Этим вопросом задаётся краевед из Морозовска Александр Матвиенко - и отвечает на него.
С древних времён по Среднерусской возвышенности проходил сухопутный путь от Дербентского прохода между горами Кавказа и Каспийским морем, и от устья Волги до территории Руси. Этот маршрут в настоящее время повторяет рейсовый автобус Дербент - Воронеж. Во времена, когда не было дорог в современном их понимании,
было важно следовать по пути, где не было препятствий в виде глубоких рек, но были источники воды. Среднерусская возвышенность, на которой брали начало много речек, но они ещё не были глубокими, идеально подходила для этого. Было на этом пути и серьёзное препятствие - Дон. Во времена Хазарского каганата, существовавшего в 7-10 веках в районе нижних течений Волги и Дона, были устроены переправы через
Дон с охранявшими их крепостями. На данном пути были две переправы через Дон - у крепости Саркел, в районе нынешнего Цимлянска, и у крепости Ахаз, которая находилась от Саркела в 100 километрах ниже по течению Дона, на острове Куркин близ нынешней станицы Новозолотовской Константиновского района Ростовской области.
Именно к переправе у крепости Ахаз направлялся отряд под командованием Новгород-Северского князя Игоря Святославовича в мае 1185 года. Об этом говорит Николай Михайлович Карамзин в III главе III тома «Истории государства Российского». Кроме ссылок на «Слово о полку Игореве», в Примечаниях приводит тексты Киевской и Никоновской летописей. Кроме того? в издании 1991 года приводятся разные разночтения: ведь летописи переписывались от руки, и каждый переписчик мог по своему разумению толковать текст.
Походу русских дружин под руководством предшествовали следующие события. Ещё в 965 году князь Святослав громил хазар на их землях. А 24 марта 1111 года дружина князя Владимира Мономаха разбила половецкое войско на
левом берегу Дона у реки Сал. Князь Владимир испил золотым шлемом донской воды, но не смог до конца выполнить задуманное - освободить от кочевников Тмутараканское княжество, что на Таманском полуострове.
В 1184 году русские князья, объединившись, разгромили войско половцев, на реке Орель.
Игорь, движимый завистью и в оправдание своего бездействия, решил доказать, что он может легко разбить половцев. После чего планировал двигаться к морю для освобождения Тмутараканского княжества, уже не упоминавшегося в летописях к тому времени. Поэтому войско Северских князей и двигалось к переправам через Дон.
В апреле 1185 года Игорь двинулся в поход, прихватив по пути сына Владимира, княжившего в Путивле. 1 мая при подходе к верховьям Северского Донца дружины увидели солнечное затмение. Это предзнаменование не остановило отчаянных искателей славы, и они, перейдя вброд Северский Донец, подошли к реке Оскол, левому притоку Донца. Подождали два дня, когда к ним присоединится брат Игоря, князь Курска и Трубчевска Всеволод, и двинулись дальше - по проторённому пути, по вершине Среднерусской возвышенности. Досаждали им лишь половцы, совершавшие нападения. Но с ним войско легко справлялось. Половцы, видя такую решимость отряда, и разузнав их намерения, собрались у переправ через Дон.
Далее перед путешественниками открывался прямой путь на юг к переправе Ахаз. Этот путь в настоящее время повторяет автодорога Тацинская - Константиновск. В междуречье Северского Донца и Кагальника на подходе к переправе через Дон произошло решающее сражение. Речка Кагальник впадает в Дон у города Константиновска Ростовской области. Н. М. Карамзин пишет: «Каяла ныне называется Кагальник, впадающий в Дон». В описании решающей битвы он пишет: «Россияне отступали к Донцу, недалеко оттуда соединяющемуся с Доном».
Игорь Святославович с сыном Владимиром и братом Всеволодом жили в плену в неплохих условиях. Хан Кончак выделил ему слуг, православного священника, и предоставил возможность развлекаться ястребиной охотой. Когда Игорю это надоело, он напоил вечером слуг кумысом и уехал к себе домой. Оставшийся в плену его сын Владимир женился на дочери Кончака, и спустя два года возвратился домой с молодой женой и дядей Всеволодом Святославовичем. Можно считать, что это история со счастливым концом, если не думать о погибших простых воинах.