Нет ничего страшнее войны

Jan 17, 2017 14:45

Время не остановишь. Нельзя вернуться в прошлое и исправить что-то, подобрать нужные слова или просто молча взять за руку дорогого тебе человека. Порой мы жалеем даже о том, что лишний раз не интересовались жизнью наших родных, а ведь каждая из них - это история, написанная слезами и радостью, трудом и минутами отдыха.



Валентина Павловна Калиничева призналась, что искренне жалеет о том, что не расспрашивала родителей, когда те были живы, об их детстве, прошедшем во времена становления нашей страны, о страшном периоде войны. Думала, что ещё успеет, но нет. Время безжалостно и не всегда даёт нам право на ошибку. Но всё же в памяти остаются крупицы воспоминаний о рассказах и поступках наших родных.

Мы с вами последние поколения, знающие об ужасах войны из уст её участников, наших с вами родителей и дедов. В настоящее время историю пытаются перевернуть все, кому не лень. Но мы ещё не забыли, как дорогие нашему сердцу люди, проливая кровь и пот, дошли до Берлина и водрузили знамя Победы над Рейхстагом. Роль нашей страны в победе над фашизмом старательно умаляют, но как может поверить в переписанную историю человек, родственники которого принимали участие в боевых действиях и, не щадя себя, шли на верную смерть, лишь бы защитить свою семью, своё Отечество?

Отец Валентины Павловны, Павел Иванович Саунин, и её дядя, Дмитрий Иванович Саунин, встречали заветную Победу в Берлине. Оба были награждены орденами и медалями за победу над врагом. Не один раз за военные годы были ранены, лечились, но каждый раз возвращались на фронт.

Позже на вопросы дочери о войне Павел Иванович говорил: «Страшно было», - и тут же переводил тему разговора.

Мама Валентины Павловны, в то время ещё Анна Семёновна Коротких, после окончания Конь-Колодезского сельскохозяйственного техникума по распределению поехала в Курскую область, в колхоз Кульбаки Глушковского района, где работал её жених, выпускник того же техникума Семён Ильич Краснящих. Вскоре они поженились.

Молодая семья жила бедно, но надежда на лучшее, счастливое будущее не оставляла супругов. В марте 1941 у них родился сынок. Радости родителей не было предела. Но весь восторг, вся жизнь разрушилась в одночасье, когда объявили о начале Великой Отечественной войны.

Семён Ильич с первых дней войны стал радистом. Но 18 сентября 41-го года связь с ним прервалась. В октябре семья получила сообщение о том, что муж и отец пропал без вести.

Дуновение войны почувствовали все жители Курской области. Голодные, плохо одетые, обутые в лапти белорусы пытались уйти от врага. Местные жители размещали их у себя, кормили, после небольшого отдыха гости продолжали свой путь.

Очень быстро курянам пришлось понять, что беда постучалась и к ним. Осенью 1941 года началась оккупация Курской области.

Анна Семёновна поговорила с соседями, и те обещали взять её с маленьким ребёнком с собой вглубь страны. Но, когда утром женщина пришла к ним, дом был закрыт. Ночью соседи тайком уехали.

Началось страшное. Немцы вошли в село. На передвижение в другие населённые пункты был объявлен запрет. На дверях комсомольцев и коммунистов стали появляться красные звёзды, а это означало только одно - в селе предатели. Время настало чёрное, страшное. Людей арестовывали, расстреливали. Не избежала ареста и Анна. Её с ребёнком и других односельчан закрыли в маленьком доме. Позже фашисты выводили на улицу по одному человеку на расстрел.

Когда в очередной раз открылась дверь, Анна Семёновна крепко обняла сына. Ей казалось, что это были последние минуты жизни. В комнатушку вошёл немецкий офицер и, махнув рукой, приказал: «Арбайтен!».

Работать выгнали в поле. Каждая минута жизни была дороже любого золота, ведь сердце могло остановиться в любой миг. Анна Семёновна вспоминает, как одна девочка пошла к пруду, чтобы набрать воды. В тишине раздалась автоматная очередь. Раненая, она упала и просила о помощи. Люди, работающие в поле, пытались забрать её, но фашисты не подпускали к ней никого - сразу начинали стрелять. Спасти её так и не удалось.

Вскоре началась знаменитая Курская битва. Когда было сломлено сопротивление, фашисты убегали в панике через село. По дороге, словно озверевшие, они стреляли во всё и вся.

Анна Семёновна и её соседка взяли детей, тёплые одеяла и ушли вглубь болота, расположенного на краю села, чтобы там спрятаться от фашистов. Шёл дождь. Двое суток, пока отступали фашистские грузовики и танки, уходила пехота, они сидели в болоте, укрывшись одеялами. Даже маленькие дети всё понимали и не плакали. В один момент женщины услышали в камышах шорох. Думали - фашисты. Но из кустов показалась морда овчарки. Женщины прижались друг к другу, крепко закрыли ладонями деткам рты и приготовились к худшему. Собака, увидев их, должна была залаять и позвать хозяев, но вместо этого приблизилась к ним, обнюхала и ушла.

Глушковский район освободили в сентябре 1943 года. Люди начали восстанавливать разрушенное врагами хозяйство. Жизнь продолжалась. Предатели, прислуживавшие фашистам, ходили по домам и умоляли не рассказывать о них представителям власти, милиции.

Выжить в нечеловеческих условиях, когда жизнь висит на волоске, - настоящий подвиг.

Спустя годы, Анна Семёновна с сыном вернулась в Хлевное, на свою малую родину.

Когда она рассказывала дочке Валентине о том, что пришлось ей пережить в годы войны, та начинала плакать и просила больше об этом не говорить. Так было страшно. Но судьбы наших близких, родных людей - это наша история, наша боль. И мы должны хранить эту память, чтобы каждый знал - нет ничего страшнее войны.



На снимке: Анна Семёновна Коротких

война.люди.память

Previous post Next post
Up