red dawn

Apr 10, 2012 21:48



Престольный праздник Флора и Лавра в пермском селе Большая Коча.

После того как жертву отвязали от столба и завели в воду (а точнее, на бетонную плиту, лежавшую в реке возле берега), он приступил к освящению. Вынув из-за пояса длинный нож, обмочил его в реке. Затем черпаком набрал воды и начал обливать ею голову быка, тихо читая заговор для успокоения животного, который должен сделать агонию быка непродолжительной (В.И. Гагарин отказался поделиться с автором текстом заговора, объяснив, что в таком случае слова потеряют силу). После того как жертва была освящена, один из забойщиков нанес по шее быка сильный удар топором. Животное упало, и другой забойщик уже ножом перерезал быку горло. Когда животное перестало подавать признаки жизни, В.И. Гагарин вложил ему в рот пучок травы. Он объяснил это тем, что душа быка должна уйти на небо сытой.

Речная вода возле берега смешалась с кровью, и люди стали заходить в воду, чтобы умыться. Кто-то подходил только к берегу. Кто-то, обходя быка, умывался, стоя на бетонной плите. Некоторые заходили в холодную воду прямо по колени. Е.А. Демидова, участница нашей экспедиции, слышала, как одна из бабушек сказала другой: "Пойдем. Так делали наши предки".

Тут же, на глазах гостей и любопытной ребятни, началась разделка туши. Несмотря на то, что на берегу реки стояла ширма, чтобы оградить детей от зрелища, никто из них не прятался от происходящего. И более того, им не запрещали смотреть на обряд.

Тушу быка, не разделяя ее на части (в этом отличие от обряда, проводившегося на рубеже XIX - ХХ вв.‚ когда отдельные куски полагались представителям церкви и администрации), разрубили и сложили в котлы, стоявшие здесь же на берегу.

(Из статьи Дмитрия Пантюхина в "Этнографическом обозрении", 2012 №1).
Previous post Next post
Up