Я проснулась сегодня в пригороде Стокгольма, в большом доме с друзьями моего нового друга Себастиана. Размялась немного на веранде, сварила кофе, налила себе огромную кружку, отломила пару долек от огромного, с мою руку, Таблерона, и уселась на той же веранде, подставив ноги удивительно горячему в 10 утра солнцу. Все еще спали. Мы приехали в этот дом с Себастианом вчера вечером на метро. Да, вот так, вчера мне довелось прокатиться в стокгольмском метро с велосипедом, да еще и совершенно бесплатно. Это все Себастиан. Он волшебник. Не знаю, что бы я делала, не встреть его вчера.
Я вышла на вокзале в Хельсинки рано утром 20 июня и малость растерялась. Стою посреди вокзала с великом, который нагружен так, что его тяжело удерживать одной рукой, и бессмысленно пялюсь по сторонам. "Соберись, тряпка" - говорю я себе - "ну чего ты расклеилась, садись да езжай". Села и поехала.
По велодорожке, по чему же еще.
Стоит ли говорить, что как человеку, впервые выехавшему за границу своей страны, мне все было до жути интересно.
Ошалело оглядываясь по сторонам, без единой мысли в голове я около часа каталась по улицам, испытывая смешанное чувство восторга и паники. Один раз услышала русскую речь, но проехала мимо, решив первым делом начать коммуницировать именно с местными. Но вышло иначе.
Мне нужно было найти порт Viking Line и я, как ни странно, интуитивно выбрала верное направление. Проезжая мимо вывески money exchange по какой-то широкой main street, вдруг решила остановиться и спросить про норвежские кроны. Заговорила по-английски. Симпатичный парень в окошке, видя мое тяжелое замешательство, медленно и старательно вводил меня в курс дела. Пока как-то случайно не выяснилось, что он русский. Это был Коля. Первый человеко-подарок моего путешествия.
Коля был слегка с похмелья, весел и улыбчив. Рассказал где можно купить припейд-симку, как доехать до порта и где подают вкусные сэндвичи. Мы договорились, что я сгоняю за билетом на паром и вернусь ко времени его ланча. Всюду пахло морем, по-настоящему. Я продолжала мотать головой, оголтело улыбаться по сторонам, умиляться велодорожкам и совершенно инопланетным велосветофорам, о существовании которых где-то во вселенной я даже не подозревала.
Космические велосфетофоры.
Нашла порт, купила билет до Стокгольма, покаталась по центру и вернулась к Коле. Коля - москвич, но живет в Хельсинки с 4-хлет. Он накормил меня каким-то совершенно невероятным сэндвичем, затем снова убежал работать, а я села на вел и покатила куда-то вверх, затем вниз, стараясь держаться моря, чтобы не заблудиться. С погодой повезло - после трех дней шторма в Питере я каталась в шортах и майке по Хельсинки и думала, что это прекрасное начало моего трипа.
Вокруг улыбались и смеялись люди, гремела музыка в парке, прохладный ветер с моря обдувал мои ноги. Концентрация совершенного в одном месте. До отъезда мы еще раз пересеклись на покурить с Колей, обнялись и договорились пересечься в Питере или Москве до конца лета.
Открыточка.
Затем был паром. Я была единственным пассажиром, который приехал на веле. Припарковала коня среди фур и экскурсионных автобусов в трюме и пошла наверх к людям. По этажам бегали сумасшедшие испанские дети, все разговаривали одновременно, поэтому я большую часть времени провела в наушниках. У меня был попутчик на пообщаться, чернокожий итальянец Робин, но он быстро мне наскучил и затем, к моей радости, его срубило спать. А у меня не было каюты, и почти все время в пути я проторчала у розетки на полу с видом на закат, периодически выбегая на палубу восьмого этажа. Кроме Робина я ни с кем не перекинулась и парой слов. Кроме видов и таблерона мне, пожалуй, на пароме не понравилось ничего. Дурацкий транспорт, полный пьяных людей. Пару раз мне удавалось вздремнуть под каким-нибудь фикусом. Но от этого недосна я чувствовала себя лишь более разбитой. Было холодно в джинсах, толстовке и ветровке, из огромных окон дуло.
В Стокгольм с аппареля парома я выехала самой первой. И сразу разделась, поскольку в 10 утра тут было нестерпимо жарко.
Еду, глазею по сторонам и думаю - ну сейчас я тебя открою, Стокгольм, берегись. Двадцать минут глазения по сторонам, и я лишаюсь цепи.
Не, ну я знала, что это рано или поздно произойдет и не сильно расстроилась. Но немного потупила по сторонам, слезла с велика и покатила его за собой. Расспросы прохожих и велосипедистов особо ничего не дали, кроме примерного направления следования. А потом я встретила Себастиана.
Он катил на велике мимо меня с шоколадной сигареткой в зубах и в наушниках, с совершенно расслабленным и умиротворенным выражением юного лица. Одной секундой моего колебания дольше и я бы не познакомилась с этим фантастическим человеком.
После дежурного ду ю спик инглиш я спросила про ближайший велосервис. Себастиан ехал в тот момент на работу. Но слез с велика и пошел рядом со мной пешком, ведя меня в свой любимый веломагаз с сервисом. Мы разговорились. Он швед, а я еду на веле в Норвегию, все дела. Докатили меня до сервиса и сдали в надежные руки. Как и в прошлый раз с Колей, мы договорились с Себастианом встретиться на ланч. Он нашел меня в Pizza Hut, где я в расстроенных чувствах поедала ланч-сколько-влезет за 10 евро (never again!) и пыталась юзать местный вай-фай. И повел гулять.
По дороге выяснилось, что с моим и без того далеко не хорошим английским из-за недосыпа (сон урывками на пароме - не в счет, а до этого двое суток я вообще не спала) творятся чудесные штуки - я понимала через раз, без конца извинялась и переспрашивала. Себастиан был терпелив и добр ко мне, так что я расслабилась и лишь изредка стеснялась своего косноязычия. Несмотря на это, мы, как ни странно, хорошо понимали друг друга и весело проводили время. И все-таки Себастиану надо было возвращаться на работу, но он предложил остановиться у него, если будут проблемы с велом, или с билетами до Осло, или даже просто так. Я согласилась, благоразумно решив, что мне надо поспать и непременно в душ. После ланча мы расстались с Себастианом до вечера.
На вокзале при попытке купить билет на меня с велом, меня отправили на bus station, а те, в свою очередь, - обратно на train. Никто меня с велом брать на борт не желал. Я решила не заморачиваться, и узнать как дела у моего коня. Вернулась в сервис, а он уже на ходу, да и ребята там славные работают. Так что если кому понадобится велосервис в центре Стокгольма - обращайтесь к Даниэлю (Daniel Reimer - Sportson Kungsholmen - Kungsholmsgatan 9 - 08-651 87 20). У них там даже душ в туалете имеется.
И я поехала кататься. Стокгольм не вызвал у меня приступа мимими как Хельсинки, он показался мне старше, серьезней и основательней. Удобный город, здесь хочется заниматься наукой и вести тот образ жизни, о котором я могу только в книжках читать - семья, дом, минивэн, совместные отпуска, хорошие школы для детей, университеты, ученые степени, собственный кабинет.
Наглые скандинавские чайки.
Велосипедисты Стокгольма и я - это примерно как известный блогер-путешественник Доля и я. Я словно выехала из дома первый раз покататься на велике (что, в общем-то, недалеко от истины), а шведы учатся ездить на велосипеде до того, как учатся ходить. Скидку на груженый багажник я не делаю - никаких поблажек.
Ближе к вечеру я еще раз приехала в Central station и купила со второй попытки билет до Осло. Только на этот раз мне придется сгружать рюкзак и полностью упаковывать вел в чехол. Закончил работать Себастиан, мы прокатились в его любимый парк, а потом поехали к нему, его девушке и его друзьям домой. Километров 40 от центра города на метро. У Себастиана был проездной, а меня пустил в метро без билета добрый шведский "контролер".
Фотография, демонстрирующая превосходство стокгольмского метро над питерским.
Полкилометра от станции и мы дома. Очень теплый вечер, вкусный ужин от Себастиана, шведы и шведский, шведы и английский, у меня вскипает мозг, я почти перестаю понимать английский от усталости, зато угадываю по интонациям, о чем говорят по-шведски.
После душа я почувствовала себя самым счастливым человеком на свете, мы сидели все вместе на веранде, завернувшись в одеяла, курили и болтали. Фонарики в виде стрекозок, набитый мороженым морозильник, я чувствую себя дома, мне уже никуда не хочется, хочется остаться в этом доме на этой веранде среди новых шведских друзей и стрекозок.
Собственно, стрекозки.
Мне нравится когда мужчины готовят.
Урок шведского.
Собственно, мороженое.
Парковочка.
Проснулась я раньше всех, размялась на веранде, залила в себя две кружки кофе, немного пописала, сидя все на той же веранде, подставив ноги слишком жаркому в 10 утра шведскому солнцу. Через какое-то время проснулись и остальные, мы позавтракали с Jenny, затем из душа вышел Себастиан и сказал, что до нашего поезда в Стокгольм осталось 15 минут, мы прыгнули на велики и понеслись. Успели буквально секунда в секунду. У нас был час, чтобы покататься по городу и пообщаться. Я снова почувствовала, что не хочу уезжать, что было странно, ведь сперва у меня не возникло никакой привязки к городу, мы словно находились в разных пластах реальности. Город открывался мне постепенно и во многом благодаря Себастиану.
"Много лет назад
В тени чужих мостовых
Я увидел тебя и подумал
Как редко встречаешь своих".
БГ
Но пришло время ехать на вокзал, мы разобрали и упаковали мой вел, я купила сэндвич в дорогу и каких-то странных конфеток со странным вкусом, будто морской воды наглотался. Эти традиционные скандинавские конфетки предложил мне попробовать Себастиан. И вот мой поезд, мы долго прощаемся и обнимаемся, я говорю что счастлива встретить его и надеюсь, мы увидимся снова. Непозволительная роскошь для меня - привязываться к людям на моем пути, но как тут удержаться.
Стокгольм, я в тебя обязательно вернусь. Чувак вот подтверждает.