Мечетновский митрополит

Nov 25, 2014 15:38

Жизнь щедро дарит нам удивительные встречи. А иногда и просто услышишь имя, покажется оно тебе знакомым, заинтересуешься и открывается перед тобой чужая диковинная судьба. Как будто классический роман, но только ты в нем живешь. Один из таких "романов" - о митрополите Ювеналии, нашем земляке. Представленные ниже отрывки из него написаны несколько лет назад (уже и не помним, сколько). Владыки нет уже в живых, мы никогда с ним не встречались, но память о нем хочется сохранить.
* * *
В апреле 1929 года в обычной казачьей семье из хутора Большемечетного родились близнецы - Спиридон и Вениамин. Первому была уготована удивительная судьба. Тогда никто и предположить не мог, что мальчик из маленького донского хутора станет прославленным иерархом Русской Православной церкви. Невозможно было подумать об этом в стране, где разрушались и осквернялись церкви, где священнослужители подвергались гонениям, а атеизм стал официальной государственной религией. И тем не менее мальчик вырос, сохранив в своем сердце веру, стал священником, позже был пострижен с монахи, возглавлял не одну российскую епархию. Но на его малой родине о нем почти никто не знает.
Тарасовы - потомственные казаки. Как свидетельствуют немногочисленные биографические справки, род этот поселился на Дону еще во времена Екатерины II. О семье своих родителей сам схимитрополит Ювеналий вкратце рассказывал так: "Моя мама выходила замуж в 16 лет, а папа женился в 19. Но маму брали двадцать второй душой, двадцать вторым человеком в семью. Что же, моя мама была какой-то хозяйкой? Да ничего подобного! Она пришла как ребенок, выполняла то, что скажет старшая невестка. Золовка была того же возраста, что и мама, но она должна была ей подчиняться, потому что она - член семьи. И все жили трудом, молитвою, общением в этой семье. И если свекровь или свекор находили нужным отделить сына, тогда они приобретали ему землю, дом и отделяли, а нет - он подчинялся им во всем. И тогда вечером после ужина или перед ужином все собирались вместе, и самые старшие - дедушка или бабушка - давали указания, что кому завтра делать".
С рождением близнецов у Ульяны и Алексея Тарасовых стало пятеро сыновей. "Помню, - вспоминает о своем детстве схимитрополит, - что, когда мне было несколько лет, к нам пришли родственники и сказали, что надо срочно разделиться, иначе нас раскулачат. В одну ночь мы разделились". Вскоре отец уехал в Шахты, где работал проходчиком, а потом и жену с детьми к себе забрал. Но каждое лето дети неизменно проводили у бабушки в Мечетном, помогая по хозяйству, работая в колхозе на прополке, сенокосе, уборке хлеба. Беда пришла в дом Тарасовых в 1937 году - арестовали отца. Он был расстрелян в 1938-м как "враг народа". Многие десятилетия спустя Владыка получил возможность ознакомиться с делом своего папы - оно было сфабриковано с первой до последней страницы. Вина Алексея Спиридоновича состояла лишь в том, что он говорил о недопустимо низкой зарплате рабочих...
Осиротевшая семья Тарасовых вынуждена была вернуться в Мечетной. В хуторе тогда все еще действовал храм, где пела на клиросе бабушка будущего митрополита. К ней-то и обратился настоятель мечетновской церкви с просьбой привести внука для помощи в алтаре. И восьмилетний Спиридон стал пономарить в сельском храме.
В годы войны он тоже жил в Мечетном: дедушка ушел на фронт, и бабушка предложила внуку остаться у нее. Двое старших братьев Тарасовых погибли, защищая Родину: Михаил был убит в 1943 году в боях под Курском, за несколько дней до Победы сложил свою голову при взятии Берлина Андрей. Тяжело приходилось семье. Спиридон вернулся в Шахты и в 1944 году вместе со своим братом-близнецом Вениамином, едва исполнилось им по 15 лет, пошел работать в шахту. И при том, что приходилось тяжело трудиться, параллельно учась в школе рабочей молодежи, он регулярно посещал церковь. В один из воскресных дней к нему в храме подошел священник и предложил стать пономарем. Так продолжалось несколько лет: шахта, школа, церковь. Но уже тогда, наверное, со стороны видно было, что для юноши главнее. Неслучайно отец Порфирий, некогда пригласивший Спиридона прислуживать в церкви, отправил его однажды в Ростов, в епархиальное управление, где ничего не подозревавшего до сей поры Тарасова ждало неожиданное известие: решено направить его учиться в духовную семинарию. Мама приняла это известие с тревогой: слишком уж печальная участь ждала молодого священнослужителя в советской России. Она понимала, что сына не переубедить - он готов был стать священником, и просила его только об одном: не жениться, стать монашествующим, чтобы не страдала вместе с ним семья. К слову сказать, как в воду смотрела матушка будущего православного иерарха...
Так 20-летний Спиридон Тарасов стал слушателем Саратовской духовной семинарии, после которой его направили в Ростов, где в августе 1953 года митрополит Ростовский Вениамин (Федченков) рукоположил его во диакона, затем во пресвитера. Местом служения молодому священнику определили Михаило-Архангельский молитвенный дом в городе Шахты. Там ему пришлось испытать на себе отношение советской власти к церкви: Тарасова часто вызывали в горисполком для "воспитательных бесед", требовали сложить с себя сан священника. "Я до сих пор тяжело переживаю, как в Шахтах требовали от меня отречения от сана, - вспоминает он. - Тогда целый месяц, по 12 часов, сменяя друг друга, допрашивали меня, требуя отказаться от веры. В те дни мне казалось, что я сойду с ума. Но Господь дал мне силы вынести все испытания". Такой жизни, полной угроз, не выдержал самый близкий человек - жена Спиридона Тарасова. Она уговаривала мужа уступить, отречься, а когда он, несмотря на колоссальное давление, все-таки остался верен своей совести и долгу, когда поступил заочно учиться в Московскую духовную академию, ушла сама. "Я остался один с детьми - рассказывает Владыка, - с сыном и дочерью. Я старался, чтобы они все свободное время были заняты трудом, чтобы избежать того или иного греха".
В 1968 году, с благословения патриарха Алексия I, батюшка Спиридон был пострижен в Свято-Троице-Сергиевой лавре в монахи с именем Ювеналий. К тому времени он уже закончил духовную академию, получил степень кандидата богословия. И с этого момента начались его странствия по стране. Вначале его направили в Пензу, где он был назначен епархиальным секретарем и настоятелем Успенского кафедрального собора. В 1975 году отец Ювеналий был призван к епископскому служению - стал епископом Воронежским и Липецким. В 1982 - возведен в сан архиепископа, назначен управлять Иркутской и Читинской епархией. Спустя два года, в 1984, Владыка Ювеналий был переведен в Курск, возглавил Курскую и Белгородскую кафедру. И с того момента больше не покидал этот край. В 2000 году указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архиепископ Ювеналий был возведен в сан митрополита. А через четыре года, в свое 75-летие, он ушел на покой и принял великую схиму.
Владыка Ювеналий был одним из первых церковных иерархов, заговоривших о необходимости изучения в школах основ православной культуры. Именно Курск была первым городом, который посетил в России митрополит Лавр, глава Русской зарубежной православной церкви, после подписания Акта о каноническом общении. Вообще в Курской епархии за время служения там Владыки Ювеналия сделано удивительно много: восстановлены и вновь открыты сотни храмов, возрождены и ныне действуют все некогда существовавшие на этой земле монастыри, возобновлена работа духовной семинарии.
Там, кстати, учились многие священники с Дона. Среди них - настоятель Успенского храма в станице Кочетовской.
Артемий Батышев поступил в Курскую духовную семинарию в 29 лет, когда и женат уже был, и дочке шестой год шел. И вот что замечательно - у Батышевых сложились очень теплые отношения с ректором - самим Владыкой Ювеналием.
- Это не человек, это Любовь, - говорит о схимитрополите Ирина Леонидовна, супруга отца Артемия. Несколько лет Батышевы прожили в Курской области. После первого курса сам ректор руковоложил Артемия во диаконы, чтобы была у семинариста хоть какая-то материальная опора в жизни. Ведь надо было не только учиться, но и содержать семью, снимать квартиру в совершенно не знакомом городе. Отец Артемий закончил сразу два отделения семинарии: пастырское и иконописное, и после учебы был направлен в одно из благочиний Курской епархии - Судженское. Вкратце рассказывая нам об учебе в семинарии и жизни в Судже, кочетовский священник и его жена постоянно сводили разговор к Владыке Ювеналию. По их отзывам, это необыкновенно чуткий, внимательный, добрый, мудрый человек.
- Он направил нас в свое любимое благочиние, и дважды посещал наш приход, - с гордостью сказала Ирина Леонидовна.
Несколько лет назад Батышевы вернулись на Дон. Но связи с владыкой не утратили. Нынешним летом они ездили к нему в гости - в Золотухинский монастырь. Эта обитель во имя святого преподобного Алексия Человека Божия была создана по инициативе тогда еще архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия. В 1997 году он, узнав, что агропромышленное предприятие в Золотухинском районе продает земельный участок с жилыми и хозяйственными постройками, начал переговоры о покупке. А уже весной следующего года Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел ходатайство Преосвященного Ювеналия об открытии монастыря в поселке Золотухино и дал свое согласие. Управляя епархией, Владыка не мог уделять своему детищу слишком много внимания, но, выйдя на покой, занялся монастырем всерьез. То, что увидели Батышевы в Золотухино минувшим летом, их поразило. Белые здания, мощеные дорожки, чистота и порядок вокруг. Приехав в монастырь, гости долго разыскивали схимитрополита. Помогавшая им монахиня спрашивала у всех встречных: "А где папа?" И всякий раз получала ответ, что он только что тут был, но отправился дальше. "Он как отец для всех, - объяснила нам Ирина Леонидовна, - и его любят, как родного отца".
Со схимитрополитом Батышевы, конечно же, встретились. Отыскали его в конце концов и вместе с ним провели весь день. Владыке 81 год, он уже не очень хорошо говорит и передвигается только в инвалидном кресле. И при этом в Золотухинском монастыре, как говорят, все на нем держится. Знающие Владыку люди отмечают его поразительную память и даже считают его прозорливцем. А еще он любит донскую землю. Ирина Леонидовна Батышева рассказала нам, что однажды, когда к ним, еще в Судженском районе, приезжал с визитом митрополит Ювеналий, она приготовила к качестве угощенья настоящую донскую уху. И минувшим летом Владыка об этом вспомнил: "Такую уху только мама и бабушка моя готовили".
Разумеется, мы не видели схимитрополита Ювеналия, у нас не было возможности общаться с ним лично, но по отзывам о нем совершенно разных людей поняли, что человек он на самом деле замечательный. Пока позволяло здоровье, он приезжал в Мечетной, бывал в Константиновске, где когда-то его, маленького мальчика, крестили. В Мечетном и сейчас живут его родственники. Заведующая местным почтовым отделением Н.А. Бережная дала нам во временное пользование книгу схимитрополита "Проблемы современного православного воспитания", которую он подарил ей, своей внучатой племяннице, во время последнего визита в хутор. Именно оттуда мы взяли некоторые отрывки из его воспоминаний.
Пытались связаться с Золотухинским монастырем - у него есть свой сайт в Интернете - написали туда письмо, но ответа, к сожалению, пока не получили. Зато благодаря всем этим поискам, мы узнали, что кочетовский батюшка - отец Артемий - не только священник, но и иконописец. Он показал нам свою мастерскую и рассказал, что еще в детстве сам себе пообещал: "Когда-нибудь буду писать иконы." Благодаря его собственному упорству и поддержке митрополита Ювеналия, бывшему еще и ректором Курской духовной семинарии, мечта эта сбылась.
И все-таки лейтмотивом всей нашей беседы со свыщенником и его супругой был схимитрополит Ювеналий. "Мы ездили к нему за поддержкой, отцовской нежностью", - сказала Ирина Леонидовна. Она дала нам Православный церковный календарь 2004 года, изданный в Курской епархии. А там - множество фотографий Владыки, его биография. "Только обязательно верните", - попросила.
Каждый, с кем мы встречались, готовя этот материал, с готовностью предоставлял нам необходимые материалы с одним условием - вернуть. Для этих людей память об общении с таким удивительным человеком драгоценна, очень дорога.
...Многие мечетновцы помнят визит Владыки в хутор в 90-х годах. Говорят, тогда он прибыл на свою малую родину с грузом гуманитарной помощи. Привел в хутор с разоренным перестроечными реформами совхозом несколько машин с крупами, макаронами... Приехал спасать свою Родину.

наша вера, чем жива Россия, земляки

Next post
Up