После очередного занятия с инструктором по вождению я его попросила честно сказать, какие у меня перспективы, насколько я обучаема, каковы мы успехи по сравнению со средними на данном этапе. Он подумал и высказался.
Во-первых, сказал, что в целом все нормально, уровень неплохой, виден потенциал. Что сдать я должна и ездить буду неплохо, если не заброшу. Это все очень обнадеживало.
А потом он поделился своим наблюдением. Вообще, если подумать, в любой деятельности мы проявляем себя, показываем свой характер, свою индивидуальность. И со стороны это видно. И вот мой инструктор сказал, что я стараюсь изо всех сил, но до первой ошибки. Стоит мне ошибиться, как я сдаюсь - становлюсь невнимательной и попросту "отбываю" урок до конца. Он деликатно списал это на мою ранимость. Но дело, пожалуй, в другом.
Я давно это за собой замечаю. Если с утра проспала и встала позже, чем собиралась - все, день пропал, уже ясно, что ничего путного не выйдет. Но даже если утро сложилось как надо, другая неприятность в течение дня способна аннулировать все его достижения. Например, неприятный телефонный разговор выбивает меня из колеи настолько, что весь день автоматически считается неудачным.
Видимо, это такая разновидность перфекционизма. Все должно быть безупречно от начала до конца. Любой косяк, любая помарка сводят на нет всю картину в целом. Как страничка в прописи за первый класс - без единой помарки, иначе никак.
Господи, неужели это навязший в зубах комплекс отличницы?! Про него столько говорят в последнее время, что даже странно, как это наиболее продвинутые родители до сих пор не начали ругать детей за пятерки... Ведь отличник - это ужасно. Это человек, лишенный собственного мнения, научившийся только угождать учителям ответами точно по учебнику. Куда ему до сметливого, изворотливого троечника, который ничего не учил, но поднапрягся и уболтал учителя на четверку!
Я была отличницей. Но вот убейте меня, если вспомню в своем классе хоть одного смышленого троечника. И позже, когда работала в педагогическом вузе и ходила к студентам на практику в школу, тоже не видела. Ни один троечник не вертелся как уж на сковороде, пытаясь избежать плохой оценки за невыученный урок. Потухшие глаза, выражение тупого упрямства на лице, иногда попытки услышать подсказку - вот и все.
Ой, куда меня занесло... Я вообще-то пишу о себе и своих тараканах, существенно снижающих мою эффективность. Вот сейчас, например, у меня не заладилась неделя. Сегодня среда, а продвижения по планам практически никакого. И возникает большой соблазн спустить остаток недели на тормозах и уже с понедельника начать все заново. С чистого листа, без помарок.
Кажется, все же комплекс отличницы... :)