Странное название для этой книги. Да, в ней много детей - не по возрасту, а по статусу, они до конца книги остаются детьми других действующих лиц. И составляют важную часть жизни своих родителей. Какое-то время они даже являются детьми по возрасту, но это сравнительно небольшая часть книги. Книги, в которой, на мой взгляд, нет ничего детского.
Пожалуй, жанр можно охарактеризовать как "сагу". Это рассказ о жизни нескольких семей, переплетенных между собой и с историей страны. А в стране в это время и феминизм расцветает буквально на глазах, и технический прогресс набирает обороты, и первая мировая война приходит и забирает с собой часть персонажей.
Я даже не могу сказать, понравилась мне эта книга или нет. Я все чаще сталкиваюсь с невозможностью судить о чем-либо в этой категории. Скорее, впечатлило или нет. Заставило о чем-то задуматься или нет. Проскользнуло мимо или задело.
Эта книга задела.
Самым странным в ней мне показалось вот что. Практически все ее герои так или иначе связаны с искусством, но искусство это преподносится в какой-то приниженной форме. Например, Бенедикт Фладд - гончар, наделенный редким талантом. Но все, что делает он и его ученик Филип, упорно именуется "горшками". Эти горшки торчат из каждой строчки - "я хочу лепить горшки", "горшки остывают после обжига", "погибла целая партия горшков". Но вот в тайной комнате обнаруживается коллекция творений Фладда, в которой изображены его дочери в крайне сексуальном виде. Детальная прорисовка гениталий шокирует и одновременно завораживает увидевших все это. И эти творения названы "вазами". Вот все пристойное - горшки, а ЭТО - вазы.
Другая героиня - Олив - пишет книги. Сказки для детей, за что именуется Матушкой Гусыней. В целом, именуется довольно снисходительно. В книге присутствует и театр - это семейные постановки под открытым небом и выступления кукольника там же, в саду. Все это как-то мелко, любительски, несолидно. Но вот писательство, театр и куклы объединяются ради настоящей постановки на настоящей театральной сцене. Рождается спектакль "Том-под-землей". И это доводит до самоубийства настоящего, живого Тома, для которого - и про которого - в свое время был создан этот сюжет.
То есть получается, что существует некое "бытовое искусство" - горшки, сказки, постановки - и оно безвредно и незначительно. И есть другое, "настоящее", которое уродует и даже убивает. Странное получилось наблюдение...
А еще в книге очень много подробных описаний политической обстановки, действий феминисток, событий, связанных с первой мировой войной. Слишком подробных, на мой взгляд. Они, пожалуй, излишне отягощают сюжет. Ведь для иллюстрации феминизма было бы достаточно показать судьбы двух девушек - героинь книги. Одна упорно билась за право стать врачом и достигла цели. Другая ходила по митингам, пыталась уничтожить произведение искусства в музее и попала в тюрьму. Два очень разных пути, разных способа достижения одной цели - заявить о себе, своих правах и желаниях.
Сложная книга, очень неоднозначная.