Великолепная десятка: ужасы, триллер, хоррор, джалло и китайский вестерн!

Jun 04, 2020 19:49


Добрый вечер! Сегодня я хотела поделиться 10 интересными, на мой взгляд, фильмами. Что-то относится к экспериментальному кино, что-то является классикой немецкого киноэкспрессионизма, а кое-что даже пытается воспроизвести вестерн - правда, в китайских реалиях.





1.«Гуль» (Ghoul, сериал, реж. Патрик Грэхэм,2018, Индия)

«Гуль, гуль среди нас!»

Уничтожаются ценности старого мира, летят в огонь фотографии и книги. Нет, это не «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. И не «Книжный вор» Маркуса Зусака. Это Индия. И ее отдаленное будущее. Террор военного режима держит население в страхе. Военные, под видом заботы о народе, ищут инакомыслящих и бросают их в тюрьму.

Нида сдает собственного отца-профессора военной организации, потому что профессор упорно не хотел мириться с режимом. Он говорил о том, что правительство промывает людям мозги, делая из них послушных марионеток. Отца забрали, но домой его так и не отпустили.



А тем временем Ниду оправляют на особое задание - необходимо провести допрос самого опасного террориста Али Саеда. Но вот действительно ли спецслужбы взяли Али Саеда? Кто он или что он? Это и предстоит узнать на собственной шкуре всем, кому не посчастливилось оказаться в военной тюрьме.

В этом сериале зло, представленное военным режимом, настолько сильно, что уничтожить его может по-шекспировски только еще большее Зло. И оно является в облике мифического существа - гуля.



2.«В тени» (Under the Shadow, 2016, реж. Бабак Анвари, Великобритания, Иордания, Катар, Иран)

Тегеран. Великая исламская революция завершилась, однако ее последствия еще долго будут хлестать спины простого (и не только) народа. Невзирая на просьбы мужа, умоляющего уехать из города и переждать тяжелое время у его семьи, главная героиня с дочкой остаются в Тегеране, который вскоре начинают бомбить.

Этот завораживающий психологический триллер хорошо показывает внутреннее напряжение и перелом в сознании людей, когда к власти пришло новое правительство: с новыми требованиями, с новыми запретами, новыми ограничениями.



Фильмы ужасов становятся популярными, если поднимают в завуалированной форме фобии, что завладели обществом. В сериале «Гуль» страх оказаться «не таким», как все, воплощает в себе мифическое существо. И эта фраза «Гуль! Гуль среди нас!» звучала много раз на протяжении кровавой истории: охота на ведьм в Средневековье (да и маккартизм туда же), уничтожение евреев, сталинские репрессии и т.д.

В фильме Бабака Анвари ужас всего происходящего воплощается в образе джинна. А гуль Патрика Грэхэма - этот тот же самый джинн, просто его другая разновидность. Интересно, что оба эти образа связаны с войной и террором.



3.Душа (Vinyan, реж. Фабрис Дю Вельц, Франция, Бельгия, Великобритания, Австралия, 2008)

Супруги Жанна и Пол потеряли своего сына Джошуа во время цунами 2005 года. Оправившись от страшной потери, они снова начинают жить. Но однажды это хрупкое равновесие нарушает кадр из документальной съемки . Жанна уверена, что на пленке - их пропавший ребенок. Всеми правдами и неправдами, заплатив огромную сумму денег, супруги нелегальным путем проникают в Бирму. Так начинаются их поиски.



Я бы охарактеризовала этот фильм как психологический триллер, если бы не одно но - была мистика или не была? Не могу сказать с уверенностью, так как фильм балансирует на грани «или-или». Но в первую очередь - это все-таки драма, которая держит в напряжении до самого конца, до шокирующего до боли финала.



4.«Сауна» (Баня, реж. Анти-Юсси Аннила, Финляндия, Чехия, 2008)

Всякое беззаконие как обоюдоострый меч: ране от него нет исцеления. Грех твой найдет тебя.

Библия

В 1595 году наконец-то завершилась война между Россией и Швецией. Она длилась 25 лет. Совместная русско-шведская комиссия по демаркации земель отправляется в путь. Навстречу ей движется другая комиссия, с которой они должны встретиться в одной точке.

В первую комиссию входят двое братьев - старший Кнут и младший Эрик. Кнут, воевавший всю жизнь, помешался на жестокости и смерти. Он продолжает делать то, к чему привык, хотя война уже закончилась. Младший брат Эрик, напротив, вел жизнь мирного горожанина, и ужасы войны его не затронули.



Тем не менее, им всем предстоит испытание, когда отклонившись от курса, они набредут на странное поселение, не обозначенное на карте, прямо посреди болота. В этом поселении есть старая баня, в которой (по испуганным перешептываниям поняли путники) можно смыть свои грехи.

Они ждут, эти грехи, и зовут тебя из бани голосами умерших, тех, кого ты приговорил к смерти: кого ты убивал мечом, кто горел на костре по твоему наушничеству, кого ты оставил умирать во тьме.

Мрачный, цепляющий хоррор, густо замешанный на фольклоре финно-угров, не оставит равнодушным никого. Темные, приглушенные цвета, безрадостное небо над головой, свинцовая вода мелких озер - все это давит на зрителя, создавая впечатление некой обреченности.



И вот уже ты, зритель, бредешь по этим проклятым болотам, бредешь, словно в проклятой туманной Похъеле из финской «Калевалы». Христианство и язычество, грех и добродетель - все переплелось в этом фолк-хорроре. И все-таки, можно ли отмыть грех?



5.«Цвет» (Die Farbe, реж. Хуан Ву, Германия, 2010)

Все любители творчества «господина из Провиденса» помнят самый сильный его рассказ «Сияние извне». В свое время рассказ произвел настолько мощное впечатление на Стивена Кинга, что он положил идею Лавкрафта в основу знаменитого романа «Оно». Экранизации «Сияния извне» не очень-то и везло: 5 фильмов, из которых лишь один, черно-белый «Цвет», смог более или менее передать лавкрафтианскую атмосферу.

Действие переносит нас в Германию, вдобавок практически весь фильм черно-белый (за исключением пурпурного молекулярного сияния). Тем не менее, режиссеру Хуану Ву удалось передать атмосферу ужаса, который постепенно овладевает людьми.



Режиссер мастерски нагнетает саспенс, при этом мы не устаем любоваться изысканными черно-белыми кадрами - настоящий рай для эстета. Конечно, концовку тоже изменили, но это тот редкий случай, когда подобное уместно.

Порадовало более или менее следование оригиналу. Слава Богу, здесь нет альпак и отсылок к фильму «Нечто». Но есть медленно нарастающее безумие, которое грозит поглотить всех, кто имел несчастье увидеть «цвет из иных миров».



6.Черно-белое кружево от Райнера Сарнета: мрачная сказка "Ноябрь" (2017)

Фильм «Ноябрь» является экранизацией книги эстонского писателя Андруса Кивиряхка «Гуменщик, или Ноябрь». Райнер Сарнет разворачивает перед нами историю жизни эстонских крестьян конца 19 века, историю, пропитанную местным фольклором . Молодая крестьянка Лина влюбляется в сельского парня по имени Ханс. Однако Хансу нравится Луиза, дочка немецкого помещика.

Но наша история начинается не с этого. Она начинается с кратта - существа-робота, созданного крестьянином из подручных вещей (утюгов, косы, пилы и т.д.). Кратты помогают в работе, вот только оживить кратта помогает нечистая сила в обмен на человеческую душу.



Зритель попадает не просто в бедное село. Он попадает в иномирье: место, где прошлое, настоящее и будущее слились воедино. Там смерти нет, есть лишь другая, еще более измененная реальность. Покойники приходят покушать в дом к родственникам и помыться в бане, с ними можно поговорить о своих проблемах, пожаловаться.

Зло не всегда выглядит уродливо, как Черт в этом фильме. Иногда оно приходит в сиянии света, как прекрасная Моровая Дева, сеющая смерть и разруху. Добро и Зло, грех и невинность, грязь и чистота, дремучее невежество, суеверия и мудрость, надежда и беспросветность - каждому свое время, свой час.



В фильме чувствуется сильное влияние Яна Шванкмайера с его сюрреализмом и философской направленностью. Но не менее сильно влияние и другого известного режиссера - Роберта Эггерса, а именно, его фильма «Ведьма: Сказки Новой Англии».

Отмечу - фильм "Ноябрь" следует смотреть только на эстонском языке с русскими субтитрами.

Тем не менее, музыкальность голоса является важной эстетической составляющей этого фильма. Эта особенность снова отсылает нас к фильмам Роберта Эггерса "Ведьма" и "Маяк".



Удивительной красоты фильм с прекрасной музыкой (за что отдельное спасибо Михалу Яцашеку) оставляет в душе след. «Ноябрь» от Райнер Сарнета - это мистическая притча, чья белизна ослепительно сияет, погрузившись во тьму.

Три шедевра немецкого киноэкспрессионизма

Помню, я думала: «Боже мой, немое кино - это наверняка такая скука. Оно же немое, ну что там может быть интересного? Сюжет? Да я заскучаю на первых же минутах!».

Но однажды я скачала один из фильмов и села смотреть. Выражение лиц, жесты - эти люди смогли показать горе, радость, волнение, печаль без пространных диалогов. И эта потрясающая по силе воздействия музыка…она подчеркивает, оттеняет эмоции, несет тебя вслед за героями навстречу судьбе.



Я не буду расписывать , что такое немецкий киноэкспрессионизм. Скажу коротко - послевоенная Германия пребывала в глубочайшем духовном кризисе. Неясность, тревога, нарастающее социальное напряжение, потаенные страхи - все это находит отражение в фильмах.

Тьма, безумие, убийства, тайные пороки, искаженная реальность, паранойя, недоверие к власти - вот что проходит красной нитью через все эти фильмы.



7.«Усталая смерть» (Der müde Tod, 1921)

• Жанр: фэнтези, триллер, драма

• Страна: Германия

• Режиссёр: Фриц Ланг

• Музыка: Карл-Эрнст Зассе, Джузеппе Бечче, Питер Ширманн

• Длительность: 97 мин.

У молодой девушки Смерть похищает любимого человека. Неунывающая невеста отправляется на поиски таинственного Похитителя, и в конце-концов его находит. Глядя на страдания невесты, Смерть предлагает той выполнить три задания. Если девушка сможет спасти трех человек, то Смерть вернет ей возлюбленного. Но все ее попытки окончились неудачей.

Тогда Смерть дает ей последнюю возможность - за час необходимо найти человека, который согласится отдать свою жизнь в обмен на жизнь возлюбленного невесты. Сможет ли она найти такого человека и вызволить своего жениха?



Эта философская притча напоминает сказку «Мать» Г.Х. Андерсена и отчасти несколько книг Терри Пратчетта. Кроме того, мотив обмена одной жизни на другую можно встретить в сказках разных народов. Усталая Смерть…она устала, потому что никто не может ее победить. Это из серии детских вопросов: «Кто стрижет парикмахера? Кто шьет сапоги сапожнику?». А кто убьет Смерть? Кто придет за ней? Нет ответа.



Фильм «Усталая смерть» - это холодная сказка, тяжелая притча. А если учесть, что фильм создавался в крепчающих условиях восходящего фашизма, то фраза: «Найди мне чью-то жизнь в обмен на жизнь возлюбленного» - звучит особенно мрачно.



8.«Кабинет доктора Калигари» (Das Cabinet des Dr. Caligari, 1920).

• Жанр: триллер, ужасы, детектив

• Страна: Германия

• Режиссёр: Роберт Вине

• Музыка: Ричард Марриотт, Альфредо Антонини, Джузеппе Бечче, Михаэль Клубертанц, Тимоти Брок, Райнер Фиртельбёк, Лотар Прокс

• Длительность: 71 мин.

Главный герой рассказывает жуткую историю о таинственном убийце, что охотится по ночам. «Кабинет доктора Калигари» - это закрученный триллер - детектив, где мастерски нагнетается саспенс. В маленьком городке все странно: пространство искажено, нарушены законы перспективы, тени нарисованы прямо на стенах (привет Тиму Бертону).



Изломанное, больное пространство словно затягивает внутрь, делая тебя частью этой жестокой и захватывающей игры. Я смотрела этот фильм, затаив дыхание. Что в нем истинно, а что ложно? Кто в нем истинен, а кто ложен? Кто такой на самом деле доктор Калигари? И кто же этот неуловимый убийца?



9.«Руки Орлака» (Orlac’s Hände, 1924)

• Жанр: ужасы, фантастика, триллер, преступление, детектив

• Страны: Австрия, Германия

• Режиссёр: Роберт Вине

• Музыка: Хеннинг Лонер, Пол Мерсер

• Длительность: 92 мин.

В результате крушения поезда у музыканта Орлака настолько сильно пострадали руки, что врач был вынужден их ампутировать. Однако доктор смог приживить Орлаку другие руки, чтобы тот смог снова играть. Вот только позже выяснилось, что руки эти принадлежат казненному преступнику. И с этой минуты покой навсегда покинет Орлака и его любимую жену.



Могут ли руки убийцы сделать убийцей самого Орлака, толкнуть на преступление? Мистика оказывается на поверку вовсе не мистикой, а лихо закрученным психологическим триллером, напоминая манерой и стилем Альфреда Хичкока. И неспроста, потому что Хичкок многое почерпнул у немецкого киноэкспрессионизма.

Ощущение раздвоенности, отчаяния, надежды -меня переполняли эмоции. Поразило, насколько сильно любят друг друга Орлак и его жена. Действительно, такая крепкая семейная пара сможет выстоять и выдержать все удары судьбы. Немеркнущая любовь среди ужаса и отчаяния - и все это под великолепную музыку Пауля Мерсера, которую он написал в 2008 году.



10.Эротический сон, навеянный Альфонсом Мухой: французское джалло

«Странный цвет слез твоего тела» (реж.Элен Катте, Бруно Форцани, Бельгия, Франция, Люксембург, 2013)

Когда видишь имена Элен Катте и Бруно Форцани, то первое, что приходит в голову, это фильм «Горечь» (Amer, 2009). Так что если вам понравился их первый фильм, то наверняка понравится и второй.

Сюжет кажется простым - мужчина возвращается из поездки и обнаруживает пропажу жены. Так начинаются его долгие психоделичные поиски по всему многоквартирному дому. К середине фильма я поняла, что мне уже не важен сюжет. «Странный цвет слез» - это интересный образчик экспериментального кино, который погружает нас в атмосферу модерна (он же арт-нуво).



Витражи, лестницы, картины, даже постер фильма - все это выполнено в стиле арт-нуво. Плавные линии перил, словно изгибы женского тела, скрип кожи, вздохи и шепоты, темные тона и полутона - фильм пропитан эротизмом, чувственностью и… изощренным насилием.

Но даже насилие здесь возведено в ранг искусства, а смерть - до финальных содроганий оргазма. Фильм настолько насыщен эротическими символами, что действует на уровне подсознания.

Бонус для расслабления: "Пусть летят пули" (Rang zi dan fei, реж. Цзян Вэнь, Китай, Гонконг, 2010)

image Click to view



Вы любите «Темную Башню» Стивена Кинга? Как насчет спагетти-вестернов от Серджио Леоне? Мечтаете встретиться в полдень у салуна с Клинтом Иствудом - показать, у кого самый быстрый револьвер на Западе? Быть может, вы поклонник Джима Джармуша?

Если хоть на один из вопросов вы дали утвердительный ответ (или просто согласно кивнули) - то вам сюда! Вестерн в китайском исполнении - китайские актеры, китайский городок, китайские проблемы…



20-е годы, место действия - Китай. В сонный маленький городишко, заправляемый бандитской порукой, прибывает…нет, не шериф! Прибывает другой бандит. Множество неловких моментов, мистификации, жульничество, убийства - теперь никто не назовет этот городок сонным.

Отменный черный юмор, потрясающая игра актеров. Слышишь, шериф? А может, ну его, этот городок?! Путь сами разбираются - и пусть летят пули!

Приятного вечера!

список, китайский вестерн, хоррор, кино, триллер, ужасы, джалло

Previous post
Up