вас организм сорокалетней здоровой женщины!». С какой радостью (и даже долей хвастовства) рассказывала она нам эту историю по приезде. А на следующий день укатила… в Дигорию.



Жители сел. Ханаз на фоне замка Мансау (башня "Фрегат"). (конец 80-х г.г.).

Во многом благодаря её рассказам мы узнавали и любили свой край нашу республику, да и не только Осетию. С каким вдохновением и мельчайшими подробностями вела Полина Ивановна экскурсии по Военно-грузинской дороге. За все 205км. пути она не закрывала рта, а на знаменитых (Дарьял, замок царицы Тамары, Казбеги, Крестовый перевал, Гудаури, Млети, Мцхета и др.) местах требовала остановить автобус т.к. на ходу ей не хватало времени рассказать все, что она знала. Легенды, стихотворения, анекдоты из путешествий знаменитых предшественников, слушая её рассказы и вертя головой на все 360* по мимо своей воли видишь эту романтику глазами А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Шаляпина, А. Казбеги, или глазами бедного и свободного абрека. Несколько раз посчастливилось мне проехать с Полиной Ивановной до Тбилиси и каждый раз я заслушивался её рассказом, каждый раз узнавал все новые и новые подробности об этой чудо-дороге.



Я не знаю, когда и где была сделана эта фотография. Если кто-нибудь имеет о ней сведения, поделитесь, пожалуйста.

Одним из любимейших мест Полины Ивановны на протяжении всей её жизни оставался Цей. Специально выискивала она свободное время для поездок, брала группы экскурсантов, зачастую вырывалась на месяц, или устраивалась посудомойкой в альплагере на сезон, все время тянуло её в этот благодатный уголок Осетии. И уже в преклонном возрасте, когда и «на гору не пойдешь», моталась она по лагерям, была в курсе всех альпинистских дел. Её «Цейский архив» - несколько сот пленок - 50 лет истории этого альпинистского рая. В 1977 году к юбилею а/л. «Торпедо» я помогал Полине Ивановне собрать и провести фотовыставку. Около 2-х месяцев понадобилось на то, чтобы разобрать архив, отобрать и напечатать нужные фотографии. А/л. «Торпедо» уже нет больше 10-и лет, а фотографии Полины Ивановны до сих пор можно увидеть в Цее (теперь уже в а/л. «Цей»).



Святилище Реком (70-е годы).



Эти два портретика тоже были сделаны в Цее. (60г. и 77г.) на последнем - внук Андрей.

Кстати, к своим произведениям фотоискусства Полина Ивановна относилась очень сдержано и критично. «Кому это надо?» - часто вслух говорила она. Несмотря на то, что её фотографиями проиллюстрировано несколько книг по географии Северной Осетии и один учебник, несмотря на то, что они выставлялись и выставляются до сих пор, хранятся в альбомах множества людей и приносят им радость, и, я уверен, что обретут вторую жизнь, поскольку архив её попал в замечательные профессиональные руки её внука Андрея - уже известного фотохудожника, и он очень высоко ценит это наследство.  «Кому это надо?» - нам, всем, кто живет сейчас, и кто придет после нас!



г. Орджоникидзе Водная станция. (50-е годы).


Очень, очень любила Полина Ивановна Осетию, ставшую ей Родиной. До последнего момента, до предела сил своих не желала она уезжать в Минск. И прошлым летом, незадолго до… уговорила дочь Татьяну привезти её «Повидаться с Осетией». Свозить в столь любимый и дорогой сердцу Цей. Но поездка в Цей не состоялась - слишком жаркое лето было в прошлом году, а сердце - слишком больное. И по возращении в Минск Полина Ивановна завещала дочери: «Умру, кремируй тело, а прах отвези в Осетию и развей в любимых мною Цее и Кистинке». Я думаю, что она хотела сказать «на Казбеке», но посчитала, что нам, ученикам её, это уже не под силу.






Полина Ивановна на своей последней выставке во Владикавказе (05.05.2005г.)
фото А. Григорьева.

От имени фото-кружковцев РСЮТ и ГСЮТ № 2 всех годов В. Майоров.



Гудаури зима 1997г.


Кавказ, П.И.Логинова, Осетия, Память.

Previous post Next post
Up